Раздел 7. Правовые основы государственного и муниципального кредита
С целью образования денежных фондов государство и муниципальные образования используют добровольный метод их привлечения - займы и вклады, вносимые населением на хранение в банки. Возникшие при этом отношения основываются на принципах срочности, возвратности, платности и добровольности. Государство и муниципальные образования выступают в качестве должника, а население и юридические лица - в качестве кредиторов. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих данные отношения, образуют самостоятельный институт финансового права - государственный и муниципальный кредит. Осуществление государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного (муниципального) долга. Возникающие в данном случае общественные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым государственный внутренний долг представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Долговые обязательства могут быть в форме кредитов, полученных Российской Федерацией, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации других долговых обязательств, гарантированных Российской Федерацией (ст. 98 БК РФ) (см. схему 71).
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Формы государственного долга │
└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────┬─────────┼────────────┬──────────┐
┌─────────────┴──────────────┐ │ ┌───────┴───────┐ │ ┌────────┴───────┐
│ Кредитные соглашения │ │ │ │ │ │ Договоры │
│ и договоры РФ │ │ │Государственные│ │ │о предоставлении│
│с кредитными организациями, │ │ │ займы │ │ │государственных │
│ иностранными государствами │ │ │ │ │ │ гарантий РФ │
│и международными финансовыми│ │ └───────────────┘ │ └────────────────┘
│ организациями │ ┌─┴───────────────────┐ ┌┴───────────────────────────────┐
└────────────────────────────┘ │Договоры и соглашения│ │ Соглашения и договоры РФ │
│о получении бюджетных│ │о пролонгации и реструктуризации│
│кредитов от бюджетов │ │ долговых обязательств РФ │
│ других уровней │ │ прошлых лет │
└─────────────────────┘ └────────────────────────────────┘
Схема 71. Формы государственного долга РФ
По объему различают капитальный государственный долг, т.е. вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В зависимости от субъекта кредитора и валюты различают внутренний и внешний государственный долг. В зависимости от субъекта-кредитора принято различать федеральный долг, долг субъекта РФ, муниципальный долг. В зависимости от сроков долговых обязательств законодательство выделяет краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от года до 5 лет) и долгосрочный долг (от 5 до 30 лет, а по муниципальному долгу - до 10 лет) - см. схему 72.
Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ называются управлением государственным внутренним долгом, которое осуществляется различными методами:
- рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
- реструктуризация долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ);
- пролонгация долговых обязательств;
- конверсия - изменение размеров доходности займа, т.е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;
- консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;
- унификация - объединение нескольких займов в один;
- отсрочка - перенос срока погашения долга;
- аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств (см. схему 73). В настоящее время в соответствии с БК РФ возможно использование только таких методов, как реструктуризация, пролонгация долговых обязательств и рефинансирование. Остальные методы использовались до вступления в силу БК РФ.
Как отмечалось ранее, одной из форм государственного долга является проведение внутренних государственных займов, при которых свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг. Существуют различные виды государственных займов (см. схему 74).
┌─────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐
│ Федеральный │ │ Региональный │ │Муниципальный │
└───────┬─────┘ └──────┬───────┘ └────┬─────────┘
┌────────────┐ └───────────────────┼───────────────────┘ ┌───────────┐
│ Внутренний ├──┐ │ ┌───┤Капитальный│
├────────────┘ │ ┌───────────────┴─────────────┐ │ └───────────┘
├───┤ Виды государственного долга ├─────┤
┌────────────┐ │ └───────────────┬─────────────┘ │ ┌──────────┐
│ Внешний ├──┘ │ └────┤ Текущий │
└────────────┘ ┌───────────────────┼───────────────────┐ └──────────┘
┌───────┴─────┐ ┌──────┴────────┐ ┌────┴─────────┐
│Краткосрочный│ │ Среднесрочный │ │ Долгосрочный │
└─────────────┘ └───────────────┘ └──────────────┘
Схема 72. Виды государственного долга
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Методы управления │
└───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
┌──────────────────┬────────┼────────┬────────────────────┐
┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ │┌───────┴────────┐ ┌───────┴──────┐
│Реструктуризация│ │Пролонгация│ ││Рефинансирование│ │ Конверсия │
└────────────────┘ └───────────┘ │└────────────────┘ └──────────────┘
┌──────────────────┬────────┴────────┬────────────────────┐
┌───────┴────────┐ ┌─────┴─────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴──────┐
│ Консолидация │ │Унификация │ │ Отсрочка │ │Аннулирование │
└────────────────┘ └───────────┘ └────────────────┘ └──────────────┘
Схема 73. Методы управления государственным долгом
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Займы │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────┬───────────────────┬───────────────────────┐
┌───────┴────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐
│ По срокам │ │ По субъектам- │ │ По субъектам- │ │ По форме │ │ По методам │ │ │
│ действия │ │ эмитентам │ │ держателям ценных│ │ выплаты │ │ размещения │ │ По форме │
├────────────────┘ └┬───────────────────┘ │ бумаг │ │ доходов │ │ │ │ │
│ │ └─┬────────────────┘ └─┬─────────────┘ └┬─────────────────┘ └┬───────────────────┘
│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────┐ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐
│ │Краткосрочные,│ │ │ Выпускаемые │ │ │ Юридические │ ├──┤Процентные │ ├──┤ Добровольные │ ├─┤ Облигационные │
├─┤ до 1 года │ ├─┤Правительством РФ│ ├──┤ лица │ │ └───────────┘ │ └──────────────┘ │ └─────────────────┘
│ └──────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └─────────────┘ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐
│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────┐ ├──┤Выигрышные │ ├──┤ Подписные │ └─┤Безоблигационные │
│ │Среднесрочные,│ │ │ Выпускаемые │ │ │ Физические │ │ └───────────┘ │ └──────────────┘ └─────────────────┘
├─┤ 1-5 лет │ ├─┤ правительствами │ ├──┤ лица │ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐
│ └──────────────┘ │ │ субъектов РФ │ │ └─────────────┘ ├──┤ Смешанные │ └──┤Принудительные│
│ │ └─────────────────┘ │ ┌─────────────┐ │ └───────────┘ └──────────────┘
│ ┌──────────────┐ │ ┌─────────────────┐ │ │ Юридические │ │ ┌───────────┐
│ │Долгосрочные, │ │ │ Выпускаемые │ └──┤и физические │ └──┤ Целевые │
│ │от 5 до 30 лет│ │ │ органами │ │ лица │ └───────────┘
└─┤(до 10 лет по │ └─┤ местного │ └─────────────┘
│муниципальному│ │ самоуправления │
│ долгу) │ └─────────────────┘
└──────────────┘
Схема 74. Виды государственных займов