О скудном сервисе и обильной рекламе
- Выпей вина, - бодро предложил Мартовский Заяц.
Алиса посмотрела на стол, но не увидела
ни бутылки, ни рюмок.
- Я что-то его не вижу, - сказала она.
- Еще бы! Его здесь и нет! - отвечал Мартовский Заяц.
Льюис Кэрролл.
"Приключения Алисы в Стране чудес"
Существует странная закономерность: каждый последующий компьютер, факс, принтер, ксерокс часто покупается не в той фирме, в которой был куплен предыдущий. Ситуация "повторного неприхода" может иметь место в любом бизнеса, но есть обстоятельства, повышающие вероятность такого неприхода. Приведем несколько примеров:
ПРИМЕР 4
В некоторых банках без предварительной заявки не выдают пару тысяч рублей, предъявляют необоснованно жесткие требования к оформлению платежных поручений; деньги отправляют на следующийдень.
ПРИМЕР 5
Во многих компьютерных фирмах в случае выхода оргтехники из строя во время гарантийного срока, не выезжают к Клиенту, а требуют, чтобы он сам привозил технику в сервисный центр. Даже если Клиент является покупателем целой сети компьютеров. А то, что специалист компьютерной фирмы должен систематически посещать фирму-абонента, проводить профилактический осмотр его техники и чистку деталей, а если надо, то и устранять мелкие неполадки, - это высокая латынь.
ПРИМЕР 6
Определенные службы почтовой экспресс-доставки доставляют пакет получателю, но к отправителю за ним курьера не посылают, требуя, чтобы отправитель принес пакет сам.
Зачастую качественное обслуживание Клиента требует гораздо меньше средств, чем любая рекламная акция! Вот и получается, что денег на рекламу тратится много, но даже эффективную рекламу плохой сервис способен обнулить. Мало сделать вход в Фирму по лестнице из чистого золота - нужно, чтобы и сервис был соответствующим.
ТАБЛИЦА 2
Типовая задача | Типовое самооправдание руководителя | Действительная причина опасения руководителя |
• Неудовлетворительный сервис приводит к тому, что Клиент отказывается от приобретения товара или услуги. | Часто над проблемой сервиса просто не задумываются, но если слышат упреки, то обычно оправдываются так: • Мы удерживаем низкие цены, сервис приведет к удорожанию товаров и услуг. • Так делает большинство подобных фирм, некоторые из них успешны. • Дополнительные услуги спрашивает малое число Клиентов, значит, большинству они просто не нужны. • У нас раньше это было сервисной услугой, но ничего хорошего из этого не вышло. • В другой фирме оказывают такую услугу, но разве они успешнее нас? | • Обычно причин для опасения нет, есть лень и нежелание продумать, как организовать сервис наиболее технологично и недорого. |
Тут появилась Королева и увидела, что в соседнем магазине
Клиентов носят на руках. Она побагровела от ярости и завопила во
весь голос: "Позвать сюда отдел рекламы! Отрубите им голову!"
Почти цитата
ИСТОРИЯ 3
О ДОБРОМ КЛИЕНТЕ
И СЛОГАНАХ ЗЛОГО ПЕРСОНАЛА
- А ты здесь откуда? - спросила Алису Королева.
- И куда это ты направляешься? Смотри мне в глаза! Отвечай вежливо!
И не верти пальцами! Когда говоришь, открывай рот немного шире
и не забывай прибавлять: "Ваше Величество".
Льюис Кэрролл.
"Приключения Алисы в Стране чудес"
Если в предыдущей истории речь шла о сервисной политике, которой придерживается Фирма, то теперь речь пойдет о политике обслуживания Клиентов, которую выбирает себе каждый сотрудник, причем на свое усмотрение.
ПРИМЕР 7
- Девушка, покажите, пожалуйста, этот костюм.
Что таков эта ваша "разруха"? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? (...) Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартирв петь хором, у меня настанет разруха.
М. Булгаков "Собачье сердце"
У человека есть две причины что-то сделать: та, что привлекательно звучит, и истинная причина.
