Цели, задачи и сроки прохождения учебной и производственной практики

Учебным планом для специальности СПО 38.02.07 Банковское дело (углубленная подготовка) на втором курсе обучения предусмотрена учебная и производственная практика (по профилю специальности) по ПМ 01 Ведение расчетных операций и ПМ 03 Выполнение операций с ценными бумагами

Учебная и производственная практика по профессиональному модулю ПМ 01 Ведение расчетных операций имеет целью комплексное освоение обучающимися вида профессиональной деятельности «Ведение расчетных операций», формирование общих и профессиональных компетенций, а также предусматривает закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение ими необходимых умений и опыта практической работы по избранной специальности, овладение навыками профессиональной деятельности.

Учебная и производственная практика по профессиональному модулю ПМ 03 Выполнение операций с ценными бумагами имеет целью комплексное освоение обучающимися вида профессиональной деятельности «Выполнение операций с ценными бумагами», формирование общих и профессиональных компетенций, а также предусматривает закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение ими необходимых умений и опыта практической работы по избранной специальности, овладение навыками профессиональной деятельности.

Руководители практики от колледжа на основании рабочей программы учебной и производственной практики модуля разрабатывают рабочие программы практики, которые рассматриваются на цикловых комиссиях, согласовываются с работодателями и утверждаются заместителем директора по учебно – производственной работе (УПР).

Учебная практика проводится на базе ГПОУ ПК г. Новокузнецка. Закрепление баз производственной практики осуществляется администрацией филиала на основе договоров об организации практики обучающихся. Обучающимся и их родителям предоставляется право самостоятельного подбора организации - базы практики по месту жительства, с целью трудоустройства.

К практике допускаются обучающиеся, успешно освоившие:

а) междисциплинарный курс 01.01 Организация безналичных расчетов

б) междисциплинарный курс 01.02 Осуществление депозитных операций

в) междисциплинарный курс 01.03 Учет расчетных и депозитных операций

г) междисциплинарный курс 03.01. Операции банков на рынке ценных бумаг

д) междисциплинарный курс 03.02. Учет операций с ценными бумагами.

Учебная практика по профессиональным модулям направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках модуля.

Производственная практика направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности.

Задачи практики: при прохождении практики обучающийся (аяся) должен(а) освоить соответствующие компетенции:

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2 Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3 Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4 Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5 Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6 Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
ПКР Осуществлять банковские операции по вкладам и депозитам
ПК.3.1 Осуществлять пассивные операции с акциями, облигациями, сберегательными и депозитными сертификатами.
ПК 3.2 Осуществлять активные операции с акциями и долговыми обязательствами.
ПК 3.3 Осуществлять операции с векселями.
ПК 3.4 Осуществлять посреднические операции с ценными бумагами.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
ОК 11 Нести ответственность за организацию мероприятий и использование средств, предотвращающих воздействие вредных факторов в процессе труда, за технику безопасности.

Результатом прохождения практики по профессиональному модулю является: освоение практического опыта:

ПО 1по ПМ 01 -Проведения расчетных операций.

ПО 1 по ПМ 03 - Выполнения операций с ценными бумагами

Умений

По ПМ01

У 1. Оформлять договоры банковского счета с клиентами;

У 2. Проверять правильность и полноту оформления расчетных документов;

У 3. Открывать и закрывать лицевые счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

У 4. Выявлять возможность оплаты документов исходя из состояния расчетного счета клиента;

У 5. Вести картотеку неоплаченных расчетных документов;

У 6. Оформлять выписки из лицевых счетов клиентов;

У 7. Рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за расчетное обслуживание;

У 8. Проверять соблюдение клиентами порядка работы с денежной наличностью;

У 9. Рассчитывать прогноз кассовых оборотов;

У 10. Составлять календарь выдачи наличных денег;

У 11. Проводить проверки соблюдения клиентами кассовой дисциплины;

У 12. Выполнять и оформлять расчеты платежными поручениями, аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика, платежными требованиями, в банке поставщика и в банке плательщика, инкассовыми поручениями, чеками;

У 13. Отражать в учете операции по расчетным счетам клиентов;

У 14. Исполнять и оформлять операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов;

У 15. Оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;

У 16. Оформлять и отражать в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней;

У 17. Оформлять и отражать в учете возврат налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей;

