Национальные процессы и национальная политика в Казахстане

Национальные отношения в советском обществе дол­гое время представлялись областью сплошной гармонии интересов. Но жизнь показывала совершенно иное. В девяностые годы прошлого века народы бывшего СССР столкнулись с фактами такой межнациональной разобщенности и кон­фликтов, что наши прежние представления лопнули, как мыльные пузыри. Выясняется, что нужны колоссальные усилия, чтобы восстановить прежние добрососедство, дружбу и сотрудничество народов.

Анализируя прошлое, осмысливая нашу историю, нель­зя не отметить, что упрощенно-методологические иска­жения принципиальных основ национальной политики, игнорирование национальных интересов и потребностей, массовые репрессии, в особенности, переселения целых народов из мест их традиционного жительства в другие республики и регионы, и деформации принесли народам многонационального государства немало страданий и по­терь.

Их не избежал и казахский народ. Более того, для казахского народа все это обернулось национальной тра­гедией. Предварительный анализ, проведенный общество­ведами, историками и демографами, показывает, что казахский этнос подвергся жесточайшему геноциду и понес тяжелейшие потери. По некоторым данным, казахский народ потерял 2 миллиона 200 тысяч человек, т.е. около 40 процентов всего своего состава.

В тоталитарном государстве, каким со временем стал Союз ССР, допускалось систематическое нарушение ба­ланса интересов различных народов. Основы будущих межнациональных противоречий и конфликтов заложены были в исторически неравномерном и извращенном раз­витии народов в силу сложившихся различных экономи­ческих, политических, территориальных, культурных, ду­ховных, географических, миграционных условий. Командно-административная система и диктат искалечили экономический потенциал, социальное развитие и духов­ную жизнь республики. Результат - однобокий, сырье­вой характер и не сориентированная на нужды населения экономика, неразумное хозяйствование и беззаботное расточительство природных ресурсов, острые проблемы, связанные с ходом миграционных и демографических процессов, нерешенность социальных проблем, огромные потери в развитии национальных языков и культур. Все это болезненно отражалось в национальном сознании, порождало и накапливало чувство обиды и возмущения.

Национальные отношения всегда переплетаются с раз­нообразными социально-экономическими, исторически­ми, политическими и другими факторами. Перспективная национальная политика - это политика, основанная на глубочайшем познании сути национального вопроса, на подлинном гуманизме, важнейших общечеловеческих принципах и нравственных нормах.

В условиях такого полиэтнического государства как Республика Казахстан во главу угла в сфере националь­ных отношений поставлено межнациональное согласие, обеспечение жизненно важных интересов всех нацио­нальностей. Именно такое свободное развитие всех на­родов способно устранить несправедливости, влить новую энергию в экономическую, политическую, духовную жизнь, от­крыть действительный простор их национальному само­выражению. И оно может наращивать, приумножать их интернациональное единство, упрочить межнациональное согласие, мир и общественно-политическую стабиль­ность, которые имеют место в республике. Задача состоит в том, чтобы привести в действие политические, эконо­мические, социальные и духовные рычаги, от которых зависит сохранение и упрочение национального равно­правия и согласия, сотрудничество и сближение людей разных национальностей на принципах гуманизма и де­мократии.

Национальная справедливость несовместима с той порочной практикой, когда для представителей одних наций создаются в жизни льготные условия, привилегии, а для других, наоборот, строятся всевозможные препят­ствия в культуре, традиции, языке и т.д. В этом плане важно проведение на практике такой политики, которая в полном объеме учитывала бы существующие социально-территориальные и прочие различия, связанные с далеко неодинаковыми условиями жизни и труда населения го­родов и сел разных районов Казахстана.

Осуществление национальной справедливости и рав­ноправия происходит успешнее при условиях строжай­шего соблюдения традиции проявлять уважительное отношение, особую чуткость и осмотрительность во всем, что касается национально-этнического фактора, инте­ресов представителей всех национальностей. Это находит свое отражение в новой Конституции Республики Казах­стан - в документе, выражающем жизненно важные ин­тересы всего народа республики, всех ее национальностей. Человек, его права, свобода и законные интересы выдвигаются на передний план. В ней „... за­прещаются любые формы дискриминации граждан".

