Коммерческий банк берет ссуду у фрс

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ Активы

Обязательстве

И собственный капитал

+ Резервы [б]

+ Займы у федеральных резервных банков (а)

Сонет управляющих ФРС имеет полномочия ус­танавливать и изменять учетную ставку, но которой коммерческие банки могут брать займы в федераль­ных резервных банках. С точки зрения коммерчес­ких банкой учетная ставка представляет собой из­держки, связанные с приобретением резервов. Сле­довательно, снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнитель­ных резервов путем заимствования у федеральных резервных банков. Ссуды коммерческих банков.

опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают

денежное предложение.

И наоборот, повышение учетной ставки ослаб­ляет заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных резервов путем заимст­вования у центральных банков. Поэтому повыше­ние учетной ставки соответствует стремлению ру­ководящих кредитно-денежных ведомств ограни-* чить предложение денег. (Ключевой вопрос 2)

«Дешевые» и «дорогие» деньги

*

Предположим, экономика переживает период спа­да и безработицы. Руководящие кредитно-денежные ведомства принимают решение о том, что для сти­мулирования совокупного спроса, который мог бы поглотить свободные ресурсы, необходимо увели­чить предложение денег. Для этого Совет управля­ющих ФРС должен позаботиться о росте избыточ­ных резервов коммерческих банков. Какие конкрет­ные политические мероприятия позволят достичь этой цели?

L Покупка ценных бумаг. Совет управляющих должен дать команду федеральным резервным бан­кам покупать ценные бумаги на открытом рынке. Эта покупка облигаций будет оплачена увеличени­ем резервов коммерческих банков,

2, Снижение резервной нормы. Резервная норма должна быть снижена, в результате чего обязатель­ные резервы автоматически переводятся в избыточ­ные и возрастает величина денежного мультипли­катора.

3, Снижение учетной ставки* Учетная ставка так­же должна быть уменьшена, с тем чтобы побудить коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у федеральных резерв­ных банкой.

Такой набор политических решений называют политикой «дешевых» денег. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с целью увеличения совокупного спроса и занятости.

Предположим теперь, что излишние расходы подталкивают экономику к инфляционной спира­ли. Совет управляющих должен попытаться сокра­тить совокупный спрос путем ограничения предло­жения денег, Ключ к решению этой проблемы — уменьшение резервов коммерческих банков. Как это делается?

L Продажа ценных бумаг. Федеральные резерв­ные банки должны продавать государственные об­лигации на открытом рынке, для того чтобы уре­зать резервы коммерческих банков.

2. Повышение резервной нормы. Увеличение ре­зервной нормы автоматически лишает коммерчес­кие банки избыточных резервов и уменьшает вели­чину денежного мультипликатора. 331

3, Повышение учетной ставки. Увел и ч е н и е учет -ной ставки снижает интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов посредством заим­ствования у федеральных резервных банков.

Такой набор мер, соответственно, получил назва­ние политики «дорогих» денег. Ее цель — ограничить денежное предложение* для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию.

Сравнительная значимость

Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются, ко­нечно, операции на открытом рынке.

Учетная ставка играет менее важную роль по двум взаимосвязанным причинам, Во-первых, ве­личина резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень мала. В среднем лишь 2—3% банковских резервов приобретаются таким путем. На самом деле неред­ко именно операции на открытом рынке побужда­ют ко м м е р ч е с к ие банки б р ат ь ссуд ы в ф еде р ал ьн ых резервных банках. В той мере, в какой продажа облигаций центральным банком порождает времен­ную нехватку резервов у коммерческих банков, пос­ледние испытывают потребность в займах у феде­ральных резервных банков. Коммерческие банки берут кредиты у ФРС в большинстве случаев скорее

в ответ на операции на открытом рынке, чем на

изменение процентной станки.

Во-вторых, манипулирование резервами ком­мерческих банков через операции на открытом рынке и изменение резервных требований осуще­ствляются по инициативе ФРС, тогда как эффек­тивность воздействия учетной ставки (на займы) зависит от инициативы коммерческих банков. На­пример, если учетная ставка понижается в то вре­мя, когда очень немногие банки стремятся полу­чить заем в федеральных резервных банках, то та­кое снижение окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на банковские резервы и предложение денег

Тем не менее некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки имеет важный «ин­формационный эффект»> то есть может служить ясным и понятным способом оповещения финан­систов и экономики в целом о намеченном курсе кредитно-денежной политики. Другие экономисты сомневаются в этом, утверждая, что изменения учет­ной ставки часто носят «пассивный» характер — в том смысле, что ставка изменяется скорее с це­лью приведения ее в соответствие с другими крат­косрочными процентными ставками, чем с целью вызвать перемены в политике.

А как обстоит дело с изменением резервных тре­бований? ФРС применяет этот инструмент денеж­ного контроля лишь в качестве вспомогательной

меры, Обычно ФРС удается достичь целей своей кредитно-денежной политики с помощью операций на открытом рынке, не прибегая к изменению ре­зервных требований. Ограниченное применение этой меры (изменения резервной нормы), несо­мненно, объясняется тем фактом, что находящиеся в резерве деньги не приносят процентов, а следова­тельно, повышение и снижение резервных требова­ний могут оказать существенное воздействие на бан­ков с кие прибыли.

Но существуют более веские основания считать операции на открытом рынке главным инструмен­том кредитно-денежной политики. Этот механизм денежного контроля обладает важным преимуще­ством — гибкостью, то есть государственные цен-ньге бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах; к тому же его применение сказывается на резервах банка без про­медления. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рын­ке обладают более тонким косвенным воздействи­ем. Потенциальная способность федеральных ре­зервных банков влиять на резервы коммерческих банков через продажу и покупку облигаций в коли­чественном плане не вызывает сомнения. Как по­казывает консолидированный балансовый отчет фе­деральных резервных банков (табл. 15-1), они вла­деют очень крупным портфелем государственных облигаций (425 млрд дол.), продажа которых теоре­тически способна сократить резервы коммерческих банков с 22 млрд дол. до нуля.

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 15-1

4- Цель кредитно-денежной политики — помочь экономике достичь такого уровня внутреннего про­изводство, которому присущи полной занятость ре­сурсов и отсутствие инфляции.

+ Федеральная резервная система располагает тремя основными инструментами денежного контро­ля, действие каждого из которых состоит в измене­нии объема избыточных резервов банковской систе­мы;

а) операции на открытом рынке (операции куп-ли-продажи государственных облигаций, осуществ­ляемые ФРС с коммерческими банками и населени­ем);

б) изменение резервной нормы (доли депозитных обязательств коммерческих банков, которую они обя­заны держоть в качестве резервов);

в) изменение учетной ставки {процентной ставки, которую назначают федеральные резервные бонхи, выдавая ссуды банкам и сберегательным учреждени­ям).

4- Операции на открытом рынке - наиболее важ­ный мехонизм денежного контроля, имеющийся в рас­поряжении ФРС, ..... ;,„..._.,,„.....„

Наши рекомендации