Концептуальное обоснование социального страхования и социальной защиты: доктрины естественных прав и социальной справедливости, пожизненного страхования рабочих

Развитие и становление взглядов на целесообразность механизмов и институтов обязательного социального страхования как определяющей формы социальной защиты наемных работников и их семей в ряду наиболее крупных достижений человечества в решении «социального вопроса».

Эволюция понимания важности применения специализированного страхового института в социальной сфере – долгий путь в становлении современных социально-трудовых отношений, которые основаны на фиксированных трудовых договорах постоянного найма и публично-правовых отношениях, регулирующих защиту работников от массовых и объективных но характеру социальных рисков.

В формирование этой доктрины значительный вклад внесли:

• социальные теории протестантской и католической церкви (43-й Указ английской королевы Елизаветы I о борьбе с бедностью 1601 г., папская энциклика «Рерум новарум» 1891 г.);

• философско-правовые концепции европейских ученых о правовом порядке и правовом государстве (И. Кант, Г. Гегель, английское фабричное законодательство);

• разработки французского ученого-гуманиста Э. Клавьера («Проспект относительно введения пожизненного страхования», 1788 г.);

• теоретические разработки ученых-экономистов А. Вагнера, Л. Гобби в области страхования (60–80-е гг. XIX в.);

• правовые нормы, предложенные канцлером Германии О. Бисмарком, по организации социального страхования в 1890-е гг.

Становление социального страхования как парадигмы социальной защиты наемных работников происходило на протяжении достаточно длительного исторического периода (конец XVIII – 1-я треть XX в.). Существенный вклад в разработку философско-политических концепций и доктрин, оказавших существенное влияние на формирование элементов и механизмов, а позднее и институтов социального страхования, принадлежит французским, немецким и английским ученым, а также политическим деятелям и богословам этих западноевропейских стран.

Формирование института социального страхования связано с утверждением социально-трудовых отношений индустриального общества, основанных на трудовых договорах постоянного найма и правовых отношениях, регулирующих защиту работников от массовых и объективных но характеру социальных рисков.

Доктрины естественных (прирожденных, неотчуждаемых, неотменяемых) прав и социальной справедливости, базирующиеся на традиции философии естественного закона, защитниками которой были Аристотель и Платон, греческие и римские стоики, Цицерон, и средневековые схоласты, теоретически обоснованы в работах Т. Гоббса и Дж. Локка (Англия) и развиты философами французской и немецкой школ – Вольтером, Ш-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Кантом, И. Г. Фихте и Г. Гегелем также были идеологической основой социального страхования.

В их сути представления о необходимости защиты человека и его поддержки, всемерного содействия со стороны государства и общества в улучшении условий жизни на началах социальной справедливости, равенства и законодательных гарантий свободы.

По мнению ученых, есть тесная связь между философией естественного закона, традиционной для античности, эллинизма и средневекового христианства, с одной стороны, и школой естественного права Нового времени, сформированной к концу XVII – началу XVIII в. – с другой. Любовь к ближнему и к отечеству, желание служить им, благородство, чувство долга – все эти доблести, по Цицерону, коренятся в естественном законе, осознаваемом человеком как долг благодаря совершенству его разума.

Доктрина естественного права положительно влияла на формирование социально-правового менталитета граждан, для которых неотъемлемыми ценностями становились культура ответственности личности, их права и свободы, высокая роль отводилась государству, чья главная функция, по их мнению, состояла в гарантии безопасности людей.

Сильная сторона положений естественного права состоит в том, что они опираются на морально-этические и религиозно-философские ценности, способствуют интеграции знаний об отдельных сторонах жизнедеятельности людей в универсальные конструкции организации общественной жизни.

В соответствии с естественным правом неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, личную безопасность, собственность считаются принадлежащими ему изначально и, безусловно.

В наиболее систематизированном виде доктрина социального страхования работников наемного труда сначала нашла выражение в работе французского мыслителя Э. Клавьера, которая была опубликована в 1788 г. См. её название выше. Данная работа отличается глубоким пониманием сущности социального страхования, опередившим взгляды своих современников, по крайней мере, на 100 лет: «Пожизненное страхование приходит на помощь тому чувству, которое связывает индивида с другими индивидами и позволяет ему выжить. Подобное страхование означает безопасность относительно несчастливых обстоятельств, и при этом оно не может повредить ни промышленности, ни индивидуальной активности».

