Бюджетная система РФ. Принципы бюджетной системы.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов. В соответствии с законодательством РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты гос-ых внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.
важнейшими принципами бюджетного устройства РФ являются: единство (единство правовой базы,
денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и т.д.); принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов;
принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы бюджетов различных уровней
подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; сбалансированность -
в идеале объем предусмотренных расходов должен соответствовать предусмотренным доходам; минимизация дефицита бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласность; достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.
20. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета РФ.
Доходы: Бюджетные доходы складываются из налоговых доходов, доходы от целевых бюджетных фондов. Доходы от предпринимательской деятельности. Безвозмездные отчисления.
Налоговые доходы: налог на прибыль; налог на товары и услуги, лицензионные сборы, регистрационные сборы, акциз; налог на совокупной доход; налог на имущество, налог на операции с цен. бум.; платежи за пользование природными ресурсами; налог на внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деят-ть (экспортные и импортные пошлины) и др.
Не налоговые доходы: доходы от имущества, находящегося в гос-ой или муницип-ой собственности (дивиденды по акциям, принадлежащим гос-ву, доходы от сдачи в аренду гос-ого имущества); доходы от продажи нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи в сборы; штрафные санкции, возмещение ущербов; доходы от внешнеэкономической деятельности (% по гос.кредитам, таможенные сборы и пр.) и пр.
Безвозмездные перечисления: от нерезидентов, от бюджетов др.уровней, от государственных ВБФ, от гос.организаций, ср-ва, передаваемые в цедевые бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов: дорожные фонды; фонд Минатома; целевые бюджетные фонды СРФ.
Расходы:Государственное и муниципальное управление; Национальная оборона; Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; Осуществление международной деятельности; Поддержка отраслей сферы материального производства; Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения; На науку, культуру, искусство; Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов; Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.
21. Понятие и значение бюджетной классификации.
Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»).
Она имеет важное значение, так как используется для:
· составления, утверждения и исполнения бюджета;
· контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
· обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
· составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация утверждена ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» от 15.08.1996 №115-ФЗ (в редакции от 5.08.2000 № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; расходов бюджетов; источников финансирования дефицитов бюджетов; видов государственных долгов РФ, субъектов Федерации и местных органов власти.
Бюджетная классификация включает в себя:
1) классификацию доходов бюджетов РФ; 2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; 4) классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5) классификацию источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета; 6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ,
субъектов РФ, муниципальных образований; 7) классификацию видов государственного внешнего долга
РФ и государственных внешних активов РФ; 8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетная классификация, касающаяся пп. 1, 2, 3,4, 6, является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и ОМС при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общих принципов построения и единства в бюджетной классификации РФ. Используется только при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета: ведомственная классификация расходов федерального бюджета, классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ. Ведомственная
классификация бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными (представительными) органами
субъектов РФ. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней, бюджетной системы РФ.
22. Понятие и стадии бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – совокупность действий органов исполнительной и законодательной власти по разработке и осуществлению финансирования бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Процедуры бюджетного процесса:
1. Сводное финансовое планирование и прогнозирование – оценка доходной и расходной части бюджета на основании перспективных финансовых планов (на 3 года) и сводных финансовых балансов.
2. Составление, рассмотрение и утверждение проектов бюджета. Проект ФБ разрабатывается Минфином за 12 мес. до начала планируемого года. Проекты территориальных бюджетов составляются органами СРФ и муниципальных образований. Рассмотрение и утверждение ФБ ГосДумой в 4 чтениях, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом
3. Исполнение бюджета в течение бюджетного года – это процесс мобидизации и использования бюджетных ср-в, в которых участвуют органы исполнительной власти, налоговые, финансовые, кредитные учреждения..
4. Анализ и контроль исполнения бюджета. В процесс исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета регистрируются в бюджетном учете на основе плана расчетов. Аудит исполнения бюджета может быть внутренним (осуществляется Минфином), внешним (осуществляется контрольно-ревизионными органами, Счетная Палата и т.д.)
23. Налоговое право и его источники.
Налоговое право— это подотрасль финансового права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами, совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К источникам налогового права можно отнести:
1) международные источники:
а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;
б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);
в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;
г) решения международных судов о толковании международных соглашений;
2) Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;
3) специальное налоговое законодательство:
а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);
б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
4) общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);
5) подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:
а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);
6) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ;
б) акты по вопросам налогообложения судебных органов:
а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);
б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).