Дж. Пирпонт Морган
- Щас,- встает с тяжелым вздохом продавец.
ПРИМЕР 8
(из разговора по телефону)
- Скажите, пожалуйста, а у Вас есть картриджи для струйного принтера?
- Нет, мы ими не торгуем и торговать больше не будем... Мы ксероксами занимаемся, - на другом конце провода кладетсятрубка.
-
Иногда кажется, что своими визитами Клиент нарушает покой сотрудников заведения, их привычный размеренный ритм жизни.
Кроме неумения общаться с Клиентом персонал можно уличить в "дедовщине", подобной той, что существует в армии. Хотя в сфере обслуживания она присутствует в других формах. Сотрудники всех сфер, от мала до велика, неосознанно (а чаще - сознательно) проверяют впервые обратившегося Клиента на умение "держать удар".
ПРИМЕР 9
-Я не могу принять это платежное поручение, здесь указан98 год, а сейчас 1998-й.
Догадается ли Клиент и хватит ли у него решимости потребовать: от операционистки - обоснованного возврата платежного поручения; от продавца - заполнения гарантийного талона; от ма-никюрщицы - обработки приборов в спирте... Речь идет как о прямом хамстве (как это ни банально), так и об отсутствии элементарных знаний в своей области.
ПРИМЕР 10
- Какова технология взаимодействия с web-мастером? В каком формате Вам предоставить статьи?
- Нет такой проблемы, которую бы мы не могли решить.
Сказывается также отсутствие корпоративной культуры, профессионально поставленных речевых модулей, ответов на вопросы и возражения, вообще понимания того, что Клиент - это тот, за счет кого живет Фирма.
ТАБЛИЦА 3
Типовая задача | Типовое самооправдание руководителя | Действительная причина опасения руководителя |
• Некачественное обслуживание Клиента сотрудниками фирмы резко снижает вероятность покупки товара или услуги. | • В нашей стране все продавцы заражены совдеповским сервисом, а это впитывается с молоком матери. • В некоторых магазинах перед Клиентом заискивают и ходят за ним по пятам, это приводит к тому, что у Клиента возникает ощущение навязанной покупки (другая крайность). • Со временем персонал приобретет опыт, обучится... • Сколько человеку инструкций ни пиши, все равно его не проконтролируешь, он будет делать все по-своему. | • Боязнь увольнять и наказывать сотрудников (это скандал, испорченные отношения, месть плохой работой, тем более что часть персонала - это родственники или знакомые). • Неумение правильно подбирать персонал, незнание критериев отбора. • Неуверенность в том, что новые сотрудники будут лучше. • Отсутствие представления о том, что и как должен говорить сотрудник Клиенту. • Отсутствие навыков в создании и внедрении фирменных стандартов и корпоративной культуры (попытки чаще всего оказываются излишней суетой). |
Тут появилась Королева и увидела Клиентов,
обходящих ее
магазин за три версты.
Она побагровела от ярости и завопила
во весь голос: "Позвать сюда
отдел рекламы!
Отрубите им голову!"
Почти цитата
Предприниматели терпят неудачи из-за того, что, предпочитай наезженную колею, не могут заставить себя пойти на перемены... Сапожник редко начинает по-новому ставить подметку, а ремесленник редко начинает мастерить по-новому по собственной воле.
Генри Форд
ИСТОРИЯ 4
О ВЕЧНОМ (О ДЕНЬГАХ)
- Но знаете, Вам нужна горничная,
- сказала Алиса.
- Тебя бы я взяла с удовольствием,
- откликнулась Королева.
— Два пенса в неделю
и варенье на завтра!
- Спасибо, но мне, право, сегодня не хочется!
- Сегодня ты бы его все равно не получила,
даже если б очень захотела,
— ответила Королева.
- Правило у меня твердое:
варенье на завтра!
И только на завтра!
Льюис Кэрролл.
