Понятие, предмет, методы и система финансового права

Понятие, предмет, методы и система финансового права

Финансовое право как отрасль белорусского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган.

Метод — способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты — взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права.

Принципы финансового права

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципа­ми, присущими всей деятельности Республики Беларусь и закрепленными ее Конституцией. Основными из них являются: законность, гласность, плановость.

Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении и т.д.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются республиканский бюджет и бюджеты административно-территориальных единиц, бюджет Фонда социальной защиты населения.

Источники финансового права

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы:

Законы Республики Беларусь:

а) Конституция Республики Беларусь (имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить Конституции.

б) законы Республики Беларусь;

в) декреты и указы президента Республики Беларусь;

Подзаконные акты:

•постановления, распоряжения Правительства;

•нормативные акты министерств и других центральных органов управления;

• решения местных органов исполнительной власти.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь, ратифицированные ею, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (например, Соглашения об избежании двойного налогообложения).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, признают финансовым законодательством.

Финансово-правовые нормы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового, права.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений.

Основа финансово-правовой нормы — диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности.

Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.

Понятие финансов

Финансы – экономические отношения, протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуются финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятии и граждан

Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они непо­средственно не связаны с товарным производством и обращением.

Этот термин используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов.

Финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости созданного продукта. Поэтому основным признаком финансов является их распределительный характер.

Распределение и перераспределение стоимости сопровождается движением средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые являются материальным содержанием финансовых отношений.

Финансовые отношения – составная часть денежных отношений. Они возникают на стадии распределения ВВП и национального дохода. Материальным содержанием этой категории являются финансовые ресурсы. Таким образом, финансы способны оказывать воздействие не только на процесс распределения, но и на все другие стадии общественного воспроизводства.

Финансы и финансовые ресурсы — по­нятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи­нансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, регулирующей и ста­билизационной. Основными признают две: распределительную и кон­трольную.

Централизованные финансы

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственном бюджет­е.

К централизованным фондам денежных средств относят те денеж­ные средства государства, которые поступают в его распоряже­ние как властвующего субъекта.

Любая финансовая деятельность государства связана с рас­ходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в об­ласти экономики и социальных процессов, но в сферах полити­ки, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Т.о. проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. Именно поэтому необходимы правовые основы, которые должны регулировать про­ведение финансовой деятельности государства, поскольку осу­ществляется она исключительно в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен нацио­нальный доход, являющийся главным материальным источни­ком денежных доходов и фондов. С учетом объемов националь­ного дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития эконо­мики и ее структура.

Основное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — по­нятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи­нансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста­билизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и кон­трольная, которые осуществляются финансами одновременно.

Финансовые правоотношения

Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

•возникают в сфере финансовой деятельности государства в процессе распределения и перераспределения национального дохода;

•одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом);

•обязательным объектом всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых
правоотношений являются юридические факты, т. е. предусмотренные в законе действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:

•бюджетные правоотношения;

•налоговые правоотношения;

•неналоговые правоотношения;

•финансовые правоотношения в области государственного кредита;

•финансовые правоотношения в области страхования;

•правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

•финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

•финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

•валютные правоотношения.

Финансовый контроль

Финансовый контроль - управленческая деятельность специальных контролирующих органов в сфере финансовой деятельности государства. Необходимость существования финансового контроля в сфере государственного управления финансами и кредитом обусловлено многими факторами, один из которых связан с контрольной функцией финансов. Контроль проводится при осуществлении любой финансовой операции, которая должна быть одновременно экономически целесообразной и юридически законной.

Финансовый контроль является частью общегосударственного контроля и осуществляется всеми органами государственной власти: Президентом, Парламентом, Правительством Республики Беларусь. Однако, для этих органов, контрольные полномочия не являются их важнейшим и основным видом деятельности.

Полномочия Главы государства в области финансового контроля реализуются через подписание законов, относящихся к финансовому законодательству. Президент осуществляет предварительный контроль основного финансового плана государства - бюджета, путем рассмотрения и утверждения проекта консолидированного бюджета на очередной год.

К общегосударственному финансовому контролю относится парламентский контроль. Он проводится Национальным собранием Республики Беларусь при рассмотрении и утверждении проекта республиканского бюджета и отчета о его исполнении. Контрольные функции в области финансов выполняют также постоянные комиссии, образуемые Советом Республики и Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Особая роль здесь принадлежит специально образованным для этих целей комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей и комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики.

Компетенция Правительства в области финансового контроля вытекает из общих полномочий, закрепленных в статье 107 Конституции Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства. С помощью контроля государство следит за правильной и своевременной мобилизацией финансовых ресурсов в бюджет, государственные внебюджетные фонды и иные централизованные фонды денежных средств, а также за целевым и эффективным использованием государственных средств и др.

