Большинство специалистов исходят из норм

Большинство специалистов применяют стандартные подходы к решению проблем определенного типа. Существуют общие принципы, которыми они руководствуются. Обычно это хорошо проверенные способы лечения или разрешения проблем, и обычно они дают хорошие результаты. Но если вы считаете, что рекомендация специалиста вам не подходит, вам придется объяснить, почему вы не являетесь «нормой». Согласитесь, что для большинства людей эта рекомендация очень хороша, и покажите, чем отличается ваш случай.

Помните, что себя вы знаете лучше. Кардиолог или адвокат на основании представленных ему данных будет видеть в вас, скажем, «30-летнюю женщину» (или что-то еще абстрактное). Но они не знают вас лично. Они не могут знать, пока вы им не скажете, что ваш случай, возможно, не является типичным. И вам необходимо будет объяснить им, в чем именно.

Не бойтесь задавать вопросы

Если полученные ответы вас не удовлетворили, не бойтесь задавать вопросы. Только вежливо!

Полезные примеры:

«А можете Вы предложить другие варианты?»

«Ни одно из Ваших предложений меня не привлекает. Есть что-нибудь еще?»

«Можете Вы объяснить немного подробнее, почему Вы считаете, что этот вариант лучше, чем…?»

Если речь идет о медицине, не забывайте, что вы вправе отказаться от предлагаемого лечения. Это ваше тело, и вы всегда имеете право сказать «нет». Если рекомендация врача вам не нравится, вы всегда можете сказать, что вам нужно подумать. И хороший врач вас поймет.

Во многих случаях врач ставит ошибочный диагноз или адвокат дает неверный совет потому, что пациент или клиент представил не все факты, относящиеся к делу. Если у вас есть сомнения или вы располагаете сведениями, которые, как вам кажется, могут быть важными, скажите об этом! И не стесняйтесь. Большинство врачей и юристов слышали и не такое. Лучше не стесняться и получить дельный совет, чем постесняться и получить неверный совет.

В общении с врачом и юристом очень важно четко и правильно понять, какой именно совет был вам дан или какая информация предоставлена. Известен ряд жутких историй о пациентах, которые неправильно поняли, как принимать назначенные лекарства. Если вы не уверены, что правильно поняли специалиста, попросите его объяснить еще раз, а еще лучше – записать для вас всю необходимую информацию.

Если по возвращении домой вы вспомните, что забыли сказать специалисту что-то, на ваш взгляд, важное, свяжитесь с ним и скажите. В большинстве случаев это можно сделать по телефону. И если вам даже придется приехать к нему еще раз, в худшем случае вы потратите какое-то время, но можете предотвратить катастрофическое решение.

Здесь я говорил в основном о врачах и адвокатах, но все сказанное применимо и к любым другим специалистам, с которыми вам может понадобиться иметь дело. Задавайте вопросы. Не бойтесь показаться глупым. Даже если вопрос кажется вам банальным, но тревожит вас, задайте его! Во многих таких взаимоотношениях вы – клиент, который платит деньги, и поэтому вправе отнять у специалиста столько времени, сколько сочтете нужным для того, чтобы получить полное удовлетворение.

Проверяйте специалиста

Даже после того как вы задали свои вопросы, нет ничего плохого в том, чтобы попросить дополнительную информацию, если ответы вас не вполне удовлетворили. Любой хороший профессионал понимает, что принять плохие новости трудно и что подтверждение их путем обращения к нескольким источникам может помочь.

Полезные примеры:

«Большое спасибо за объяснения всего этого. Тут есть, о чем подумать. Где бы я мог что-нибудь прочесть об этом, чтобы лучше понять? Есть ли хороший-веб-сайт?».

«То, что вы сказали, очень огорчило меня. Я думаю, мне было бы полезно обсудить это еще с кем-то. Можете вы кого-нибудь рекомендовать?».