У 18. Проводить расчеты между кредитными организациями;

У 19. Осуществлять и оформлять расчеты банка со своими филиалами;

У 20. Вести учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете;

У 21. Отражать в учете межбанковские расчеты;

У 22. Исполнять и оформлять операции по корреспондентскому счету, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России;

У 23 Контролировать и выверять расчеты по корреспондентским счетам;

У 24 Проводить и отражать в учете расчеты по экспортно-импортным операциям банковскими переводами, в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива;

У 25 Проводить конверсионные операции по счетам клиентов;

У 26 Рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за проведение международных расчетов и конверсионных операций;

У 27 Осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки;

У 28 Консультировать клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт;

У 29 Оформлять выдачу клиентам платежных карт;

У 30 Оформлять и отражать в учете расчетные и налично-денежные операции при использовании платежных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

У 31 Использовать специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов, совершения межбанковских расчетов и операций с платежными картами.

У 32 оформлять договоры банковского вклада, депозитные договоры;

У 33 производить расчет, начисление и выплату процентов по вкладам и депозитам;

У 34 отражать в бухгалтерском учете операции со вкладами и депозитами.

По ПМ 03

У1 Консультировать клиентов по условиям обращения и погашения собственных ценных бумаг, о видах и условиях предоставления посреднических услуг на рынке ценных бумаг, о рисках вложений денежных средств в ценные бумаги;

У2 Оформлять документы по выпуску и продаже ценных бумаг банка;

У3 Составлять отчетность по ценным бумагам;

У4 Отражать в учете выпуск и выкуп ценных бумаг банка;

У5 Рассчитывать, оформлять и отражать в учете начисление и выплату доходов (дивидендов, процентов, дисконта) по ценным бумагам банка;

У6 Проводить сравнительную оценку инвестиционного качества ценных бумаг, оценивать степень рискованности инвестиций в различные виды ценных бумаг;

У7 Оформлять документы при совершении операций с ценными бумагами сторонних эмитентов на организованном рынке ценных бумаг;

У8 Оформлять документы при совершении внебиржевых операций купли-продажи ценных бумаг сторонних эмитентов;

У9 Совершать операции по учету векселей сторонних эмитентов;

У10 Осуществлять и оформлять комиссионные операции с векселями;

У11 Отражать в учете операции по приобретению и выбытию ценных бумаг сторонних эмитентов и возникающие при этом доходы и расходы;

У12 Рассчитывать и отражать в учете суммы резервов на возможные потери по приобретенным ценным бумагам;

У13 Проводить и отражать в учете переоценку приобретенных ценных бумаг;

У14 Оформлять и отражать в учете брокерские операции;

У15 Оформлять и отражать в учете операции по доверительному управлению;

У16 Оформлять и отражать в учете депозитарные операции;

У17 Рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за посреднические операции с ценными бумагами;

У18 Использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций с ценными бумагами

Прохождение практики осуществляется в следующие сроки:

учебная – с 25 мая 2015 года по 07 июня 2015 года;

производственная – с 08 июня 2015 года по 28 июня 2015 года.

План прохождения практики

А. План прохождения учебной практики

Порядок прохождения учебной практики включает следующие основные этапы:

1. Изучение порядка выполнения работ по направлениям:

ü Формирование пакета документов при открытии счетов. Создание договора банковского счета

ü Оформление безналичных форм расчетов в зависимости от назначения платежа.

ü Формирование выписок. Оформление мемориальных ордеров на взыскание суммы вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание

ü Формирование документов при кассовом обслуживании клиентов банка

ü Отражение в учете расчетно-кассовых операций

ü Составление сводных платежных поручений и выверка расчетов по корреспондентским счетам

ü Отражение в учете межбанковских расчетов

ü Работа с картотеками при недостаточности средств на расчетном и корреспондентском счетах

ü Заполнение документов при открытии валютного счета и формирование документов валютного контроля

ü Отражение в учете экспортно-импортных операций

ü Формирование документов при валютно-обменных операциях

ü Оформление выпуска собственных акций банка, их реализации

ü Ведение учета и отчетной документации по счетам акционеров, по выпускам ценных бумаг

ü Оформление пассивных операций с ценными бумагами

ü Ведение депозитарного учета и оформление операций с векселями

ü Документальное оформление операций с собственными векселями

ü Оформление посреднических операций банков с ценными бумагами

2. Овладение основами поиска, подбора литературы по вопросам профессиональной деятельности.

