Раздел 2. Предмет и система финансового права

Финансовое право является самостоятельной отраслью права.

Его существование обусловлено ролью финансов и основано на правовых нормах, регламентирующих финансовые отношения, которые являются предметом финансового права (см. схему 10).

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Финансовое право │

└───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐

│ Предмет - финансовые отношения │ │ │Метод правового регулирования - │

│ ├──┴──┤ метод власти и подчинения │

└────────────────────────────────┘ └────────────────────────────────┘

Схема 10. Финансовое право как самостоятельная отрасль права

Финансовые отношения - это общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований по поводу мобилизации; распределения и использования ими денежных фондов для решения стоящих перед ними целей и задач (см. схему 11).

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Предмет финансового права │

└───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────┴───────────────────────────────┐

│ Общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой │

│деятельности государства и муниципальных образований по поводу:│

└───────────────────────────────┬───────────────────────────────┘

┌──────────────────────┼─────────────────────┐

▼ ▼ ▼

┌─────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌────────────────┐

│ мобилизации │ │ распределения │ │ использования │

│ (собирания) │ │ (перераспределения) │ │ │

└──────┬──────┘ └───────────┬─────────┘ └────────┬───────┘

└──────────────────────┼─────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ денежных фондов государством и муниципальными образованиями │

│ для достижения стоящих перед ними целей и задач │

└───────────────────────────────────────────────────────────────┘

Схема 11. Финансовые отношения как предмет финансового права

Отличительные признаки отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в следующем:

а) они складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства и муниципальных образований по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления;

б) непосредственным основанием для их возникновения служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использованию денежных фондов в обществе;

в) их объектом всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Под системой финансового права следует понимать единство, взаимосвязь и дифференциацию финансово-правовых норм по подотраслям и институтам с учетом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений. Система финансового права делится на общую и особенную части.

Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятельности, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть финансового права включает в себя нормы, регулирующие отношения в области бюджета, публичных доходов, расходов, кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валютного регулирования.

Названные нормы, в свою очередь, объединяются в ряд институтов, обусловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе финансового права выделяют также подотрасли налогового, банковского права (см. схему 12).

Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям:

- по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение;

- по органам, издающим финансовые акты, они делятся на две группы:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Система финансового права │

└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌──────────────────┴────────────────────┐

┌───────────────┴───────────────┐ ┌─────────────────┴───────────────┐

│ Часть общая - совокупность │ │ Часть особенная - совокупность │

│ правовых норм, закрепляющих │ │ правовых норм, регулирующих │

│основы финансовой деятельности,│ │бюджетные, налоговые, кредитные, │

│финансово-кредитного механизма;│ │ расчетно-платежные, │

│ принципы финансового права, │ │ эмиссионные, валютные и другие │

│ основы финансового контроля │ │ финансовые отношения │

└───────────────────────────────┘ └─────────────────┬───────────────┘

┌─────────────────┴───────────────┐

│ Подотрасли (бюджетное, │

│ налоговое право) │

└─────────────────┬───────────────┘

┌─────────────────┴───────────────┐

│ Финансовые институты │

│ (государственный кредит, │

│ страховое право, банковское │

│ право и др.) │

└─────────────────────────────────┘

Схема 12. Система финансового права

Названные акты в области финансов подразделяются:

1) на Указы Президента Российской Федерации;

2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительство РФ);

3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.);

4) финансовые акты, издаваемые отраслевыми министерствами, ведомствами, отделами и управлениями местных органов (см. схему 13).

Осуществление финансовой деятельности основывается на определенных принципах, которые лежат в основе финансового права и законодательно закреплены в Конституции РФ, а также в соответствующих финансовых нормативно-правовых актах. Это законность (ст. 57, 91, 72, 106 Конституции РФ), гласность (ст. 36 БК РФ), плановость (БК РФ), федерализм (ст. 71, 72 Конституции РФ), самостоятельность и государственная поддержка органов местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ).