Важно подчеркнуть, что в Республике Казахстан го­сударственный курс направлен на осуществление на деле полного равенства и свободы всех людей, живущих в ней, независимо от расы, национальной принадлежности и языка. В нем и надежная гарантия от таких проявлений как националистическая узость, местничество, национа­лизм и шовинизм.

Национальная политика нашего государства исходит из того, что Республика Казахстан в мировом сообществе - это независимое, суверенное и демократическое госу­дарство. Суверенитет независимого Казахстана, как про­возглашает Конституция, не ограничен и распространя­ется на всю его территорию. Национальная государственность и ее территория тесно связаны друг с другом. Они выступают важнейшей характеристикой народа. Так, Республика Казахстан является формой го­сударственности самоопределившейся казахской нации, прошедшей длительные, сложные и многообразные этапы исторического развития.

Жизнь этнических общностей протекает в определен­ной территории, природно-географической среде. Эт­нос и его государственность не могут существовать без определенной территории, без нее они рано или поздно исчезнут. С этнической территорией - определенным жизненным природно - географическим пространством - неразрывно связано историческое, социально-эко­номическое, духовное и национальное становление бытия народа, его государственности, продвижение по пути со­циально-экономического, исторического прогресса. Этни­чески казахский народ с древности органически тесно связан с той территорией, которую занимал веками и занимает сегодня. Становление этнической территории казахского народа является историей многовековой труд­нейшей борьбы. В результате ее народ сумел не только сохранить свою целостность, но и создать в XV веке независимое казахское ханство в пределах территории нашей республики.

Готовя этот вопрос следует иметь в виду, что в условиях царской России Казахстан был лишен своей национальной государственности и территориально искусственно раздроблен на ряд генерал-губернаторств. Казахская земля насильственно отбира­лась и передавалась переселенцам. Таким образом, имен­но при царизме был приостановлен многовековой процесс образования централизованной казахской государствен­ности на исконной ее территории. Этому в известной мере содействовали некоторые недальновидные казах­ские ханы.

С образованием Казахской Автономной Республики в октябре 1920 года и дальнейшим преобразованием ее в Союзную республику стало возможным восстановить целостность казахских земель в национальном масштабе и, тем самым, была преодолена территориальная разоб­щенность. Общность национальной территории казахско­го народа впервые была восстановлена на огромной тер­ритории с общей площадью 2756 тысяч квадратных километров.

Национальная, этническая территория казахов в силу обстоятельств - исторических, политических, социаль­ных - издавна принимала представителей многих наро­дов. Огромные миграционные потоки захлестнули Казах­стан в период освоения целинных земель. В результате, население стало наиболее многонациональным в ряду ре­спублик бывшего Союза. Так, в начале 1992 года в Казахстане проживало 17 миллионов человек. Из них: казахов - более 7 миллионов человек - 42 процента; русских - 6257 тысяч - 37 процентов; украинцев - 890 тысяч - 7,4 процента; немцев - 780 тысяч - 5.2 процента; узбеков - более 356 тысяч - 2,1 процента; татар - 337 тысяч - 2 процента.

Естественная миграция населения происходит и сегод­ня. Казахстанская земля стала жизненной средой и до­стоянием не только коренного казахского этноса, но и всех населяющих ныне ее национальностей. В этом смыс­ле казахстанская земля для всех - и казахов, и русских, и украинцев, и немцев и других - одинаково дорога. Она - и родной край, и земля наших предков, и общая наша Родина.

В политике по укреплению государственного сувере­нитета и целостности национальной территории Респуб­лики Казахстан важны следующие направления:

1. Создать все условия для обеспечения действитель­ного, а не мнимого суверенитета Казахстана как само­стоятельного государства, закреплять его независимость в экономическом, социальном, правовом и прочих отно­шениях.

2. Обеспечить достойное место и авторитет Респуб­лики Казахстан как истинно суверенного, демократиче­ского и правового государства в мировом сообществе, в ряду развитых стран,

3. Обеспечить сохранение и укрепление территори­альной целостности Казахстана, оградить от посягатель­ства и притязания на нее.