3. Овладение основами организации самостоятельной учебной деятельности.

4. Выполнение работ, ведение дневника (задания в Приложении В, дневник в Приложении Б)

5. Подготовка отчета по учебной практике.

Б. План прохождения производственной практики

Порядок прохождения производственной практики включает следующие основные этапы:

1. Получение индивидуального задания.

2. Изучение порядка выполнения работ по направлениям:

ü Открытие и закрытие лицевых счетов в валюте РФ и иностранной валюте

ü Открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней

ü Проверка правильности и полноты оформления расчетных документов. Консультирование клиентов

ü Оформление операций по возврату сумм, неправильно зачисленных

ü Формирование пакета документов при выдаче платежных карт

ü Формирование пакета документов при переводе заработной платы на пластиковую карту

ü Формирование пакета документов при выдаче кредитной карты

ü Операционная работа при утрате пластиковой карты и выдача наличных с картсчета

ü Консультирование клиентов при работе с банкоматами (Работа администратором зала)

ü Отражение в учете расчетных и наличных операций при использовании платежных карт

ü Работа в программе при расчетном обслуживании клиентов

ü Формирование юридического дела клиента, осуществляющего операции с ценными бумагами банка

ü Оформление операций по выпуску и погашению собственных векселей

ü Ведение реестра ценных бумаг

3. Овладение основами поиска, подбора литературы по вопросам профессиональной деятельности.

4. Овладение основами организации самостоятельной учебной деятельности.

5. Выполнение работ в организации – месте практики, ведение дневника практики (Форма в Приложении Г).

6. Подготовка отчета по производственной практике.

3. Выполнение индивидуального задания

По учебной практике индивидуальное задание не составляется, так как она проводится в учебном заведении при непосредственном контроле преподавателя. Каждый обучающийся должен осуществить все виды работ, отраженные в программе практики. По производственной практике составляется индивидуальное задание и виды работ корректируются в зависимости от места прохождения практики. До организационного собрания по практике необходимо заключить договор о прохождении практики, а также обучающиеся должны собрать информацию о деятельности организации – места практики для учета этой информации при выдаче индивидуального задания. Руководитель практики выдает обучающимся индивидуальное задание по производственной практике на организационном собрании. Образец оформления индивидуального задания по производственной практике представлен в Приложении А.

Целью выполнения индивидуального задания является освоение практического опыта и умений (всех или отдельных).