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды финансово-правовых актов │

└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────┴─────────────────────┐

┌───────────┴───────────┐ ┌─────────────┴───────────┐

│ По юридической силе │ │ По органам, их издающим │

└───────────┬───────────┘ └─────────────┬───────────┘

┌────────┴─────┐ ┌────────────┴───────────┐

┌────┴───┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Законы │ │Подзаконные акты│ │ Акты органов │ │ Акты органов │

└────────┘ └────────────────┘ │ представительной │ │ исполнительной │

│ власти │ │ власти │

└──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘

│ │

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Законы и решения по │ │Указы, постановления, │

│ бюджетным, │ │ распоряжения, │

│налоговым, кредитным,│ │ приказы, инструкции, │

│ расчетным, валютным │ │ положения, правила, │

│ и другим вопросам │ │методические указания,│

│ │ │ издаваемые │

│ │ │ компетентными │

│ │ │ органами по │

│ │ │ финансовым вопросам │

└─────────────────────┘ └──────────────────────┘

Схема 13. Юридические формы финансовой деятельности

Финансовое право как совокупность финансово-правовых норм имеет собственные источники, к которым относятся соответствующие статьи Конституции РФ, финансовое законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты, а также международно-правовые договоры в сфере финансов (см. схему 14).

Субъекты финансового права классифицируются по следующим группам: 1) государство и его территориальные подразделения; 2) коллективные субъекты; 3) индивидуальные субъекты (физические лица) (см. схему 15).

Составляющие финансовое право финансово-правовые нормы представляют собой издаваемые законодательными органами государственной власти и местного самоуправления в соответствующей форме общеобязательные правила поведения субъектов в процессе осуществления финансовой деятельности. Их можно классифицировать по различным основаниям (см. схему 16).

Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распределения денежных средств, - финансовые отношения, которые обусловлены необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений.

Следовательно, общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения.

Виды финансовых правоотношений определяются видами регулирующих их финансово-правовых норм (см. схему 17).

Финансовые правоотношения имеют ряд особенностей (см. схему 18).

1. Одним из субъектов всегда является само государство, которое выступает в них непосредственно или через специально управомоченные органы (финансовые, кредитные), а также органы местного самоуправления.

2. Объектом финансовых правоотношений являются деньги или денежные обязательства в связи с образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

3. Права и обязанности субъектов финансовыx правоотношений определяются не договором или другой формой соглашения сторон, а непосредственно законом (или подзаконным актом).

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Источники │

└────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────┬─────────┴────────────┬─────────────────────┐

┌─────┴─────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌────────────┴───────────┐ ┌───────┴────────┐

│ Конституция │ │ Финансовое │ │ Подзаконные │ │ Международно- │

│ │ │законодательство│ │нормативно-правовые акты│ │ правовые акты │

└───────────────┘ └────────┬───────┘ └────────────────┬───────┘ └────────────────┘

┌─────────┬─────────────┼───────────────┐ │

┌──┴──┐┌─────┴─────┐┌──────┴─────┐┌────────┴───────┐ │

│НК РФ││Федеральные││ Законы ││ Решения │ │

│БК РФ││ законы ││субъектов РФ││представительных│ │

│ ││ ││ ││органов местного│ │

│ ││ ││ ││ самоуправления │ │

└─────┘└───────────┘└────────────┘└────────────────┘ │

┌─────────────┬──────────────────┬───────────────┴─┬────────────────┐

┌────┴─────┐┌──────┴──────┐┌──────────┴────────┐┌───────┴──────┐┌────────┴───────┐

│ Указы ││Постановления││Инструкции, приказы││ Акты ││ Решения │

│Президента││Правительства││ исполнительных ││исполнительных││ исполнительных │

│ РФ ││ РФ ││ органов власти ││органов власти││органов местного│

│ ││ ││ (отраслевые ││ субъектов РФ ││ самоуправления │

│ ││ ││ министерства ││ ││ │

│ ││ ││ и ведомства) ││ ││ │

└──────────┘└─────────────┘└───────────────────┘└──────────────┘└────────────────┘

Схема 14. Источники финансового права

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Субъекты финансового права │

└──────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────┴─┬──────────────────────────────┐

┌───────────┴─────────────┐ ┌────────────────┴────────────────┐ ┌───────────┴───────────┐

│ Государство и его │ │ Коллективные │ │Индивидуальные субъекты│

│ территориальные │ │ субъекты │ │ (физические лица) │

│ подразделения │ │ │ │ │

└───────────┬─────────────┘ └─────────────────┬───────────────┘ └───────────┬───────────┘

┌───┬─────┼────┬────┐ ┌───────────┼──────────┐ ┌────────┼─────────┐

┌─┴──┐│┌────┴───┐│┌───┴───┐ ┌─────┴──────┐┌───┴────┐┌────┴────┐┌───┴───┐┌───┴────┐┌───┴─┐

