II. База практики – коммерческий банк
Примерный план содержания основной части отчета по практике:
1. Общая характеристика банка
2.Изучение практики работы управления деятельностью банка
3. Изучение практики управления депозитными операциями
4. Изучение практики работы кредитного управления
5. Изучение практики управления расчетно-кассовым обслуживанием клиентов банка
6. Изучение практики ведения и контроля валютных операций
7. Изучение практики управления инвестиционными (фондовыми) и трастовыми операциями
8. Анализ финансовых результатов деятельности банка
Комментарий к плану
1. На основе изучения учредительных документов и имеющихся лицензий и положений студенты знакомятся с организационной структурой, органами управления и учредителями, правовой формой, задачами и функциями отделов и служб, основными операциями, клиентурой банка. Далее студенты проходят практику в структурных подразделениях банка.
2. Изучаются основные функции отделов данного управления, подходы банка к формированию его стратегии, закрепленной в основных аспектах деловой политики, работа банка по решению тактических задач, выработке прогнозов его рыночного состояния, составлению аналитических записок и обзоров. Особого внимания заслуживает деятельность аналитического подразделения, занимающегося экспертными оценками, прогнозами и расчетами доходов, расходов, прибыли, рентабельности, ликвидности и платежеспособности банка.
3. Изучаются основные функции департамента (управления) депозитных операций, порядок заключения депозитных договоров, постановка работы по учету депозитов по отдельным клиентам (юридическим и физическим лицам) и оценка их срочности, структура и их влияние на ликвидность и доходность банка.
На основе данных пассива баланса анализируются состав и структура банковских ресурсов в целом, структура собственного капитала, структура обязательств банка, их динамика за последние 2-3 года, оценивается эффективность политики формирования ресурсов.
Изучаются порядок и условия открытия банковского вклада, права и обязанности банка и клиентов.
Изучаются экономические нормативы, регулирующие соотношения капитал - обязательства, виды и уровень обязательных резервов и оценивается их соответствие критериям ЦБ.
4. Следует уяснить место кредитного управления в структуре функциональных служб банка. В этой связи изучается организация кредитных операций в банке: тип кредитной политики, выбранной банком; методика кратко-, средне- и долгосрочного кредитования, соотношение между кредитами разных видов срочности, критерии определения кредитоспособности заемщиков. Особое внимание следует уделить тому, как банк управляет кредитными рисками.
В отделе краткосрочного кредитования изучаются объемы, динамика и структура предоставляемых кредитов по типам заемщиков и видам ссуд в рамках кредитного потенциала банка, основные этапы выдачи кредита, содержание кредитных договоров, ведение кредитного досье, применяемые банком формы обеспечения возвратности кредита.
В отделе долгосрочного кредитования изучается организация инвестиционного, инновационного, венчурного кредитования, проектного финансирования.
В отделе кредитования населения изучается практика кредитования индивидуальных заемщиков (предоставление потребительских, жилищных и прочих кредитов), анализируются динамика и структура выдаваемых ссуд.
В отделе межбанковских кредитных операций необходимо изучить условия, динамику, интенсивность и экономическую целесообразность межбанковских операций, в т.ч. получения кредитов Центрального Банка.
Анализ данных проводится за 2-3 последних года.
5. Ознакомление с основными функциями данной службы; проведение кассовых операций; открытие и ведение счетов; осуществление расчетов для предприятий и частных лиц.
Принципиальная схема организации расчетов в данном банке:
-классификация расчетных операций по составу участников (организация межбанковских корреспондентских отношений, клиентское обслуживание);
-по видам платежных инструментов (расчеты наличными, платежными поручениями, требованиями – поручениями пластиковыми картами, чеками;
-по форме расчетов (аккредитивные, инкассовые, клиринговые операции).
Если банк обслуживает участников внешнеэкономической деятельности, следует ознакомиться с формами международных расчетов, изучить процедуры открытия документарных инкассо и документальных аккредитивов; перечисления чеками, переводными векселями, форфейтинговые операции, если таковые осуществляются.
Анализ данных проводится за 2-3 последних года.
6. В зависимости от наличия у банка валютной лицензии, необходимо изучить виды и структуру операций с валютой, их влияние на общую доходность банка и его ликвидность, функции и задачи основных служб аналитического отдела, отдела ведения валютных счетов, отдела валютного дилинга, отдела операций на валютной бирже.
Следует ознакомиться с особенностями ведения валютных счетов, контролем за открытой валютной позицией, порядком предоставления валютных кредитов, организацией купли-продажи валюты на бирже непосредственно или через уполномоченные банки по поручению клиента-участника внешнеэкономической деятельности или за свой счет, организацией обмена наличной валюты для частных лиц, а также ведения неторговых валютных операций (с кредитными карточками, дорожными чеками).
Анализ данных проводится за 2-3 последних года.
7. Место данной службы в структуре управления, роль фондовых операций в общей стратегии данного банка. Следует изучить организацию эмиссии собственных ценных бумаг (акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, векселей), методы поддержания курсов своих бумаг на вторичном рынке. Выяснить, какие принципы и методы использует банк при формировании фондового портфеля, изучить его состав по типам ценных бумаг и видам эмитентов, оценить его качество, сбалансированность и проанализировать влияние инвестиций на общую доходность банка, объемы и интенсивность операций по купле-продаже ценных бумаг клиентов на брокерской и дилерской основе, в т.ч. на бирже и вне ее. Если банк проводит трастовые операции по управлению портфелем ценных бумаг клиента, следует изучить схему траста. Виды операций банка на фондовом рынке: выполнение функций уполномоченных дилеров по торговле ГЦБ, депозитариев и платежных агентов, осуществление трансферагентской и регистрационной деятельности. Если банк имеет депозитарий, ознакомиться с его работой.
Анализ деятельности указанных функциональных подразделений банка является обязательной и основной частью отчета о практике в коммерческом банке.
Анализ данных проводится за 2-3 последних года.
8. На основе данных формы «Отчет о прибылях и убытках кредитной организации» следует изучить источники доходов и направления расходов банка, рассчитать структуру доходов и расходов, проанализировать процентные и непроцентные доходы и расходы, оценить их роль в формировании прибыли банка.
Студенты должны:
-охарактеризовать особенности и порядок формирования видов прибыли, ее структуру и динамику;
-ознакомиться с системой налогов, уплачиваемых банком, методами их расчета и источниками возмещения: особое внимание следует уделить налогу на прибыль;
-оценить финансовые результаты банка на основе расчета системы показателей рентабельности, дать анализ данных о движении денежных средств, в т.ч. по основным денежным потокам.
Анализ данных проводится за 2-3 последних года.