4 Виды и содержание работ практики

4.1 Виды и содержание работ учебной практики

Виды работ Содержание работ
Формирование пакета документов при открытии счетов. Составление перечня документов для открытия счета. Заполнение заявление на открытии счета и карточки с образцами подписей и оттиском печати
Создание договора банковского счета Создание договора банковского счета на основании типового. Подготовка дополнительного соглашения на расчетно - кассовое обслуживание
Оформление безналичных форм расчетов в зависимости от назначения Формирование платежных поручений инкассовых поручений, оформление платежных требований и осуществления перевода электронных денежных средств
Формирование выписок. Оформление мемориальных ордеров на взыскании суммы вознаграждения за расчетно – кассовое обслуживание Заполнение мемориальных ордеров . На основании расчетных документов формируется выписка. Составление корреспонденции счетов по расчетным операциям
Формирование документов при кассовом обслуживании Заполнение объявления на взнос наличными, денежных чеков, приходных и расходных кассовых ордеров. Формирование отчета кассира
Отражение в учете расчетно-кассовых операций Составление журнала б/операций, оборотную ведомость и баланс
Составление сводных платежных поручений и выверка расчетов по корреспондентским счетам Составление платежных ведомостей
Отражение в учете межбанковских расчетов Составление журнала б/операций, оборотную ведомость и баланс
Работа с картотеками при недостаточности средств на расчетном и корреспондентском счетах Проверка достаточности денежных средств. Оформление извещения о постановке в картотеку. Составление выписок
Заполнение документов при открытии валютного счета и формирование документов валютного контроля Оформление заявления на открытие валютного счета Оформление ПС на основании контрактов; Формирование справки о валютных операциях и справки о подтверждающих документах
Отражение в учете экспортно-импортных операций Составление корреспонденции счетов при банковском переводе, документарном инкассо и аккредитиве
Формирование документов при совершении валютно-обменных операций Составление Реестра операций с наличной валютой и чеками. Заполнение справки для физического лица. Составление отчета кассира обменного пункта  
Оформление выпуска собственных акций банка, их реализации.   Составление протокола общего собрания акционеров, отражение в нем принятие решения об увеличении уставного капитала банка путем изменения номинальной стоимости акций. Заполнение договора с ОРЦБ Заполнение проспекта эмиссии Оформление платежного поручения на оплату акций банка Оформление приходного кассового ордера при покупке акций банка физическим лицом
Ведение учета и отчетной документации по счетам акционеров, по выпускам ценных бумаг Заполнение журнала банковских операций по счету 102 Заполнение анкеты клиента (физ. и юр. лица) Присвоение индивидуальных государственных регистрационных номеров выпускам ценных бумаг Открытие счетов для учета денежных средств, поступивших от продажи облигаций, регистрация их в книге регистрации открытых счетов  
Оформление пассивных операций с ценными бумагами Взыскание суммы недовзноса в обязательные резервы в бесспорном порядке с корсчета кредитной организации Оформление лицевой стороны бланка сертификата Оформление Заявки на приобретение ОФЗ Оформление оферты на приобретение ОФЗ
Ведение депозитарного учета и оформление операций с векселями Заполнить Журнал лицевого учета облигаций Открыть соответствующие счета ДЕПО и оформить выписку по счету ДЕПО банка. Заполнить Заявление на покупку векселей. Заполнить Договор купли-продажи векселей
Документальное оформление операций с собственными векселями Заполнить Платежное поручение на покупку векселей, выписку по счету. Заполнить Акт приема-передачи векселей Заполнить Бланк векселя Заполнить Заявление на погашение векселя Заполнить Платежное поручение на погашение векселей
Оформление посреднических операций банков с ценными бумагами Заполнить договор доверительного управления ценными бумагами Заполнить отчет доверительного управляющего Заключить договор на брокерское обслуживание

4.2 Виды и содержание работ производственной практики

Виды работ Содержание работ
Открытие и закрытие лицевых счетов в валюте РФ и иностранных валюте Проверка представленных документов для открытия счета. Работа с заявлениями и и карточками с образцами подписей и оттиском печати. Особенность открытия валютного счета
Открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней Проверка представленных документов для открытия счета. Работа с заявлениями и и карточками с образцами подписей и оттиском печати
Проверка правильности и полноты оформления расчетных документов. Консультирование клиентов Работа с платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями. Ответы на вопросы клиентов
Оформление операций по возврату сумм, неправильно зачисленных Проверка документов. Составление сверочной ведомости. Подготовка выписок и возврат сумм
Формирование пакета документов при выдаче платежных карт Оформление анкет, договоров на обслуживание пластиковыми картами. Получение и выдача дебетовых карт
Формирование пакета документов при переводе заработной платы на пластиковую карту Первоначальное заполнение генерального соглашения о переводе заработной платы на карту Работа с организациями, которые осуществляют перевод з/п на карту карты
Формирование пакета документов при выдаче кредитной карты Оформление анкет, договоров на обслуживание пластиковыми картами. Получение и выдача кредитных карт
Операционная работа при утрате пластиковой карты и выдача наличных с карт счета Оформление заявление на утрату и процедура перевода средств на новую карту или выдача наличных
Консультирование клиентов при работе с банкоматом Консультирование по получению наличных, по оплате коммунальных платежей, переводе средств и т.д.
Отражение в учете расчетных и наличных операций при использовании платежных карт Составление корреспонденции счетов при использовании платежных карт
Работа в программе при расчетном обслуживании клиентов Заполнение документов при работе с пластиковыми картами используя программу
Формирование юридического дела клиента, осуществляющего операции с ценными бумагами банка Сбор документов для идентификации юридического лица в соответствии с 115-ФЗ. Заполнение карточки с образцами подписи и оттиска печати Формирование юридического дела, составление описи документов
Оформление операций по выпуску и погашению собственных векселей Составление заявления на покупку векселя банка Оформление договора купли-продажи векселя Выпуск векселя Заполнение акта приема-передачи векселя Составление заявления на погашение векселя Перенос вексельной суммы на счет к погашению Гашение векселя
Ведение реестра ценных бумаг Изучение правил ведения реестра ценных бумаг Изучение операций, проводимых регистратором Изучение должностной инструкции лица, ответственного за ведение реестра Открытие лицевого счета клиента в реестре Ведение регистрационного журнала Оформление выписки из реестра акционеров Перерегистрация ценных бумаг на другого владельца (заполнение передаточного распоряжения)