│ РФ │││Субъекты│││Муници-│ │Органы госу-││ Органы ││Предпри- ││Гражда-││ Ино- ││Лица │

│ │││ РФ │││пальные│ │дарственной ││местного││ятия, уч-││не РФ ││странные││ без │

│ │││ │││образо-│ │ представи- ││самоуп- ││реждения,││ ││граждане││граж-│

│ │││ │││ вания ┤ │ тельной и ││равления││организа-││ ││ ││дан- │

│ │││ │││ │ │исполнитель-││ ││ ции ││ ││ ││ства │

│ │││ │││ │ │ ной власти ││ ││ ││ ││ ││ │

└────┘│└────────┘│└───────┘ └────────────┘└────────┘└─────────┘└───────┘└────────┘└─────┘

│ └─────────┐

┌─────┴──────────┐┌────────┴───────┐

│Административно-││Административно-│

│территориальные ││территориальные │

│единицы, входя- ││ образования │

│щие в состав му-││ особого режима │

│ ниципального ││ │

│ образования ││ │

└────────────────┘└────────────────┘

Схема 15. Виды субъектов финансового права

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│ По характеру правового предписания │

└──────────────────────────┬────────────────────────────┘

┌───────────────────────┼───────────────────────┐

┌──────┴──────┐ ┌──────┴──────┐ ┌────────┴───────┐

│ Обязывающие │ │ Запрещающие │ │Уполномочивающие│

└─────────────┘ └─────────────┘ └────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│ По содержанию общественных отношений │

└──────────────────────────┬────────────────────────────┘

┌──────────┬──────────┬─┴────────┬─────────┬─────────┐

┌──────┴─────┐ │ ┌──────┴──────┐ │ ┌─────┴─────┐ │

│ Бюджетные │ │ │ Налоговые │ │ │ Страховые │ │

└────────────┘ │ └─────────────┘ │ └───────────┘ │

│ │ │

┌─────┴─────┐ ┌──────┴─────┐ ┌─────┴──┐

│ Валютные │ │ Банковские │ │ Иные │

└───────────┘ └────────────┘ └────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│ По характеру регулируемых отношений │

└──────────────────────────┬────────────────────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

┌─────────┴────────┐ ┌─────────┴──────────┐

│ Материальные │ │ Процессуальные │

└──────────────────┘ └────────────────────┘

Схема 16. Виды финансово-правовых норм

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды финансовых правоотношений │

└──────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┘

┌────┬──────┬─────────────┬──────┬─┴────┬──────┬───────┬─────────────┐

│ │ │ │ │ │ │ │ │

┌───────┴───┐│┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐│┌─────┴─────┐│┌──────┴──────┐┌─────┴─────┐

│ Бюджетные │││ Налоговые │ │ Страховые │││Банковские │││Отношения по ││ Расчетные │

│ отношения │││ отношения │ │ отношения │││ отношения │││государствен-││ отношения │

│ │││ │ │ │││ │││ному кредиту ││ │

└───────────┘│└───────────┘ └───────────┘│└───────────┘│└─────────────┘└───────────┘

│ │ │

┌───────┴───────┐ ┌──────┴─────┐ ┌────┴───┐

│ Отношения в │ │ Валютные │ │ Иные │

│сфере денежного│ │ отношения │ │ │

│ обращения │ │ │ │ │

└───────────────┘ └────────────┘ └────────┘

Схема 17. Классификация финансовых правоотношений

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Элементы финансовых правоотношений │

└────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌────────────────────────┼─────────────────────────┐

┌───────┴───────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐

│ Субъекты │ │ Содержание │ ┌───┤ Объекты │

└───────────────┘ └──────────┬─────────┘ │ └───────────────────┘

┌──────────┴─────────┐ │ ┌───────────────────┐

│Права и обязанности │ │ │ Деньги │

│ субъектов │ ├───┤ │

└──────────┬─────────┘ │ └───────────────────┘

┌──────────┴─────────┐ │ ┌───────────────────┐

│ При формировании, │ │ │ Денежные │

│ распределении, │ └───┤ обязательства │

│ перераспределении │ └───────────────────┘

│ и использовании │

│ денежных фондов │

└────────────────────┘

Схема 18. Финансовые правоотношения

Наши рекомендации