Недавно в Казахстане появилась первая национальная компания – CAPSYS. Она изначально задалась целью создания полноценной центрально-азиатской платежной системы «InTime».

Можно отметить некоторые проблемы, возникающие при внедрение новых платежных систем в Казахстане. Этот процесс сталкивается с определенными трудностями, которые, надо заметить, всегда сопровождают становление данного рынка.

Мало того, чтобы сеть просто внедрить, ею еще надо эффективно и качественно управлять. С целью создания крупнейшей дистрибуционной сети платежных терминалов компания при внедрении платежной системы несет достаточно крупные капитальные затраты, связанные с ее построением, развитием и содержанием. Помимо финансовых затрат, есть определенные объективные сдерживающие факторы. К примеру, не всегда транспортная инфраструктура Казахстана поспевает за нашими возможностями. Не в каждый район поставишь платежный терминал в связи с отсутствием связи как таковой. Во-вторых, наблюдается скептицизм компаний–поставщиков услуг касательно внедрения оплаты своих услуг через терминалы компании. Не все руководители таких компаний избавились от советского мышления, то есть, у меня и так есть 3–4 кассы в городе, кому надо, тот и придет. А если не придет, то просто отключим и прибавим еще и пени. Кроме того, наблюдается скептицизм хозяев супермаркетов, торговых центров по установке терминалов. Вдруг это какой-то обман по сбору денег с населения? Вы, наверное, много зарабатываете на этом, как казино или игровой автомат, отдайте мне долю от вашей компании! Также мешает недоверие населения к платежным терминалам. По старинке идут в кассу, стоят в очереди. [9, с. 10]

Платежный кризис – одна из форм проявление экономического кризиса, выражающаяся в одновременно проявляющееся в широких масштабах невозможности хозяйствующих субъектов, а также государства и населения обеспечивать своевременность исполнения своих денежных обязательств.[10, ?]

Платежный кризис нельзя рассматривать как явление, ограниченное только денежной сферой. Это многофакторное явление, оказывающее негативное влияние на различные стороны экономики и создающее серьезные препятствия для нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Так, непоступление выручки в связи с платежным кризисом ограничивает возможность организаций приобретать необходимые им материальные ресурсы, обеспечивать своевременность перечисление средств в бюджеты разных уровней и расчеты по оплате труда.

Основные стороны, оказывающиеся в сфере влияния платежного кризиса, следующие: это государство, кредитная система, хозяйствующие субъекты (организации различных сфер национальной экономики и организационно-правовых форм) и физические лица (население каждая из сторон в условиях платежного кризиса может быть и неплательщиком, и неполучателем соответствующей суммы денежных средств.

Одна из характерных форм проявления кризиса платежей, его социальная составляющая – задержка выдачи заработной платы работникам, сопровождающаяся ухудшением их материального положения, ограничением объема платежеспособного спроса на товары и услуги и приводящая к нарастанию социальной напряженности в обществе. Платежный кризис и вызванное им уменьшение поступлений доходов в бюджет оказывают немалое влияние на формирование бюджетного дефицита, что ограничивает возможность расходования средств государством, велико воздействие платежного кризиса и на уменьшение капиталовложений. Наряду с другими причинами этому способствуют отсутствие у организаций собственных ресурсов для таких затрат и ограниченные возможности привлечения средств бюджета и получения банковских ссуд.

Платежный кризис обусловлен многим факторами, в том числе действующими в сфере производства и обращения. Важно помнить, что эти факторы оказывают влияние не обособленно, а при их тесной взаимосвязи и взаимодействии.

Такими негативными факторами в сфере производства являются спад производства, уменьшение объема капиталовложений, снижение рентабельности, убыточность большого числа предприятия данной сферы и хроническая нехватка собственных оборотных средств, которая в условиях действовавшего хозяйственного механизма, по сути, автоматически восполнялось за счет дешевого банковского кредита.

Действие негативных факторов в сфере обращения было вызвано, прежде всего, серьезной перестройкой платежной системы страны в связи с созданием сети коммерческих банков, а также уменьшением выручки предприятий за реализуемую продукцию и, следовательно, образованием недостатка средств для оплаты необходимых материалов, услуг, платежей бюджету, выдачи заработной платы.

Неплатежи неизбежно приводят к соответствующему уменьшению спроса на различные виды продукции, сокращению объема производства предприятий – изготовителей поставляемых материалов, а также к сокращению платежеспособного спроса населения. Что в свою очередь влечет за собой уменьшение производства предприятий, выпускающих товары для населения.

Невыполнение обязательств перед бюджетом вследствие спада производства и уменьшение поступления выручки сопровождаются некоторыми дополнительными отрицательными последствиями в сфере обращения. Например, ограничиваются возможности бюджета по оплате заказов оборонным предприятиям. Финансирования здравоохранения, образования, культуры и другое.

Платежный кризис проявляется, прежде всего, в существенном ослаблении присущих рыночной экономике взаимоотношений платежеспособного спроса на различные товары и предложения. Такие взаимоотношения во многом заменяются обособленными сделками между отдельными контрагентами с применением зачетов, бартера, векселей. При совершении подобных сделок существенно снижается роль денег и ослабляется действие рычагов, присущих рыночной экономике. [11, с. 168]

Разработанная и действующая в Казахстане национальная платежная система выгодно отличается от платежных систем других стран СНГ и может быть предложена в качестве базовой для разработки общей платежно-расчетной системы сначала стран Таможенного союза, а затем и всего Содружества. По действующей с 1996 года системе внутриреспубликанские платежи осуществляются в системе валовых (крупных) платежей (СКП), работающей в режиме реального времени, и в системе розничных платежей (СРП), работающей в клиринговом режиме. Клиент банка - отправитель денег сам решает, в какой системе осуществлять платеж. Обслуживание в СКП стоит дороже, но оправдано тем, что платеж осуществляется в режиме реального времени, то есть практически мгновенно. В системе СРП платежи накапливаются в течение одного операционного дня, в конце которого осуществляется зачет платежных обязательств участников в организованной для этого Клиринговой палате, что позволяет сократить потребность в финансовых средствах примерно в пять раз. То есть если ежедневно в республике осуществляются платежи на сумму 10 миллиардов тенге, то при использовании зачетных схем фактическая потребность в деньгах снижается до 2 миллиардов тенге.

Устаревшие формы передачи информации заменены электронными, что исключает подделку банковских документов и снижает возможность совершения криминальных действий в банковской сфере. Передача платежных документов, извещений, выписок со счета и другой информации обеспечивается по системе SWIFT с использованием соответствующих форматов или при помощи телексной связи с использованием телексных ключей.

Одним из путей решения экономических проблем было создание Таможенного союза. В состав Таможенного союза вошли 5 стран СНГ- Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Республика Таджикистан.

Наши рекомендации