Руководство практикой

Руководители учебной практики назначаются и утверждаются администрацией. Руководство учебной практикой осуществляется преподавателями дисциплин профессионального цикла, являющимися дипломированными специалистами – преподавателями междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Организация бухгалтерского учёта в банках», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Структура и функции Центрального банка», «Банковское регулирование и надзор», «Деятельность кредитно-финансовых институтов».

Руководство производственной практикой осуществляется одним из опытных работников соответствующей организации – базы практики, назначенным руководителем указанной организации. Непосредственное руководство практикой студентов в отделах, лабораториях, секторах, бригадах и других объектах возлагается на квалифицированных специалистов, которым поручается группа практикантов до 8 человек.

Руководитель практики от колледжа должен:

- разработать тематику индивидуальных заданий;

- обеспечить проведение организационного собрания;

- обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программам;

- осуществлять контроль обеспечения организацией нормальных условий труда, проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности;

- следить за выполнением графика прохождения практики;

- рассмотреть отчеты студентов, принять зачет по практике.

При необходимости руководитель практики от колледжа направляет руководителю практики информационное письмо, содержащее рекомендации к проведению производственной практики (Приложение Ж).

6. Права и обязанности студента в период прохождения практики

Все обучающиеся перед началом практики обязаны присутствовать на организационном собрании, которое проводит заместитель директора по УПР совместно с руководителями практики - преподавателями колледжа.

На организационном собрании обучающиеся должны получить:

1. Общий инструктаж по технике безопасности при прохождении учебной и производственной практики;

2. Рабочую программу учебной/производственной практики в печатном или в электроном варианте;

3. Методические рекомендации по организации учебной/производственной практики в печатном или в электроном варианте;

4. Задания на производственную практику.

Перед началом производственной практики студент обязан получить у руководителя практики индивидуальное задание.

Продолжительность рабочего времени студента при прохождении практики устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В период практики студент является членом коллектива организации и обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Студенты несут ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

В период практики студенты должны собрать необходимые материалы для отчета о прохождении производственной практики.

В период прохождения практики студент обязан:

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- выполнять административные указания руководителя практики;

- подчиняться действующим на предприятии, в учреждении правилам внутреннего распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- своевременно составлять отчет о прохождении практики.

По окончании практики студент должен сдать руководителю практики отчет о прохождении практики.

В процессе прохождения практики студент имеет право получать необходимые ему консультации по вопросам содержания практики и подготовки отчета у руководителя практики от колледжа.

Оформление результатов практики

Оформление результатов учебной практики

По окончании практики после выполнения всех видов работ в срок до 07 июня студент сдает зачет (защищает отчет) руководителю практики от колледжа.

В ходе учебной практики обучающиеся ведут дневник. (Приложение Б)

При оценке учитывается содержание и правильность оформления отчета по практике, а также ответы на вопросы в ходе защиты отчета.

Оценка по практике (зачет) приравнивается к оценке (зачету) по теоретическим курсам обучения и учитывается при рассмотрении вопроса о назначении стипендии (допуске к экзаменационной сессии).

Отчет о практике составляется индивидуально каждым обучающимся. На усмотрение руководителя практики в распечатанном виде могут быть представлены не все страницы отчета, а только некоторые выполненные задания. В электронном виде представляются на проверку все выполненные задания.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете: титульный лист, содержание, основная часть (выполнение заданий), приложения.

Примеры заданий, выполняемых в процессе учебной практики, приведены в Приложении В.

Оформление результатов производственной практики

По окончании практики после выполнения всех видов работ в срок до 28 июня студент сдает зачет (защищает отчет) руководителю практики от колледжа.

В ходе производственной практики обучающиеся ведут дневник. (Приложение Г – пример заполнения дневника). Дневники для заполнения выдаются руководителем практики перед началом практики.

Дневник практики является отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение обучающимся практики.

Требования к ведению Дневника по производственной практике:

• Дневник является документом, по которому обучающийся подтверждает выполнение программы практики;

• Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать перечень выполненных работ за день;

• По окончании практики дневник заверяется печатью организации, где проходил практику обучающийся;

• Дневник прилагается к отчету по практике и сдается для проверки руководителю практики от колледжа.