"Приключения Алисы в Стране чудес"
Объясните такой феномен (он замечен неоднократно в фирмах разного профиля и в разных городах): в двух рядом стоящих магазинах одной и той же фирмы продавцы обслуживают Клиентов совершенно по-разному. В одном магазине сотрудники приветливые, настроенные на работу с Покупателем, в другом - злые и агрессивные. Причина этого часто кроется в системе зарплаты, вернее, в обиде на несправедливую оплату.
ПРИМЕР 11
В одной и той же фирме один магазин торгует ковровыми покрытиями, а другой - обоями. И в том, и в другом магазине продавцы получают процент от выручки. Но ковровые покрытия дороже обоев и "идут" лучше (такова ситуация на рынке в описываемый момент). В результате оплата у продавцов ковровых покрытий выше, хотя процент они получают меньший.
Продавцы обоев недовольны такой несправедливостью и "дружат против фирмы". Причем эта "дружба" выражается в озлобленности на Покупателей. Продавец подсознательно не хочет, чтобы товар купили - он таким образом мстит фирме недополученной прибылью, даже в ущерб себе. Это чувствуется по фразам: "Все поред Вами", "Выбирайте, что нравится", "Я же не знаю, подойдут ли эти обои к интерьеру Вашей комнаты, может, Вы их в ванную наклеите", "Откуда мне знать, отвалятся они или нет?"[27]
ПРИМЕР 12
Фирма торгует аксессуарами для шитья. Два фирменных магазина находятся в квартале друг от друга. Зарплата продавцов - процент от выручки. Но магазин, который открылся позже, находится в людном месте, и Покупателей там всегда больше. Кроме того, он "стянул" на себя Покупателей второго магазина. Конфликт налицо. Продавцы, обделенные Покупателями, сидят в полупустом салоне и грубят Клиентам.
ПРИМЕР 13
Обратная ситуация: директор небольшого магазина одежды в летний сезон платил продавцам процент от выручки. В период кризиса курс доллара резко вырос и цены - тоже. Кроме того, летняя одежда сменилась на зимнюю, которая значительно дороже.
В результате от каждой проданной вещи продавец стал получать в 3 раза больше, чем до кризиса, хотя на бирже труда зарплаты продавцов за это время практически не выросли. Директор, не зная, как дать задний ход такой ситуации, стал третировать продавцов и упрекать их в получении незаслуженных денег, придираться к каждому слову, что явно не стимулировало работу в торговом зале.
Когда идет негласная вражда между дирекцией и подчиненными, страдает и Фирма в целом, и Клиенты. В результате проблему "заметают под ковер" и пытаются "решить" более простым способом.
Часто приглашают психолога, чтобы он изучил склонности людей к торговле, например в зависимости от "психотипа продавца", и наладил межличностные отношения[28]. Также заказывают деловые игры, тренинги, слоганы.
Даже существует мифология, что продавцу через силу можно вложить "в уста" некую рекламную мантру (например, новый слоган), которая будет оказывать небывалое воздействие на Покупателей: "Не хотят по-хорошему - будет по-плохому. Вот когда продавцы будут вынуждены говорить правильные слоганы, тогда уж им никуда не деться, будут хорошо работать, как миленькие..."
ТАБЛИЦА 4
Типовая задача | Типовое самооправдание руководителя | Действительная причина опасения руководителя |
• Неразработанная система заработной платы убивает стимул к работе. | • Если человек не хочет работать, его невозможно заставить никакими стимулами. | • Отсутствие четкого представления, как стимулировать правильно. • Боязнь, что в результате решения проблемы возникнет опасность переплаты сотрудникам. |
На самом деле тренинги, деловые игры и речевые модули очень важны, но они эффективны при здоровой обстановке в коллективе и желании продавца работать в данной фирме, с данным руководством.
Тут появилась Королева и увидела,
что Клиенты "выбирают то, что им нравится",
но в другом магазине.
Она побагровела от ярости и завопила во весь голос;
"Позвать сюда отдел рекламы! Отрубите им.голову!"
Почти цитата
ИСТОРИЯ 5
О ДРУГОМ БИЗНЕСЕ