Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

При продаже предприятия исключительные права на средства ин­дивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продав­ца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации переходят к по­купателю, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 559 ГК).

До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Следует иметь в виду, что в состав предприятия как предмета про­дажи в соответствии с законом не включаются права, полученные продавцом на основании разрешения (лицензии) на занятие соответ­ствующей деятельностью (например, право на оказание транспорт­ных, аудиторских услуг и т.д.). Такие права не подлежат передаче по­купателю предприятия, если иное не установлено законом или ины­ми правовыми актами.

Передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при от­сутствии такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность (п. 3 ст. 559 ГК).

Статья 132 ГК говорит о возможности продажи предприятия как в целом, так и в части (имея в виду, например, возможность продажи цеха или участка производственного предприятия).

Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами.

С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия.

В ролипродавца предприятия по общему правилу могут выступать

· гражданин-предприниматель

· юридическое лицо, которым пред­приятие принадлежит на праве собственности.

· уполномоченный государственный орган (при продаже имуще­ственного комплекса, принадлежащего унитарному государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления), выступающий от имени соответствующего публичного образования как собственника прода­ваемого имущества, но не само унитарное предприятие.

Покупателями предприятия могут быть

· граждане-предпринимате­ли,

· юридические лица,

· государство,

· муниципальные образования.

Помимо общих требований к покупателям предприятия, закреплен­ных в гражданском законодательстве, в законодательстве о привати­зации и несостоятельности (банкротстве) могут устанавливаться осо­бые требования к ним.

Преддоговорные действия сторон и заключение договора продажи предприятия

Перед заключением данного договора стороны должны

1. совершить предварительные действия по удостоверению состава продаваемого предприятия,

2. провести аудиторскую проверку его деятельности и

3. осу­ществить оценку предприятия как бизнеса.

На основании их результа­тов в соответствии со ст. 561 ГК должны быть составлены и рассмот­рены сторонами:

· акт инвентаризации;

· бухгалтерский баланс;

· заключение независимого аудитора о составе и стоимости пред­приятия;

· перечень долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований;

· документ об оценке предприятия.

Условие о цене является существенным условием договора прода­жи предприятия. При отсутствии в договоре согласованного условия о цене продаваемого предприятия он считается незаключенным (п. 1 ст. 555 ГК). При определении цены предприятия принимается во вни­мание не только стоимость составляющего его имущества. Цена пред­приятия как бизнеса напрямую зависит от его деловой репутации, ре­номе — goodwill. Внешне это выступает как цена знаков индивидуализации, которая иногда может быть сравнима с ценой передаваемых материальных активов или даже значительно превышать ее.

7 ВОПРОС ДОГОВОР ПОСТАВКИ: понятие, содержание, виды. Особенности

Наши рекомендации