Сущность финансового контроля находит свое отражение в его задачах, одна из которых заключается в соблюдении всеми субъектами финансовой деятельности действующего финансового законодательства. В процессе проведения финансового контроля проверяется соблюдение финансовой дисциплины, которая включает: выполнение субъектами хозяйствования и гражданами финансовых обязательств перед государством; целевое использование бюджетных средств, денежных средств государственных внебюджетных фондов; целевое использование банковских кредитов, а также их своевременное и полное возвращение; соблюдение правил ведения кассовых, расчетных, валютных операций и т.д.

Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.

Органы Министерства финансов в сфере финансового контроля

Органом, осуществляющим государственный вневедомственный контроль, является Министерство финансов Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь (в дальнейшем – Минфин) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Значительное место в деятельности Минфина занимают контрольные полномочия.

Минфин осуществляет многогранную контрольную деятельность: в процессе составления проекта республиканского бюджета; при рассмотрении проектов финансовых планов министерств, других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов, предприятий, объединений, организаций и учреждений; в процессе исполнения республиканского бюджета; при поступлении доходов и их расходовании по целевому назначению из средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями.

Финансовый контроль возложен на департаменты, управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданное в его структуре Главное контрольно-ревизионное управление (далее – ГКРУ), которое осуществляет два вида финансового контроля – государственный вневедомственный и ведомственный финансовый контроль. К основным задачам ГКРУ и его органов на местах в области вневедомственного финансового контроля относятся:

контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов; проведение ревизий по постановлениям (письменным обращениям) органов предварительного следствия или на основании судебного акта на объектах, не находящихся в подчинении Министерства финансов.

В сфере ведомственного контроля основными задачами данного управления являются осуществление совместно с другими подразделениями Минфина, финансовыми управлениями областей и г. Минска контроля за работой финансовых органов республики по составлению и исполнению бюджета, финансово-хозяйственной деятельностью органов и организаций системы Минфина; разработка методологии организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также контроль за состоянием ведомственного контроля в республике. ГКРУ и его органы на местах имеют право:

проверять в ревизуемых субъектах всю денежную и бухгалтерскую документацию, проводить ревизии и проверки фактического наличия денежных средств, материальных ценностей, государственного имущества, ценных бумаг; требовать от руководителей проверяемых субъектов проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, а также драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии; опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы и иные места хранения материальных ценностей; изымать подлинные документы с оставлением в делах акта изъятия и копии или реестра изъятых документов; привлекать специалистов для проведения проверок (ревизий); получать от банков, небанковских финансово-кредитных организаций в предусмотренных законодательством случаях и порядке сведения об операциях и состоянии счетов проверяемых субъектов, а от других органов и организаций, справки и копии документов по расчетам с этими субъектами и другую информацию о взаимоотношениях с проверяемыми субъектами; получать от должностных лиц и иных работников письменные и устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок (ревизий); проводить встречные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с проверяемыми субъектами; давать обязательные для выполнения должностными лицами проверяемых субъектов предписания по устранению нарушений законодательства, возмещению вреда и др.

Структура бюджета

Структура бюджета включает в себя доходную и расходную части.

В соответствии с частью второй статьи 133 Конституции доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Свое дальнейшее развитие конституционная норма получила в бюджетном законодательстве. Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К собственным источникам доходов бюджета относятся:

источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Доходная часть бюджета в основном формируется за счет налогов, сборов (пошлин), что является наиболее удобным способом аккумуляции денежных средств, обеспечивающим планомерность их поступления в бюджет, финансовую стабильность государства. Наряду с налоговыми платежами, в бюджет поступают и иные доходы, в частности, от государственного кредита, государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные штрафы и платежи, а также др. поступления.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь - повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительство жилья. За счет бюджета финансируются важнейшие государственные народнохозяйственные и социальные программы, в частности, в области сельского хозяйства, охраны окружающей среды и природных ресурсов, промышленности, энергетики и строительного комплекса, образования и др.

Для бюджетной политики любого государства важнейшей задачей является достижение сбалансированности доходной и расходной частей бюджетов, что свидетельствует об успешном развитии финансово-кредитной системы государства, эффективности проводимой инвестиционной политики, о социальной стабильности в обществе. Вместе с тем, после выхода Республики Беларусь из состава СССР, начиная с 1992 года, бюджет нашей страны планируется с дефицитом, то есть с превышением расходов над доходами.

Дефицит бюджета, источники его финансирования определены в главе 8 Бюджетного кодекса (ст.ст. 48-49):

«предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г.Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год»;

«в случае принятия бюджета с дефицитом источники финансирования дефицита бюджета утверждаются: по республиканскому бюджету - законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год; по местным бюджетам - решениями соответствующих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год».

