Раздел 1. кредит и кредитно-банковская система экономики
РАЗДЕЛ 1. КРЕДИТ И КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИКИ
Тема 1. Кредит как экономическая категория. Формы и виды кредита
Сущность и функции кредита
Кредит - это форма движения ссудного капитала.
Ссудный капитал - денежный капитал, предоставляемый в ссуду за определенный процент, на определенный срок, при условии возвратности.
Основными источниками ссудного капитала служат денежные средства, высвобождаемые в процессе воспроизводства, в т.ч.:
-амортизационный фонд предприятий;
-часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат;
-прибыль, идущая на обновление и расширение производства;
-денежные доходы и сбережения всех слоев населения;
-денежные накопления государства в виде средств от владения государственной собственностью, доходы от производственно, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а также положительные сальдо центрального и местных бюджетов.
В последнее время в качестве источника ссудного капитала в развитых странах все активнее используются сбережения населения, которые воплощаются в банковских вкладах, резервах пенсионных фондов, страховых компаний, а также в покупке различных ценных бумаг.
Ссудный процент представляет собой плату, получаемую кредитором от заемщика за пользование заемными средствами.
Основными принципами кредитования являются:
- срочность,
- возвратность,
- платность.
Кроме того, выделяют обеспеченность, дифференцированность, целевой характер.
Формы и виды кредита
Формы кредита - это его разновидности, вытекающие из сущности кредитных отношений. Выделяют товарную и денежную форму кредита
При товарной формекредита товары передаются взаймы исходя из принципов кредитования. Данная форма кредита предполагает продажу товаров в рассрочку. Денежная форма кредита - классическая - означает, что взаймы предоставляются временно свободные денежные средства.
Выделяют следующие виды кредита: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, межбанковский, государственный, международный.
Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами товаров их покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. Данная форма кредита применяется с целью ускорения реализации товаров. Коммерческий кредит может иметь форму вексельного кредита, когда отсрочка платежа оформляется векселем.
Банковский кредит - кредит, предоставляемый в виде денежных ссуд коммерческими банками и другими кредитными учреждениями юридическим и физическим лицам, а также государству и иностранным клиентам. В настоящее время в банковской практике применяются различные виды ссуд: кредитная линия, контокоррентный кредит, овердрафт, кредиты под поручительство третьих лиц, вексельный кредит и др.
Международный кредит - кредит, выступающий в форме движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанного с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента. Он может предоставляться на межправительственной, межфирменной и межбанковской основе.
Потребительский кредит - кредит, предоставляемый торговыми компаниями, банками и специализированными небанковскими кредитными институтами населению для приобретения товаров длительного пользования с рассрочкой платежа.
Ипотечный кредит - кредит, выдаваемый на приобретение или строительство жилья либо покупку земли.
Межбанковский кредит - кредит, предоставляемый банками друг другу, когда у одних банков возникает недостаток, а у других - избыток кредитных ресурсов.
Государственный кредит - кредит, при котором заемщиком выступает государство или местные органы власти, а сам кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через Центральный банк или кредитно-финансовые институты.
Кроме вышеперечисленных форм также принята следующая многоуровневая классификация видов кредита:
-по основным группам заемщиков различают кредиты предприятиям, населению, государству, а также межбанковский кредит;
-по назначению выделяют потребительский, сельскохозяйственный, промышленный, торговый, инвестиционный, бюджетный кредиты;
-по срокам предоставления – краткосрочные кредиты (до 1 года), среднесрочные кредиты (1-3- года), долгосрочные кредиты (свыше 3 лет).
Тема 3. Центральный банк
Операции Центрального банка
Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - пассивные и активные.
К основным пассивным операциям центрального банка относятся:
1) Эмиссия банкнот.
2) Прием средств коммерческих банков и казначейства.
Источником ресурсов центрального банка служат вклады казначейства и денежные резервы (так называемы «обязательные резервы») коммерческих банков. В центральном банке и его местных органах сосредоточены соответствующие бюджетные счета, по которым проводятся денежные операции, связанные с исполнением доходных и расходных частей федерального и местных бюджетов.
3) Операции по образованию собственного капитала.
Активные операции центрального банка – это операции по размещению центральным банком своих ресурсов. К основным активным операциям центрального банка относятся:
-учетно-ссудные операции;
-вложения в государственные ценные бумаги;
-операции с золотом и иностранной валютой.