4. Обеспечить научно обоснованный подход к адми­нистративно - территориальным образованиям и райо­нированию в пределах республики, преодолевать последствия имперской политики по отношению к госу­дарственности казахов, колониального деления и грабежа богатств Казахстана, восстанавливать справедливость, вернув районам, местностям собственные, исторические, традиционные названия.

5. Разработать и проводить в жизнь взвешенную про­грамму по миграционным процессам, регулировать отток и приток населения, продуманно решать проблемы, свя­занные с многонациональностью и мононациональностью отдельных регионов, городов и районов, предприятий и коллективов.

6. Разработать комплексную программу и вести работу по оздоровлению экологического состояния Казахстана в целом, отдельных регионов в частности, поставив во главу угла принципиально новый подход к использованию его территории, природно-климатических условий и восстановления нарушенного экологического равновесия.

Национальная политика государства Республики Ка­захстан предполагает возрождение культуры, традиций, религии народов, проживающих здесь, в первую очередь, коренного этноса - казахов, не ущемляя при этом чьи бы то ни были национальные интересы.

Человеческое существование немыслимо без опреде­ленной системы общения, в первую очередь, языкового. Без языка нет национальной общности. Следует отметить, что язык - неповторимый феномен и неисчерпаемая со­кровищница мировой культуры; он воплощает в себе уровень исторического, социально-экономического, этни­ческого развития своего носителя. Примером служит ка­захский литературный язык, ставший в ходе историче­ского развития одним из самобытных, богатых и научно разработанных языков современности. Он показал миру свои неисчерпаемые возможности, и он достиг высоких вершин в образном художественном воплощении мысли.

Важно подчеркнуть, что русский язык открыл народам, объединенным в СССР, широкий доступ к духовным богатствам других наций, мировой цивилизации. К мо­менту распада СССР среди казахов, свободно владеющих русским языком как вторым, было 52,3%.

К сожалению, при «русификаторской» политике КПСС подрастающая роль русского языка как языка межнаци­онального общения обернулась ущемлением националь­ных языков, сужением или подменой их общественных функций. Так обстояло дело в Казахстане. В результате недальновидной языковой политики казахский язык прак­тически перестал быть полноправным языком на истори­ческой родине казахов, катастрофически снизилась по­требность в использовании его в различных сферах жиз­ни. Анализируя причины вытеснения казахского языка из жизни его носителей, академик АН Республики Ка­захстан А. Кайдаров подчеркнул отсутствие важнейших условий для его нормального развития и функциониро­вания: среды общения, востребованности, государствен­ной поддержки и пр. В результате стала усиливаться тенденция снижения престижа казахского языка, особенно среди лиц коренной национальности. А это обернулось резким падением заинтересованности в обучении детей на род­ном языке, „отказом" от него определенной части ко­ренного населения, особенно в крупных городах. Выросло целое поколение русскоязычных молодых людей, по существу, не владеющих или слабо знающих родной язык, не читающих на нем, следовательно, оторванных от национальных корней, многовековой истории своего народа. Таким обра­зом, возникли и накопились тревожные явления и про­блемы, не преодолеть или не решить которых уже никак нельзя. Возникла необходимость возрождения и развития казахского языка, активного применения его во всех сферах жизни. Признаком цивилизованности во всем мире является признание статуса как государствен­ного и изучение языка народа, именем которого названо государство, проживающими на его территории гражда­нами других национальностей, в первую очередь, детьми и молодежью. Решению этой проблемы должен был спо­собствовать известный Закон о языках в Казахской ССР, который должен создать благоприятные условия для раз­вития всех языков в республике.

Вопрос о статусе языков в Ка­захстане в нынешнем его положении - многонациональ­ности и сложившейся языковой ситуации - оказался чрезвычайно острым. Он выявил разные принципиаль­ные позиции и стал предметом острой дискуссии. Серь­езные аргументы против утверждения статуса казахского языка как единого, государственного, приводят исследователи, которые считают, что „... унификация жизненной среды на основе монокультуры, моноязыка ограничивает возможности развития всего спектра национально-культурных ценностей, что не может не вызывать внут­реннего протеста со стороны представителей других на­циональностей ".

