Концептуальное обоснование улучшения пенсионной системы и социальной поддержки пожилого населения

Система пенсионного страхования в России в стадии реформирования, проходит сложный период. ПФР РФ не в состоянии обеспечить в полной мере государственные пенсионные обязательства за счет собственных источников. Разбалансированность бюджета ПФР, покрываемого из средств федерального бюджета, достигла значительных масштабов. До конца не реализованными в пенсионной системе основные страховые принципы.

Механизмы функционирования пенсионной системы нуждаются в модернизации и развитии, направленном на достижение гарантированного социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения при долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Главные проблемы современной пенсионной системы РФ:

· разбалансированность бюджета пенсионного фонда;

· низкий уровень доходов и заработка работников, которых не хватает не только на формирование достаточных пенсионных накоплений, но даже на текущее потребление большинства застрахованных лиц;

· девальвация пенсионных прав застрахованных лиц;

· отсутствие системы страхования пенсионных накоплений;

· низкая эффективность инвестирования средств пенсионных накоплений;

· отсутствие заинтересованности большинства граждан в формировании пенсионных накоплений;

· непрозрачность и неэффективность работы большинства негосударственных участников пенсионной системы.

Проблема повышения пенсионного возраста в РФ обсуждается уже с первых шагов рыночных преобразований пенсионного обеспечения с 1990-х гг. ом идеологические позиции сторонников и противников повышения возраста практически не изменяются. Одной из причин такого противостояния следует считать отсутствие конкретных экономических расчетов на основе актуарных методов долгосрочного прогнозирования, которые позволяют — количественно оценить сложившийся уровень проблем и экономические последствия изменения возраста для государств.

В современных социально-экономических условиях проблема повышения пенсионного возраста в России приобрела особую остроту. Пенсионный возраст позиционируется сторонниками его повышения как главный фактор экономии бюджетных средств, которая достигается путем сокращения численности новых назначений страховой пенсии при переносе календарной даты этих назначений.

Высокая динамика старения населения в экономически развитых странах и России неизбежно потребует в ближайшее время решения вопросов национальной и государственной идентичности, а к середине XXI века определит принципиально другой экономический и социальный облик стран Западной Европы, России, Китая и США.

Существующая пенсионная система и система социального обеспечения частично учитывают процесс старения. Механизмы адаптации людей пожилого возраста к трудовой деятельности пока не созданы. Государственную политику в этой сфере предстоит разработать.

Старение населения приводит к возрастанию в старших возрастных группах рисков заболеваний с тяжелыми и катастрофическими последствиями, предупреждение которых выступает задачей номер один социальной политики государства для этой группы населения. Расходы на медицинскую помощь и помощь по уходу неподъемны для подавляющего большинства пенсионеров, а потому пожилые остаются беззащитными перед рисками старости.

Качество жизни престарелых людей зависит от понимания «рисков старости» и поддержания здоровья на приемлемом уровне. Для этого в промышленно развитых странах в последнее время все большее внимание уделяется программам подготовки к выходу на пенсию. С этой целью проводят соответствующие учебные курсы, включая знания по «поддержанию здоровья».

От состояния здоровья зависит выстраивание жизненных стратегий в пожилом возрасте: ориентация на трудовую и общественную деятельность или на заслуженный отдых, позволяющий поддерживать угасающие силы; выбор образа жизни (в семье или одиноко), включая определение необходимости в социальной поддержке со стороны социальных учреждений или родственной помощи.

Целесообразны такие основные направления государственной политики по регулированию вопросов занятости пожилых:

  • стимулирование работодателей и работников к продлению трудовой жизни пожилых работников с помощью системы преференций;
  • создание благоприятных условий труда для пожилых работников путем сокращения дневного или недельного рабочего времени, включая работу с неполной занятостью, увеличением отпуска, приспособления характера выполняемой работы к условиям максимального сохранения здоровья работников и обеспечения регулярного наблюдения за состоянием их здоровья;
  • совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости пожилого населения, его гармонизация с международными нормами, направленными на создание благоприятных возможностей занятия трудовой деятельностью в пожилом возрасте;
  • стимулирование работодателей по созданию учебных центров подготовки пожилых работников к жизнедеятельности в пожилом возрасте.

Другим направлением государственной политики в этой сфере может стать разработка и реализация государственной программы занятости пожилых работников, включающая:



  • введение в функции служб занятости деятельности, направленной на уравнивание шансов лиц, претендующих на получение работы, формирование информационной базы о занятости пожилых работников;
  • проведение занятий с работодателями и другими заинтересованными лицами по обеспечению непрерывной занятости пожилых работников;
  • организация работы учебных центров по профессиональному обучению пожилых работников, повышению квалификации и получению новых специальностей.

Вопросы социальной поддержки пожилых граждан можно успешно решить лишь совместными усилиями семьи, общества и государства. Семья несет основной груз заботы о пожилых родственниках: от элементарной помощи в быту до медицинской и социальной помощи. То есть второе важным направлением государственной политики - разработка и реализация государственной программы по оказанию помощи семье в вопросах социальной поддержки пожилых граждан, нуждающихся в длительном уходе.

Слабость существующей пенсионной системы состоит не только «в отдельных недостатках её механизмов», но и в незавершенности формирования страховых пенсионных институтов, в слабой увязке систем заработной платы и пенсионного страхования, следствием чего является отсутствие должной мотивации к финансированию обязательного и добровольного пенсионного страхования со стороны работодателей и работников.

Институт обязательного социального пенсионного страхования - основной институт пенсионного обеспечения индустриального этапа экономического развития - не приобрел должного развития и находится на этапе становления.

Старение населения вызывает необходимость применения различных институтов для повышения доходов пенсионеров и усиления их социальной поддержки. Важнейшими могут стать следующие институты:

  • обязательного социального пенсионного страхования, в финансировании которого должны принимать участие не только работодатели, но и сами работающие;
  • обязательного социального страхования по уходу (долгосрочный уход после тяжелых болезней) (работодатели, государство и сами работающие);
  • завещаний и покупки аннуитета за счёт сбережений и имущества граждан; контролируется как государственными органами, так и общественными организациями пенсионеров.

Важнейшей задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования: работодателей, государства и работников.

Непременным условием для этого должны послужить нормативные (законодательные) и договорные формы повышения заработной платы у работников с низкими ее уровнями, а также выравнивание ее размеров у крайних децильных групп, по возможности до соотношения 1:10. Государство должно научиться решать задачи борьбы с бедностью путем формирования налоговых (нестраховых) механизмов, позволяющих обеспечивать базовый уровень социальной защиты (социальные пенсии, пособия и медицинская помощь) и предохраняющих население от крайней бедности (нищеты), а также проводить активную государственную политику на рынке труда (повышение занятости).

Пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинская помощь в стареющих обществах становится крупнейшей статьей публичных расходов и требует около 1% ВВП на каждый процент пенсионеров. В этой связи возможно ввести страхование по уходу за одинокими пенсионерами, инвалидами и другими категориями населения, нуждающимися в регулярной и систематической помощи на дому, а также осуществлять государственную программу диспансеризации пожилого населения и создать социальную инфраструктуру их реабилитации после тяжелых болезней.

Основная литература

http://studme.org/58744/strahovoe_delo/sotsialnoe_strahovanie

Наши рекомендации