Глава 8 Федерального Закона о Центральном банке Российской Федерации определяет следующий перечень операций Банка России:
1) предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
3) покупка и продажа облигаций, эмитированных Банком России, и депозитных сертификатов;
4) покупка и продажа иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями;
5) покупка, хранение, продажа драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;
6) проведение расчетных, кассовых и депозитных операций, прием на хранение и в управление ценных бумаг и других активов;
7) выдача поручительств и банковских гарантий;
8) осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открытие счетов в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
10) выставление чеков и векселей в любой валюте;
11) осуществление других банковских операций и сделок от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
В сводном балансе Банка России отражаются операции, связанные с выполнением его основных функций, а также результаты его деятельности за год. Счета сгруппированы в укрупненные статьи в целях предоставления информации о выполнении основных функций ЦБ РФ.
Тема 4. Коммерческие банки
Услуги коммерческих банков
К финансовым услугам коммерческого банка относят его участие в лизинговых, факторинговых и доверительных (трастовых) операциях. Банк может самостоятельно предоставлять подобные услуги клиентам, либо участвовать в создании дочерних структур (лизинговых, факторинговых, трастовых компаний)
Факторинг - это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основной принцип факторинга состоит в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к покупателям, в течение 2-3 дней оплачивает им от 70 до 90% суммы требований в виде аванса; оставшиеся 10-30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от покупателя.
Лизинг -от англ. "аренда" - представляет собой специфическую форму финансирования вложений на приобретение оборудования для производства товаров длительного пользования с целью последующего предоставления его в аренду. Обычно эта операция осуществляется при посредничестве специализированных финансовых (лизинговых) компаний, которые создаются, в основном, как дочерние компании коммерческих банков.
Все лизинговые операции можно разделить на два вида:
1. лизинг с неполной окупаемостью - оперативный;
2. лизинг с полной окупаемостью - финансовый.
Финансовый лизинг является наиболее распространенным, сущность его заключается в том, что лизингодатель покупает оборудование для пользователя, который в течение срока договора выплачивает ему всю стоимость имущества (проводит полную амортизацию). Как правило, срок аренды имущества приближен к сроку его службы. Полный объем обязанностей по страхованию, тех. обслуживанию и ремонту возлагается на лизингополучателя.
Под трастовыми (доверительными) подразумевают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнение других услуг по поручению и в интересах клиентов на правах его доверенного лица.
Объектом трастовых операций может выступать любое имущество, но для банка в Российской Федерации, согласно законодательству - это денежные средства в валюте РФ и инвалюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам Российской Федерации на правах собственности
Доходы банка от проведения трастовых операций устанавливаются в виде комиссионных на договорной основе.
Финансовый контроль
Финансовый контроль является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.
Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:
I. Государственный финансовый контроль:
-вневедомственный (общегосударственный)
-ведомственный
II. Негосударственный финансовый контроль:
-внутрихозяйственный
-общественный
-аудиторский
-страховой
Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Важнейшей структурой, осуществляющей вневедомственный контроль, является специально созданный орган – Счетная Палата РФ. Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды занимаются налоговые и таможенные органы. Им предоставлены широкие права, чтобы осуществлять эффективный финансовый контроль.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется органами отдельных ведомств, министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры – контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях финансовыми отделами. Параллельно с внутрихозяйственным существует аудиторский (независимый) контроль, который осуществляется фирмами, имеющими на это специальную лицензию. Внутренний аудиторский контроль осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба.
Общественный контроль – когда-то самый массовый вид финансового контроля. Он осуществлялся партийными органами и комитетом общественного контроля, работающий на общественных началах без отрыва от производства. В настоящее время его осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и СМИ.
В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы:
1) Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации на основе отчетных и других документов.
2) Обследование – охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
3) Анализ – изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.
4) Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия – более комплексный метод.
В процессе проверки, ревизии используются различные приемы финансового контроля– приемы документального и фактического контроля. Документальный контроль означает проверку документов. Сначала осуществляется формальная проверка – наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка – соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Встречная проверка – очень эффективный, но трудоемкий метод, при котором проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический контроль связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ – инвентаризация – сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета.
В зависимости от периода проведения различат формы финансового контроля:
1) предварительный – осуществляется перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов;
2) текущий – проводится в ходе реализации финансовых планов, программ;
3) последующий – по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций.
Бюджетное устройство и бюджетная система страны
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципов ее построения, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным (т.е. административно-территориальным) устройством.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетная система- это система основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Первый уровень
1)– федеральный бюджет Российской Федерации
2)- бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Второй уровень
1)– бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
2)- бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень
1)– местные бюджеты
2)- бюджеты местных государственных внебюджетных фондов.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ представляет собой совокупность Федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов всех субъектов России.