В ней предлагалось организовать пожизненное страхование рабочих с помощью страхования массовых социальных рисков, которое позволяет мобилизовать достаточные ресурсы и является наиболее надежным средством для сокращения масштабов нищенства по установлению правительства и под его опекой и надзором.

Предложенная Клавьером доктрина не встретила поддержку - общественный менталитет того времени основывался на других ценностях, на безоговорочной поддержке принципов личной ответственности и личной предусмотрительности человека в вопросах своего материального положения.

Основоположник доктрины социального страхования - немецкий экономист А. Вагнер, разработавший основные теоретические положения социального страхования на основе распределения и возмещения вреда, послужившие основой для принятия законов, учреждающих институты обязательного социального страхования в Германии в 1882–1890 гг.

Вагнер определил цель страхования как уменьшение вредных последствий отдельных непредвиденных событий для имущества отдельного лица с помощью организации страхового учреждения, которое собирает и распределяет финансовые ресурсы на ряд случаев, которые еще в действительности не наступили с помощью создания страхового фонда.

По воззрениям Вагнера страховой фонд создается путем постепенного перехода части стоимости средств производства на готовый продукт, что выражается в возможности применения для объяснения природы страхования «амортизационной теории страхового фонда», отражающей закономерный процесс постепенного изнашивания любого имущества. Сторонники этой теории утверждают, что нет никакой разницы между мерой износа имущества и мерой риска утраты этого имущества. Поскольку изнашивание есть объективный и неизбежный процесс, то, соответственно, и страхование является формой минимизации расходов, связанных с необходимостью возмещения ущерба.

А. Вагнер указывал на то, что страхование отражает лишь общую вероятность наступления ущерба, которую нельзя заранее относить к каким-либо конкретным объектам.

Экономические предпосылки формирования механизмов социального страхования содержатся в самой природе социально-трудовых отношений индустриального этапа общественного развития, для которого стали характерными функционирование индивидуального работника (вне рамок общины или средневекового цеха), превращение заработной платы в единственный источник дохода нуклеарной семьи как крайне уязвимой ячейки с точки зрения последствий социальных рисков.

Доктрина солидарности Э. Дюркгейма существенно повлияла на формирование института социального страхования.Смысл:солидарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь людей друг другу. Считается, что в любом обществе его члены взаимосвязаны, следовательно, должны отвечать друг за друга и помогать друг другу.

При формировании механизмов социального страхования возникал вопрос о допустимых масштабах солидарного перераспределения финансовых ресурсов между различными группами застрахованных лиц, о властных полномочиях по управлению этим институтом страхователей, застрахованных и государства.

Требовалось концептуально обосновать границы солидарности и личной ответственности. Решить эту проблему в теоретическом плане удалось с помощью доктрины субсидиарности - доктрина оптимальной поддержки,тесно связана с доктринами естественных прав человека и правового государства. В конце XIX – начале XX в. идеи субсидиарности были развиты учеными-католиками в триаде «индивид – общество – государство». В ней высшей ценностью и самодостаточностью обладает индивид. Общество и государство, по их мнению, существуют только благодаря человеку и для человека. Права и свободы личности при этом являются источником всех прав и обязанностей государства и гражданского общества. Субсидиарность означает, что каждый индивид, каждая сообщность людей должны иметь возможность заниматься деятельностью, которую они могут осуществлять.

Исходя изданных постулатов в рамках доктрины субсидиарности ставится и решается ряд взаимосвязанных вопросов по организации оптимальной поддержки членов общества:

• о допустимых рамках вмешательства общества и государства в личную жизнь индивидуума;

• об оптимальных объемах финансовой опеки государства по отношению к общественным структурам, семье и личности;

• о механизмах обеспечения права на самоответственность личности и общественных структур, касающихся возможности самостоятельно выполнять задачи и функции жизнеобеспечения.

Наши рекомендации