Согласно Закону от 30.12.2011 № 331-З «О республиканском бюджете на 2012 год» предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год был установлен в сумме 0 (ноль) рублей.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета предусматривается в абсолютной величине и (или) в процентах к валовому внутреннему продукту, местных бюджетов - в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов – решениями соответствующих Советов депутатов. Такими источниками выступают государственные долговые обязательства, местные займы, кредиты Национального банка Республики Беларусь и др.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета на определенную величину от запланированного уровня (10 процентов), Министерство финансов безотлагательно информирует об этом Правительство, которое вносит Президенту Республики Беларусь предложения о сокращении или блокировании расходов республиканского бюджета (ст. 111 БК РБ).

Бюджетное устройство, принципы бюджетного процесса

Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями.

Бюджетное устройство - это внутреннее построение бюджетов государства. В основе бюджетного устройства Республики Беларусь лежат принципы единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь. Бюджетное устройство Республики Беларусь определяется ее административно-территориальным делением.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Принцип полноты заключается в том, что на каждом уровне формирования бюджета определение его доходной части осуществляется с учетом всех предусмотренных законодательством источников. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Принцип реальности действует как необходимое условие принятия решений с учетом фактически имеющихся доходных источников. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность как принцип деятельности государственных органов, органов местного управления и самоуправления применяется на всех стадиях бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, например, таких как национальная оборона, международная деятельность, наука, обслуживание государственного долга и т.д.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь составляют республиканский бюджет и бюджеты областей, города Минска.

Консолидированный бюджет области – областной бюджет и бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района (бюджет района) – районный бюджет и бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района. Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Правовое определение бюджетного процесса закреплено в ст. 2 Бюджетного кодекса – это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс включает пять последовательных, сменяющих друг друга, стадий:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение проекта бюджета;

3. Утверждение бюджета;

4. Исполнение бюджета;

5. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В основе бюджетного процесса лежат общие принципы, характеризующие бюджетную систему: это единство бюджетной системы Республики Беларусь; разграничение доходов и расходов внутри бюджетной системы Республики Беларусь; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджетов; гласность бюджетов.

Бюджетному процессу присущи свои особенные принципы, к которым, в частности, относятся:

1) принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти на участие в бюджетном процессе, проявляющийся в последовательности вступления в бюджетную деятельность этих органов.;

2) принцип ежегодности бюджета;

3) принцип публичности и гласности;

4) принцип специализации бюджетных показателей.

Бюджетная классификация

Бюджетной классификацией признается систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей.

Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя: классификацию доходов бюджета; функциональную классификацию расходов бюджета; программную классификацию расходов бюджета; экономическую классификацию расходов бюджета; ведомственную классификацию расходов бюджета; классификацию финансирования дефицита бюджета; классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, программной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита бюджета и классификации видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Акты законодательства, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Республики Беларусь, не должны содержать положений, ее изменяющих.

Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы (определяют расходование средств бюджета на выполнение функций государства), вторым – подразделы (конкретизируют направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов). Министерство финансов может производить детализацию расходов бюджета в пределах подразделов, не нарушая общих принципов построения и единства функциональной классификации расходов бюджета.

Расходы бюджета также имеют следующую классификацию:

Программная (является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам); экономическая (по экономическому содержанию); ведомственная (отражает распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов).

Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам устанавливается в приложении к Бюджетному кодексу.

Понятие и виды налогов

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Налог обладает следующими отличительными чертами:

1) Обязательность. Налог – не добровольный, а обязательный платеж. Его уплата обеспечивается механизмом государственного принуждения;

2) Индивидуальная безвозмездность означает, что уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к конкретному налогоплательщику. Налог взимается для покрытия общественный потребностей, безотносительно к нуждам каждого налогоплательщика в отдельности;

3) Односторонний характер установления. Органы государственной власти, устанавливая и вводя налоги, не согласовывают вопросы налогообложения с плательщиками. Более того, в ряде стран законодательство содержит прямой запрет на проведение референдумов по установлению налогов;

4) Нецелевой характер налога означает его поступление в государственные фонды (бюджеты), которые используются для удовлетворения общественных потребностей.

Эти четыре признака и позволяют отличать налоги от иных обязательных платежей, например, от сборов и пошлин.

Налоги выполняют 2 основные функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция налогов состоит в изъятии и перераспределении части национального дохода через бюджетную систему. Налоги – основной источник доходов бюджетов.

Регулирующая роль проявляется в использовании налогов как механизма управления экономическими процессами в обществе, например, стимулирования отдельных отрас

Наши рекомендации