Принципы бюджетной системы – это основополагающие идеи, ведущие положения, правила, определяющие порядок построения и функционирования этой системы и в целом бюджетных отношений, закрепленные в соответствующем законодательстве. К принципам бюджетной системы РФ относят: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, полноты учета бюджетных доходов и расходов, сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств и т.д.
Поскольку Россия является федеративным государством с трехуровневой бюджетной системой, то бюджетное устройство основано на принципах бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Бюджетные правоотношения между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), а также органами местного самоуправления по поводу реализации бюджетного федерализма, в том числе по поводу распределения и перераспределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы и бюджетами различных уровней бюджетной системы образуют межбюджетные отношения.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые являются едиными для бюджетов бюджетной системы страны, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Государственный кредит
Государственный кредит – это одна из форм мобилизации денежных ресурсов, в которой одним из участников кредитных отношений выступает государство. В рамках государственного кредита государство может выступать в роли кредитора, заемщика, гаранта.
Как экономическая категория государственный кредит – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств и их целевое использование на условиях срочности, платности, возвратности. Государственный кредит выполняет трифункции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительнуюфункцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов и их использование для решения задач и осуществление функций государства.
Государство регулируетденежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сокращает платежеспособный спрос. Таким образом, если за счет кредита финансируется развитие производства, произойдет абсолютное сокращение денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда в бюджетных учреждениях, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя структура платежеспособного спроса изменится.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком, является важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита (ссудному проценту). Рост цены кредита вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и в то же время стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
Долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, образует внешние долговые требования Российской Федерации. Внешние долговые требования России формируются в результате предоставления государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита.
Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством России и правительством иностранного государства.
Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг. Государственный экспортный кредит оформляется соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства России и иностранным заемщиком - импортером или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита.
Государственная гарантия – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ (гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
7.2 Государственный долг и управление им.
Кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату, образуют государственные займы. В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг.
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Долговые обязательства России могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени России;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы страны;
4) государственным гарантиям Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
Государственные заимствования могут быть внешними и внутренними. Государственные внутренние заимствования – это долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в национальной валюте. Они образуют государственный внутренний долг, который представляет собой величину задолженности государства своим гражданам и предприятиям. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования образуют государственный внешний долг, т.е. задолженность данного государства гражданам и организациям иностранных государств.
Учет и регистрация государственных внутренних и внешних долговых обязательств Российской Федерации осуществляются в Государственной долговой книге Российской Федерации.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. В процессе управления государственным долгом применяются следующие средства:
1. Конверсия государственного долга – изменение доходности займов.
2. Консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов.
3. Унификация государственных займов – объединение нескольких займов
4. Обмен облигации по регрессивному соотношению – приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
5. Отсрочка погашения займа – перенос на более поздние сроки погашения займа и прекращение выплаты дохода по этому займу.
6. Аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.
В целом государственный долг приводит к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.
Высшим органом управления государственным долгом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ:
1) Программы государственных внешних заимствований;
2) Программы государственных внутренних заимствований.
Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
Тема 9. Финансовый рынок
Ценные бумаги
Ценные бумаги — это денежные документы, удостоверяющие права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту) и несущему по нему обязательства.
Юридическое определение ценной бумаги закреплено в Гражданском кодексе РФ, в соответствии с которым, ценная бумага – это документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.
Ценные бумаги классифицируются по следующим признакам:
1. В зависимости от того, зафиксировано ли имя владельца различают:
а) именные ценные бумаги;
б) предъявительские ценные бумаги;
в) ордерные ценные бумаги;
2. В соответствии с экономической природой различают:
а) долевые ценные бумаги;
б) долговые ценные бумаги.
Долевая ценная бумага выражает отношения собственности ее владельца на часть имущества эмитента. К долевым ценным бумагам относятся обыкновенные и привилегированные акции. Долговая ценная бумага выражает отношения займа между ее владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент. Долговыми ценным бумагами являются облигации, сертификаты, векселя, чеки.
3. Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:
а) основные ценные бумаги
б) производные ценные бумаги
Основные ценные бумаги имеют в своей основе имущественные права на какой-либо актив: товар, деньги, имущество. Они основаны на любых активах, в число которых не входят только сами ценные бумаги. К основным ценным бумагам относят акции, облигации, векселя, сертификаты, чеки, складское свидетельство, коносамент.
Производные ценные бумаги выпускаются:
- на базе основных ценных бумаг (варранты, депозитарные расписки);
- в связи с изменением цены биржевого актива, лежащего в основе данной ценной бумаги (фьючерсные контракты, опционы).