Отвергая такого рода подходы, народный писатель Ре­спублики Казахстан Д.М.Снегин писал: „Нет, державным в Казахии должен быть казахский язык, и это естественно и справедливо не только коренной нации, но и для других народов живущих ...". Все же думается, что для беспокойства по поводу того, что статус одного языка как государственного влечет за собой ущемление прав представителей других национальностей, основания нет. Соблюдение равноправия народов во всем, особенно в области языка - это наша общая задача. Гарантия в этом плане содержится в Конституции Республики Ка­захстан, где записано: „Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку невладения государственным языком или языком межнационального общения.

Языковая политика в Республике Ка­захстан на современном этапе носит комплексный характер, она направлена на обеспечение наци­онального прогресса, доброжелательное взаимоотношение между населяющими его народами и быстрейшее при­общение к мировой цивилизации. Основными принципами ее являются.

1. Создание необходимых условий для развития казахско­го языка как языка государственного, усиливая и рас­ширяя выполняемые им общественные функции. Важно обеспечить активное применение родного языка во всех сферах жизни.

2. Придание русскому языку статуса официального, отличающегося от государственного чуть менее строгим статусом.

Здесь следует обратить внимание на то, что внедрение этих двух принципов, с одной стороны, есть компромисс с казахами (сохранение в качестве государственного де-юре только казахского языка, с другой, - компромисс с русской общиной (придание русскому языку де-факто статуса государственного).

3. С распадом СССР завязываются новые отношения - экономические, политические, духовные и прочие - между народами и государствами с тюркским корнем этнического происхождения. Выясняется, что за годы Советской власти произошли огромные потери в плане близкого ознакомления и взаимообогащения исто­рией, культурой, традицией и языком этих родственных народов. Сейчас возникла необходимость создания условий для прямого и непосредственного языкового об­щения путем взаимообогащения.

4. Создание условий для языков других на­циональностей помимо казахского и русского языков - украинскому, татарскому, немецкому, корейскому и пр. Необходимо проявлять особую заботу об их свободном развитии.

5. В бывшем Союзе возможность изучения и зна­ния языков цивилизованных стран умышленно ограничи­валась, не допускалось распространение их на его территории, особенно в национальных республиках. Ныне Казахстан, став суверенным государством, испытывает острую нужду в специалистах, свободно владеющих ан­глийским, французским, китайским, японским и другими языками. Естественно, языковая политика в республике должна быть нацелена на создание условий для изучения поистине мировых языков, на которых достигнуты ог­ромные успехи современной цивилизации.

Кризис, охвативший все общество, наиболее очевиден в области культуры. Время ставит на повестку дня не­обходимость прорыва в духовном и нравственном обнов­лении, глубокого и всестороннего раскрытия творческого потенциала каждой национальной культуры, утверждения новых форм и ценностей, созвучных высоким требова­ниям нашего времени.

При этом, важно подчеркнуть, что в обществе утвер­ждается принципиально новый политический подход, ко­торый исходит из признания самобытности национальных культур, их уникальной ценности. Национальная культура любого народа - продукт материальной и духовной де­ятельности, выработанный в длительной истории его раз­вития. Она обогащается в историческом процессе взаимодействия культур за счет усвоения духовных цен­ностей, созданных другими народами. Самобытность на­циональной культуры состоит не в ее изначальной данности, патриархальности и древности, а в глубокой прогрессивности, подлинной народности, большой жиз­ненности и неисчерпаемом творческом потенциале зало­женных в ней свойств, ценностей. В них проявляются специфические черты материальной жизни, сознания и психологии народов, особенности их исторического раз­вития, взаимоотношений с другими народами.

