Денежный рынок и его особенности.
Денежный рынок –часть финансового рынка, отражающая спрос и предложение денег, а так же формирование равновесной «цены» денег.
Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Участники: банки, небанковские кредитные организации, предприятия и организации различного типа (юр. лица), физ. лица и др. финансово-кредитные учреждения.
Инструменты денежного рынка:
1. Различные краткосрочные ценные бумаги (облигации, казначейские векселя, муниципальные векселя, коммерческие векселя, банковские векселя)
2. Краткосрочные кредиты (межбанковские кредиты и коммерческие кредиты)
3. Сделки РЕПО — продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа
Подходы к объяснению спроса на деньги:
1) Неоклассический подход –спрос на деньги определяется объемом национального производства и скоростью обращения денег
2) Кейнсианский подход –выделяет 3 мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности: трансакционный –для текущих сделок; мотив предосторожности –на случай непредвиденных обстоятельств; спекулятивный мотив – для повышения доходов в будущем (пр: за счет колебаний цен на ценные бумаги).
M/P |
i |
Mt |
M/P |
i |
Ma |
Спекулятивный спрос(на финанс. активы, Ma) – основан на обратной зависимости между политической ставкой % и курсом облигаций.
M/P |
i |
Md |
Общий спрос на деньги(MD) – равен сумме MD=Mt+Ma; зависит от номинальной ставки % и объема ВВП.
В целом предложение денег (Ms) не зависит от % ставки.
Равновесие денежного рынка –может нарушаться из-за изменения спроса или предложения. Нарушение равновесия приводит к колебаниям % ставки. % ставка восстанавливает равновесие. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги.
Инфляция и ее виды.
Инфляция – устойчивая тенденция роста общего уровня цен.
Дефляция -устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.
Дезинфляция –снижение темпа инфляции.
Стагнация –состояние экономики, хар-ся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода.
Стагфляция –развитие инфляционных процессов в условиях экономического спада и депрессивного состояния.
Агфляция – процесс опережающего увеличения цены с/х продукции по сравнению с общим ростом цен.
Виды инфляций:
1. По типам повышения цен:
- ползучая (умеренная) – до 10% в год;
- галопирующая – 10-100 (200) % в год;
- гиперинфляция – до 500-1000% в год.
2. По форме проявления:
- открытая (рын.эк-ка, смеш.эк-ка)
- скрытая (подавленная) – пр: в СССР
- (инфляционный шок)
3. В зависимости от факторов, порождающих инфляцию:
- инфляция спроса– когда «слишком много денег» (слишком бол. кол-во денег охотится за слишком малым кол-ом товаров)
- инфляция предложения– рост цен, спровоцируемый ростом издержек произв-ва в условиях недоиспользования производственных ресурсов
4. По степени ожидания роста цен:
- ожидаемая
- неожидаемая
5. По степени сбалансированности:
- сбалансированная
- несбалансированная
Причины инфляции:
Нарушение пропорций национального хозяйства из-за действия различных факторов (нарушение общего развития)
- общеэкономических (эк-ая политика страны, фазы эк-го цикла, уровень произв-ва ВНП, наличие платежного кризиса и т.д.)
- социальный (принятие соц. программ и степень их реализации, методы и источники их финансирования)
- финансово-кредитных (проведение мер, направленных на стабилизацию денежного обращения, денежно-кредитное регулирование и т.д.)
Измерение инфляции:
1. Индекс потребительских цен (ИПЦ):
- метод Ласпейреса – индекс цен, где в качестве весов используется набор благ базисного периода:
- метод Пааше – индекс, где в качестве весов используется набор благ текущего периода = дефлятору ВВП
- методом Фишера – отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значения:
2. Темп инфляции (RI):
3. если периоды с разной инфляцией
если периоды с одинаковой инфляцией
если RI1 очень мала (<1%), n – кол-во периодов
Реальная ставка (r) –процентный прирост за год покупательской способности суммы, лежащий на срочном вкладе. Она зависит от ставки %, которую в этом случае называют номинальнойи годового уровня инфляции (RI).