На протяжении всего периода работы в организации обучающийся должен в соответствии с программой практики собрать и обработать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного ОТЧЕТА О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ своему руководителю. Отчет о практике является основным документом обучающегося, отражающим выполненную им во время практики работу.

Отчет о практике составляется индивидуально каждым обучающимся. Для составления, редактирования и оформления отчета рекомендуется отводить последние 2-3 дня производственной практики. Отчет о практике должен включать текстовый, графический и другой иллюстрированный материалы.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете: титульный лист, содержание, введение, основная часть, выводы, приложения.

Объем отчета должен составлять 10-15 страниц в распечатанном виде. На усмотрение руководителя практики в распечатанном виде могут быть представлены не все страницы отчета, а только некоторые выполненные задания. В электронном виде представляются на проверку все выполненные задания.

Оформление отчёта по производственной практике:

Титульный лист (Приложение Д)- это первая (заглавная) страница работы, на нем необходимо указать наименование вида производственной практики по профилю специальности (указывается название профессионального модуля), наименование базы практики, ФИО обучающегося, номер группы, ФИО руководителя практики.

Содержание. Перечисление информационных блоков отчёта с указанием соответствующих страниц.

Введение.

Перед началом практики руководитель выдаёт обучающемуся задание на практику, содержащее цели и задачи её прохождения. Именно они включаются в введение отчёта. Здесь же следует аргументировать актуальность темы исследования и указать, какие локальные акты и документы организации вы использовали. Объём введения не превышает 2-х страниц.

Основная часть.

Оформляется согласно темам, предложенным в индивидуальном задании и соответствующим программе практики. Содержит исследование деятельности организации и анализ полученных результатов. В данном разделе обучающийся даёт подробный отчёт о выполнении ежедневных производственных заданий и описывает изученные и отработанные вопросы, предложенные в программе практики.

Выводы.

Раздел отчёта, в котором обучающийся высказывает своё мнение об организации и эффективности практики в целом, социальной значимости своей будущей специальности.

Приложения - заключительный раздел Отчёта, содержащий образцы и копии документов, рисунки, таблицы, фотографии и так далее.

При написании дневника - отчёта изученный материал должен быть изложен своими словами, без дословного заимствования из учебников и других литературных источников. Особое внимание необходимо обратить на грамотность изложения. Нормативно-справочные документы организации, должны соответствовать году прохождения практики.

К отчёту прилагаются:

• Аттестационный лист – характеристика (Приложение Е) от организации, заверенная подписью руководителя и печатью организации. В нем необходимо указать – фамилию, инициалы обучающегося, место прохождения практики, время прохождения. Также должны быть отражены: полнота и качество выполнения программы практики, отношение обучающегося к выполнению заданий, полученных в период практики, оценка результатов практики; проявленные обучающимся профессиональные и личные качества.

8. Требования к оформлению отчета по практике

Общие положения

Оформление отчета должно осуществляться в строгом соответствии со стандартом ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» и выполняется в печатном виде с использованием текстовых редакторов. При этом должны быть соблюдены следующие требования:

а) пояснительная записка печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4;

б) поля:

1) правое – 10 мм;

2) левое – 30 мм;

3) верхнее – 20 мм;

4) нижнее – 20 мм;

в) размер букв:

1) основной текст: кегль – 14;

2) для приложений допускается: кегль – 12;

г) цвет шрифта - черный;

д) интервал между строками – 1.5;

е) применение различных шрифтов разной гарнитуры разрешается для акцентирования внимания на определенных терминах и определениях;

ж) опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черной пастой рукописным способом.

з) автоперенос обязателен (Сервис, Язык, Расстановка переносов, Автоматическая расстановка переносов).

Наименования структурных элементов «Содержание», «Список использованных источников» и «Приложения» являются заголовками соответствующих элементов Пояснительной записки и записываются посередине страницы (строки), строчными буквами, начиная с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Рубрикация

Основная часть Пояснительной записки делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа, величина которого равна 7 пробелам (Формат, Абзац, Первая строка: Отступ – 0.95см).

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой.

После номеров раздела, подраздела, пункта и подпункта перед их заголовками ил

Наши рекомендации