Опыт развития Республики Казахстан показывает, что переходный к качественно новой модели развития период среди других ключевых характеристик предпо­лагает последовательное осуществление в жизнь действительного духовного равноправия народов, обеспечение каждому из них реальной возможности сохранить само­стоятельность и самобытность своего языка, культуры, традиции. Следовательно, создание условий для сохра­нения и возрождения их национальных культур и куль­турно - исторических традиций - таково одно из конкретных направлений национальной концепции и пол­итики государства в современных условиях. Тем более, догматические извращения и ошибки, допущенные в куль­турном строительстве на предыдущих этапах развития, привели к невосполнимым потерям национальных ценно­стей, незаслуженному умолчанию и забвению ряда луч­ших образцов культурного наследия, творений и традиций предыдущих поколений. В этой связи следует отметить, в Республике Казахстан, ставшей на путь независимого, демократического развития, происходит глубокое обнов­ление духовной жизни. Оно вызвало у всех народов, в том числе и казахского, интерес к своей далекой и не­давней истории, своей культуре и традициям, стремление по-новому осмыслить их и восполнить „белые пятна", стремление возвратить все лучшее в духовной жизни прошлого. Возрождаются сложившиеся в дореволюцион­ном прошлом и необоснованно преданные забвению на­родные традиции, образцы народного творчества и многие другие культурные сокровища. Активно осваивается ду­ховное богатство, созданное нашими предшественниками, в том числе творения запретных в недавнем прошлом выдающихся представителей казахской культуры начала XX века - Шакарима, М. Жумабаева, А. Байтурсынова, Ж. Аймаутова, М. Дулатова и других.

Тем не менее, накопившихся и нерешенных проблем в деле освоения духовного наследия прошлого, сохране­ния, восстановления и использования бесценных памят­ников истории, культуры и религий и приобщения к ним широких народных масс, как показывает опыт, еще не­мало. Межнациональные отношения в Казахстане харак­теризуются как относительно сбалансированные. Действительно, благодаря взвешенной национальной пол­итике удается удержать стабильность, не допустить ро­ковых столкновений между народами. Жизнь достаточно убеждает в том, что сохранение и упрочение этой тра­диции будет иметь решающее значение для будущего прогресса народов Казахстана.

И еще на один момент следует обратить внимание при изучении данного вопроса. Дело в том, что духовное согласие, простое человеческое взаимопонимание невозможны без достаточно высокой культуры межнационального общения. Воспитание такой культуры у человека - это формирование таких высоких и ус­тойчивых нравственных качеств и черт, которые опреде­ляют активную жизненную позицию и участие его в общественно-политической жизни общества. Она должна быть пронизана патриотизмом и гуманизмом, гордым чув­ством принадлежности к единой Родине, ответственно­стью в сохранении единства народов, межнационального мира и согласия. Особенно касается это нового поколения людей, которые в жизнь вступают в условиях новых реалий исторического развития. Опыт показывает, что процесс активного формирования межнационального со­гласия происходит в диалектическом единстве с воспи­танием патриотического и интернационалистического сознания, подлинной, свободной от проявлений нацио­нальной ограниченности, кичливости, национализма и шо­винизма, культуры межнационального общения. В этой связи следует подчеркнуть огромное теоретическое и практическое значение мысли Президента Н.А.Назарба­ева, неоднократно высказываемой им: именно казахстанский государственный патриотизм может стать главной опорой возрождения республики, всех наций и народностей, населяющих ее.

Именно такой патриотизм может гарантировать нам возрастающее внимание к жизненно важным националь­ным интересам народов и одновременно защиту обще­человеческих ценностей, учет интеграционных тенденций, набиравших силу во всем мире. Важно, чтобы патриотизм и гуманизм воспринимались как осознанная собственная потребность, а не навязанные извне, со стороны. Граж­данин Республики Казахстан должен проникнуться чув­ством гордости за свое государство, избравшее путь к жизни, достойной человека, должен ощущать чувство семьи единой, уважать как святыни флаг, герб, гимн республики, которые уже знает весь мир. Именно под этим принципиально новым углом зрения можно успешно отстаивать законные права всех национальностей, про­живающих в Республике, воплощая на практике их пол­ное равенство, глубокое уважение их национального достоинства, обеспечить возрождение и свободное раз­витие каждого из них, одновременно укрепляя у людей сознание и чувства своей принадлежности к общей мно­гонациональной Родине. Необходимым условием для это­го является создание на территории Казахстана высокоразвитой полиэтнической цивилизации, в которой возродится казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности.

Наши рекомендации