Основные ценные бумаги. Одним из главных видов основных ценных бумаг являются акции. Акция – долевая бессрочная ценная бумага. Назначение акции состоит в том, чтобы привлечь средства разрозненных инвесторов для формирования крупного денежного капитала - уставного капитала – для финансирования производства. Акция выражает отношение собственности, совладения предприятием. Доход по акциям выплачивается из чистой прибыли в виде дивиденда.
По форме присвоения дохода различают:
а) обыкновенные акции
б) привилегированные акции.
Облигация – ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком). Облигация подтверждает обязательства заемщика возместить инвестору номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента.
Вексель представляет собой безусловное письменное долговое обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока обозначенную в векселе денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Различают векселя простые и переводные. Переводный вексель может быть передан одним держателем другому посредством специальной передаточной надписи – индоссамента, выполненной индоссантом на оборотной стороне векселя или при нехватке места для передаточных записей на дополнительном листе – аллонже.
Существуют казначейские, банковские и коммерческие векселя. Кроме того, существуют дружеские(встречные) векселя, которые выставляются предприятиями друг другу с целью получения наличных денег путем их учета в банке, а также «бронзовые» («дутые») векселя, которые ничем не обеспечены либо выставляются неплатежеспособными лицами.
Производные ценные бумаги. Основными видами производных ценных бумаг являются варранты, депозитарные расписки, фьючерс и опцион.
4. В зависимости от эмитента ценные бумаги делятся как:
а) государственные ценные бумаги;
б) частные (корпоративные) ценные бумаги.
Важное место на рынке занимают государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. По своей экономической природе все виды государственных ценных бумаг – это долговые ценные бумаги.
Эмитентом ценных бумаг от имени Российской Федерации выступает Министерство Финансов РФ. Генеральным агентом по обслуживанию и размещению государственных ценных бумаг является Центральный Банк России. Выпущенные государством ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков:
1. По эмитенту:
- займы, размещаемые федеральными органами власти
- займы, размещаемые территориальными или муниципальными органами власти.
2. По месту размещения:
- внутренние займы, размещаемые на территории страны;
- внешние займы, размещаемые за пределами России (еврооблигации).
3. По обращению на рынке ценных бумаг:
- рыночные ценные бумаги, выпускаемые для финансирования дефицита бюджета, которые свободно обращаются на рынке ценных бумаг;
- нерыночные ценные бумаги, выпускаемые государством, чтобы привлечь определенных инвесторов.
4. По срокам привлечения средств:
- краткосрочные ценные бумаги со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные ценные бумаги – от 1 до 5 лет;
- долгосрочные ценные бумаги со сроком обращения от 5 лет и более.
Кроме свободно обращающихся на рынке ценных бумаг государственных облигаций, Минфин для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и инвестиционных фондов выпускает и нерыночные ценные бумаги. В настоящее время нерыночные ценные бумаги представлены государственными сберегательными облигациями (ГСО), владельцами которых могут быть только страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджетные фонды, если инвестирование их.
Платежный баланс страны
Платежный баланс – это балансовый счет международных операций страны в форме соотношения валютных поступлений из-за границы и платежей, произведенных данной страной другим странам. Составляемые по методике МВФ платежные балансы включают не только поступления и платежи, которые фактически осуществлены, но и будущие платежи по международным требованиям и обязательствам, то есть элементы расчетного баланса.
В дополнение к платежному балансу составляется баланс международных активов и пассивов страны, характеризующий ее международные валютно-финансовые позиции.
Различаются платежный баланс на определенную дату и баланс за определенный период, при этом структура баланса представлена следующим образом:
Баланс текущих операций
1. Торговый баланс
А) экспорт
Б) импорт
2. Баланс услуг и некоммерческих платежей
3. Баланс движения капиталов и кредитов
Балансы международных расчетов – платежный и расчетный – занимают значительное место в системе макроэкономических показателей. При определении ВВП и национального дохода учитывается чистое сальдо международных требований и обязательств. Традиционно для погашения дефицита платежного баланса используются иностранные кредиты и ввоз капиталов. Это временный метод покрытия дефицита платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплатить проценты, дивиденды и основную сумму займа. Привлечение иностранных кредитов для покрытия пассивного сальдо платежного баланса порождает проблему урегулирования внешней задолженности.
Окончательным методом покрытия пассивного сальдо платежного баланса служат официальные золотовалютные резервы страны.
С 1979 года страны- члены ЕВС использовали для приобретения необходимой иностранной валюты в целях покрытия дефицита платежного баланса международную расчетную единицу ЭКЮ (с 1999 года заменена коллективной валютой евро).
Вспомогательным средством покрытия пассивного сальдо платежного баланса может быть продажа иностранных и национальных ценных бумаг за границей.
РАЗДЕЛ 1. КРЕДИТ И КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИКИ