Принципы построения и функционирования логистич систем
Принципы построения и функционирования логистич систем
Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой.
Логистические системы строятся по определенным принципам. Основными принципами создания и функционирования логистических систем являются:- системный подход, учитывающий взаимодействие всех подсистем и элементов системы между собой и с окружающей средой. Системный подход позволяет удерживать систему как целое, когда проектируются и изучаются ее составные части;- наличие обратных связей, в качестве которых в логистике рассматривается спрос потребителя. Наличие обратных связей в системах – предпосылка оптимальности их функционирования. В качестве критерия оптимальности в логистических системах обычно принимается минимум затрат материальных и трудовых ресурсов на удовлетворение спроса; - т.к. логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней рыночной среды, и решения часто нужно принимать в условиях недостатка или даже отсутствия необходимой информации, логистические системы должны обладать высокой адаптационной способностью; - стратегическое планирование производства должно быть ориентировано на цели (зачем выпускается товар? нужен ли он? будет ли он продан?), а не на процессы (полностью использовать оборудование), а стратегическая ориентация - на регионы, а не на отрасли.
Логистическое управление, между тем, может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне.
Макрологистическая система - система управления, охватывающая промышленные, снабженческо-сбытовые, торговые, транспортные предприятия и организации в регионе.
Цель таких систем - обеспечение эффективного взаимодействия всех указанных предприятий для получения максимальной прибыли каждым из них.
Здесь решаются вопросы: 1 выбор формы снабжения; 2 выбор вида транспорта и рациональной организации перевозок; 3 рациональное размещение складского хозяйства; 4 разработка общей концепции распределения. Микрологистическая система - система управления, охват-ая внутрипроизв-ую лог деят-ть фирмы, вкл подг-ку и планир-ие про-ва во взаимосвязи со снабжением, сбытом, транспортно-складскими и погрузочно-разгрузочными работами.
Микрологистические системы являются, таким образом, подсистемами макроструктур, строящимися внутри также на принципах логистики.
Функциями микрологистики являются: 1реализация плана поставок в соответствии с потребностями производства, которые, в свою очередь, ориентированы на выполнение заказов потребителей; 2 контроль плана сбыта в соответствии с имеющимися заказами; 3 создание необходимых условий для транспортировки продукции. Из производственных функций логистики особое значение имеет транспорт, в связи с чем из общей логистики выделяют самостоятельную часть - транспортную логистику, основанную на соединении экономических интересов отправителя, получателя и связывающего их транспортного комплекса. Основной целью транспортных логистических систем является доставка товаров в нужном количестве и ассортименте и в максимальной степени готовых, к потребителю в требуемое им место при данном уровне логистических издержек. Основной частью логистических издержек при этом являются транспортно-заготовительные расходы (в США ~60% от суммы логистических издержек).
Виды транспортных договоров
Деят-ть тр-та явл. предприним-кой и состоит в перемещении гр-в., пас-ров и багажа за вознаграждение в целях получения прибыли. Перевозка гр-в, пас-ров и багажа осущ-ся на основании договора перевозки. В число тр-ных договоров входит также договор буксировки, которым предусматривается перемещение не самих гр-в, а тр-ных ед-ц как самоходных, так и несамоходных (барж, лихтеров, плотов и т.д.), с грузом и нет. Перевозка, осущ-мая коммерч-ой орг-ей, признается перевозкой тр-ом общ. пользования, если из закона, иных норматив. актов или выданной организации лицензии вытекает, что она обязана осущ-ть перевозку гр., пасс-ра и багажа по обращению любого лица.
Договор перевозки тр-ом общ. пользования явл. публичным договором. Массовый характер перевозок, осущ-мых тр-ом общ. пользования, исключает возможность заключения договора в результате индивид-ых сговоров м/у сторонами. Поэтому на всех видах тр-та широко распространены стандарт. формы, в которых тр-ная ор-ция предлагает клиентуре условия будущ. договора. Договоры, которые заключ. коммер-ми тран-ми организациями, осущ-ми перевозки тр-том общ. пользования, относятся к категории договоров присоединения.
По договору перевозки гр. перевозчик обяз-ся доставить вверенный ему отправителем гр. в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение гр. лицу (получателю), а отправитель обяз-ся уплатить за перевозку гр. установленную плату.
Из приведенного определения следует, что договор перевозки гр. явл.:
- реальным (права и обязанности сторон возникают с момента передачи груза - перевозчик может доставить только вверенный ему груз);
- двусторонним;
- возмездным;
- договором в пользу третьего лица, т.е. получателя груза.
Сторонами договора перевозки гр. могут быть физ. и юр. лица. Осущ-ть перевозки грузов в кач-ве предпринимательской деят-ти вправе граждане, зарегистрированные как индив-ные предп-ли, и тран-ые предприятия явл-ся коммерческими орг-ями. Договор перевозки гр., заключаемый специализированными тран-ми орг-ями, как правило, относится к числу публичных договоров.
По договору перевозки пассажира перевозчик обяз-ся перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обяз-ся уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Если договор перевозки гр. реальный, то договор перевозки пассажира консенсуальный: имея на руках билет, пассажир вправе требовать предоставления места в тран-ом ср-тве и доставки в пункт назначения. Договор перевозки багажа, тесно связ-ый с договором перевозки пассажира явл. договором реальным.
По договору об орг-ции перевозки гр. перевозчик обяз-ся в установленные договором сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке гр. в обусловленном объеме.
Такой договор по своей природе явл. предварительным, предусматривающим в будущ. заключение осн. договора - договора перевозки гр. на условиях, оговоренных в предварительном договоре.
Орг-ция перевозок составляет предмет соглашений не только м/у перевозчиком и грузовладельцем, но и м/у тр-ми орг-ями. М/у орг-ями различ. видов тр-та в соответствии с правилами, содержащимися в тр-ных уставах и кодексах, могут заключаться договоры об орг-ции работы по обеспечению перевозов гр. - узловые соглашения, договоры на централизованный завоз или вывоз гр. и др.
Процесс перевозки гр. для отправителя или грузополучателя может начинаться или завершаться услугами эксп-ра по договору тр-ной экспедиции. По договору тр-ной экспедиции экс-тор обяз-ся за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение опр-ных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой.
Из опр-ния следует, что договор экспедиции - консенсуальный, двусторонний и возмездный. Предмет договора - оказание услуг, но не любых, а связанных с перевозкой гр. Содержанием услуг могут быть как фактические действия экс-ра - погрузка и выгрузка гр., хранение гр. и пр., так и действия юр-кие - выполнение таможенных и иных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
Договор перевозки груза
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст.785 ГК РФ).
Из приведенного определения следует, что договор перевозки груза является:
- реальным (права и обязанности сторон возникают с момента передачи груза - перевозчик может доставить только вверенный ему груз);
- двусторонним;
- возмездным;
- договором в пользу третьего лица, т.е. получателя груза.
Сторонами договора перевозки грузов могут быть как юридические лица, так и физические. Осуществлять перевозки грузов в качестве предпринимательской деятельности вправе граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, и транспортные предприятия являющиеся коммерческими организациями. Договор перевозки грузов, заключаемый специализированными транспортными организациями, как правило, относится к числу публичных договоров (ст.426 и 789 ГК РФ).
Договор перевозки пассажира
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст.786 ГК РФ).
Если договор перевозки грузов реальный, то договор перевозки пассажира консенсуальный: имея на руках билет, пассажир вправе требовать предоставления места в транспортном средстве и доставки в пункт назначения. Договор перевозки багажа, тесно связанный с договором перевозки пассажира, напротив, является договором реальным. Об этом свидетельствует использованное в ст.786 ГК РФ словосочетание «сдача багажа», т.е. договор перевозки багажа считается заключенным только после фактической передачи вещей перевозчику.
Принципы построения и функционирования логистич систем
Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой.
Логистические системы строятся по определенным принципам. Основными принципами создания и функционирования логистических систем являются:- системный подход, учитывающий взаимодействие всех подсистем и элементов системы между собой и с окружающей средой. Системный подход позволяет удерживать систему как целое, когда проектируются и изучаются ее составные части;- наличие обратных связей, в качестве которых в логистике рассматривается спрос потребителя. Наличие обратных связей в системах – предпосылка оптимальности их функционирования. В качестве критерия оптимальности в логистических системах обычно принимается минимум затрат материальных и трудовых ресурсов на удовлетворение спроса; - т.к. логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней рыночной среды, и решения часто нужно принимать в условиях недостатка или даже отсутствия необходимой информации, логистические системы должны обладать высокой адаптационной способностью; - стратегическое планирование производства должно быть ориентировано на цели (зачем выпускается товар? нужен ли он? будет ли он продан?), а не на процессы (полностью использовать оборудование), а стратегическая ориентация - на регионы, а не на отрасли.
Логистическое управление, между тем, может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне.
Макрологистическая система - система управления, охватывающая промышленные, снабженческо-сбытовые, торговые, транспортные предприятия и организации в регионе.
Цель таких систем - обеспечение эффективного взаимодействия всех указанных предприятий для получения максимальной прибыли каждым из них.
Здесь решаются вопросы: 1 выбор формы снабжения; 2 выбор вида транспорта и рациональной организации перевозок; 3 рациональное размещение складского хозяйства; 4 разработка общей концепции распределения. Микрологистическая система - система управления, охват-ая внутрипроизв-ую лог деят-ть фирмы, вкл подг-ку и планир-ие про-ва во взаимосвязи со снабжением, сбытом, транспортно-складскими и погрузочно-разгрузочными работами.
Микрологистические системы являются, таким образом, подсистемами макроструктур, строящимися внутри также на принципах логистики.
Функциями микрологистики являются: 1реализация плана поставок в соответствии с потребностями производства, которые, в свою очередь, ориентированы на выполнение заказов потребителей; 2 контроль плана сбыта в соответствии с имеющимися заказами; 3 создание необходимых условий для транспортировки продукции. Из производственных функций логистики особое значение имеет транспорт, в связи с чем из общей логистики выделяют самостоятельную часть - транспортную логистику, основанную на соединении экономических интересов отправителя, получателя и связывающего их транспортного комплекса. Основной целью транспортных логистических систем является доставка товаров в нужном количестве и ассортименте и в максимальной степени готовых, к потребителю в требуемое им место при данном уровне логистических издержек. Основной частью логистических издержек при этом являются транспортно-заготовительные расходы (в США ~60% от суммы логистических издержек).