Полномочия и функции государственных внебюджетных фондов

Фонды социального страхования (пенсионный, медицинского и социального страхования) - финансово-кредитные некоммерческие учреждения, действующие в области социальной защиты работающих и членов их семей.

Важнейшие характеристики фондов:

– по закону работодатели и работники участвуют в деятельности этих фондов, что определяет их публичный характер; для других субъектов правоотношений деятельность фонов носит гражданско-правовой характер;

– с финансовых позиций фонды социального страхования внебюджетные, т.е. отделены от государственных бюджетов всех уровней, но они имеют свои бюджеты, которые утверждаются федеральными законами; по форме аккумуляции и расходования ресурсов они являются страховыми учреждениями;

– с позиции управления это административно-централизованные организации.

Основное предназначение фондов - аккумуляция и последующее распределение на постоянной основе целевых и централизованных финансовых ресурсов для защиты материального положения работников, организации оплаты медицинской и реабилитационной помощи в случае наступления для них наиболее массовых социальных рисков, связанных с заболеваемостью и несчастными случаями.

Цели страховых ресурсов определяют правовой статус фондов: они организационно обособлены и финансово автономны.

Централизованныйхарактер организации их финансов определяет преимущественно федеральный характер управления ресурсами.

Социальный характер деятельности фондов по решению задач социальной защиты работников придает им атрибут публичной значимости, что находит закрепление в правовом плане с помощью применения принципа обязательности участия в системах социального страхования всех работодателей и работников.

Управляют деятельностью фондов: Правительство РФ (разработка бюджетов, назначение руководителей и контроль), Федеральное Собрание РФ(утверждение бюджетов).

Методологическая основа работы фондов - ряд взаимоувязанных трудовых, социальных и страховых отношений.

1. Наличие государственных норм социальной защиты застрахованных, что объясняет ряд принципиальных условий их функционирования: а) наделение фондов социального страхования властными полномочиями во взаимоотношениях со страхователями (работодателями) по уплате ими страховых взносов; б) обязательная подотчетность и подконтрольность фондов органам государственной власти.

2. Законодательное регулирование круга и величины страховых взносов и выплат, что требует от фондов проведения актуарного обоснования при подготовке проектов бюджетов и рекомендаций по совершенствованию системы на средне- и долгосрочную перспективу.

3. Перенесение правовой ответственности за социальную защиту работников (за социальные риски) с работодателей (при уплате ими страховых взносов) на фонды, которые становятся субъектами правопритязаний застрахованных работников (рис. 1).

Рис.1Механизм переноса правовой ответственности со страхователей на фонды социального страхования

Экономический, финансовый и правовой механизмы социального страхования строятся как единое целое. Для фондов это выражается в формуле: «Вы (страхователи) предоставляете нам финансовые ресурсы, а мы обеспечиваем снятие с вас ответственности».

Такая природа фондов вытекает из самой сути социального страхования, которое является уникальным симбиозом трудовых отношений, объединенных механизмами социальной защиты и страхования. Трудовые отношения и сопутствующие им социальные риски подлежат учету, а работники защищены от них с помощью коллективного страхования. Фонды являются «хранилищами» ресурсов и выступают субъектами ответственности.

Условием эффективной работы фондов - достаточное число страхуемых работников и уплаченных в их пользу взносов: при минимально необходимых затратах участников достигается цель максимальной компенсации последствий рисков.

Ресурсы фондов социального страхования - собственность государства.

Структура фондов социального страхования, величины страховых взносов и виды выплат застрахованным на рис.

Сложный вопрос - правовой статус фондов социального страхования. Фонды как субъекты права в РФ еще не обрели институциональных характеристик страховщиков в системе обязательного социального страхования.

По правовой и социальной природе социальное страхование находится одновременно в правовых полях частного и публичного права.

Рис. Финансовые потоки в системе социального страхования РФ

Классификация правоотношений и их субъектов:

1. частные отношения, в основе частный интерес и частные субъекты, действующие на принципах равенства и свободы воли;

2. публичные отношения, в основе - публичный (общественный) интерес, и публично-властные субъекты, действующие на принципах иерархии и подчинения.

Это позволяет разграничить частные и публичные интересы и обеспечить невмешательство государства в частные дела, а также не допустить действий в частных интересах тех субъектов, которые осуществляют властные полномочия от имени государства.

Правовой статус социальных внебюджетных фондов таков, что ни их самих, ни возникающие с их участием правоотношения невозможно полностью отнести к какой-либо одной из указанных выше групп отношений и субъектов.

Социальные внебюджетные фонды - публично-властные субъекты. Они осуществляют деятельность в сфере социального страхования - сбор страховых взносов, назначение государственных, социальных пособий в денежной и натуральной формах, контроль за объемом и качеством государственных социальных пособий, выплачиваемых в натуральной форме, и т.д.

Эти фонды - часть огромного количества частных отношений. Так, большая часть отношений, в которых в соответствии с ныне действующим законодательством участвуют фонды обязательного медицинского страхования, являются частноправовыми (это отношения со страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями). В Пенсионном фонде и Фонде социального страхования объем частноправовых отношений несколько меньше, но все равно они есть. Это, например, отношения с различными организациями в области инвестирования социальных страховых средств (резервов) с целью защиты их от инфляции, отношения в сфере организации осуществления страховых выплат застрахованным и выгодоприобретателям и т.д.

Наши рекомендации