Не стесняйтесь проверить сказанное специалистом сведениями, которые сможете найти в Интернете либо расспрашивая друзей или других специалистов. Если ваш кредитный брокер дает странный совет, поинтересуйтесь мнениями других специалистов и проверьте факты по сайтам банка.

С другой стороны, если сведения из Интернета или рекомендации врача вашего друга разойдутся с тем, что говорил ваш врач, это не значит, что он был не прав. Может быть много причин, по которым ситуация вашего друга отличается от вашей. Но и не стесняйтесь еще раз обратиться к своему врачу и вежливо спросить, в чем разница, если это вас тревожит.

Трудные специалисты

До сих пор я исходил из предположения, что врач, юрист или иной профессионал – действительно хорошие специалисты. Но встречаются и другие – заносчивые и высокомерные. Они дают вам понять: вам очень повезло, что вы их нашли. Иметь с ними дело очень трудно, особенно, если вы плохо себя чувствуете. Помните, что высококлассные специалисты так себя не ведут. Напротив, если человек старается показать себя самым лучшим, это вполне может быть признаком его неуверенности в себе. В таком случае вам лучше поискать другого специалиста. На случай, когда такой возможности нет, вот вам несколько советов.

Во-первых, если человек не умеет себя вести, это еще не значит, что он плохой специалист в своем деле. Во-вторых, не думайте, что его грубость направлена лично на вас. Вряд ли дело в том, что именно вы ему не нравитесь. Возможно, он так ведет себя со всеми. Это его не оправдывает, но поможет вам понять, что вы имеете дело с трудным человеком. В-третьих, не отвечайте на грубость и заносчивость грубостью. Спокойно, не повышая голоса, попросите дальнейших объяснений. Наконец, помните, что вы всегда можете попросить его порекомендовать другого специалиста или найти его сами. Вам нет нужды терпеть грубость, если вы при этом не получаете нужной услуги.

Если в отношениях с профессионалом у вас возникли трудности, вам нужно очень тщательно выбирать тактику общения. Помните Золотое правило 3: важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это говорите. Говоря с сотрудницей дома престарелых, которая ухаживает за вашими родственниками, важно быть спокойным, вежливым, убедительным, польстить, если нужно, – в общем, «обработать» ее, чтобы добиться от нее того, что вам нужно.

Обращение наверх

Почти все специалисты являются членами профессиональных организаций. И если вы остались недовольны услугами специалиста, вы можете обращаться в эти организации. Это хотя бы позволит вам получить какие-то разъяснения. Однако большинство профессиональных организаций предпринимают какие-то карательные меры к специалистам только в том случае, когда те явно опускаются существенно ниже ожидаемых стандартов обслуживания.

Правильно:

Врач: «Мне не очень понятно, зачем Вы пришли снова. На прошлой неделе я сказал Вам, что у Вас все в полном порядке».

Сэм: «Большое спасибо, что Вы приняли меня еще раз. Но с прошлой недели у меня возникли сильные боли здесь и здесь».

Врач: «Но на прошлой неделе я тщательно обследовал Вас, и все было в порядке».

Сэм: «Я понимаю, но эти боли – новые, и они сильно беспокоят меня. Меня очень успокоит, если Вы обследуете меня еще раз».

Врач: «Ну что-ж, давайте посмотрим».

Краткие выводы

Со специалистами будьте вежливы и уважительны. Помните, что при всех их познаниях и опыте только вы знаете о себе все, что можно знать. Если совет специалиста вас смущает, вам нужно объяснить, чем ваш случай нетипичен. Не стесняйтесь задавать вопросы. Проверяйте рекомендации специалистов сведениями из других источников. И помните, что в итоге принимать решение, пользоваться ли рекомендацией, предстоит вам. Выбор за вами.

Практические советы

Научитесь пользоваться Интернетом для проверки всей информации, касающейся ваших проблем. Не стесняйтесь задавать вопросы специалисту. Проверяйте, правильно ли вы поняли рекомендации специалиста и правильно ли ответили на все его вопросы.

Наши рекомендации