Еще одной из проблем является преобладание наличной формы расчета и слабый уровень развития сети приема платежных карточек.
Показателями состоянию дел по данному блоку являются: объемы наличного и безналичного оборота наличных денег, состояние наличного денежного обращения, скорость обращения денег, уровень использования платежных карточек и других инновационных инструментов для осуществления безналичных расчетов за товары и услуги, а также уровень развития инфраструктуры обслуживания платежных карточек.
Причинами развития теневой экономики в этом блоке являются:
- нежелание экономических агентов декларировать и показывать в финансовых отчетах фискальным органам свой реальный оборот товаров и доходы; незаинтересованность экономических агентов в размещении расчетных карточных терминалов в своих торговых точках и организациях сферы услуг и предпочтение работать с наличностью;
- недоверие населения к банкам; низкий банковский процент по остаткам денег на счету; высокие комиссионные сборы за обслуживание;
- слабая пропаганда удобства и преимуществах системы индивидуальных безналичных расчетов и отсутствие привлекательных условий для физических и юридических лиц в системе безналичного денежного обращения; наличие слабо развитой сферы электронных платежей;
- боязнь граждан раскрытия своих доходов и расходов.
Не секрет, что электронные деньги уже давно тесно переплелись с повседневной жизнью многих людей во всем мире. Естественно, очень удобно оплачивать различные услуги, не отходя от компьютера и не вставая с уютного кресла. Но прежде хотелось бы разобраться в том, какие "подводные камни" ожидают обладателей электронных денег.
Развитие электронной коммерции связано как с положительными, так и с отрицательными последствиями для клиентов. Как показало исследование, проведенное американской корпорацией CIO Communications, рядовые покупатели и покупатели-эксперты высказывают схожие опасения по поводу приобретения товаров и услуг с помощью систем электронной коммерции (в группу экспертов были включены те, кто наиболее близко знаком с Интернетом, - должностные лица в сфере бизнеса и информационных технологий). Был проведен опрос трехсот обычных покупателей и 200 должностных лиц в сфере бизнеса и информационных технологий. Они дали прогнозируемые оценки относительно возможных проблем, связанных с использованием системы электронной коммерции, а также поделились своим негативным опытом. Установлено, что обе группы покупателей опасаются мошенничества с кредитными картами, назойливых распространителей товаров, узнавших имя и адрес Интернет-покупателя, вторжения в личную жизнь, обмана при доставке товара и кражи личностных идентификационных характеристик покупателя. Эти данные получены из проведенного исследования американского рынка электронной коммерции. Электронные покупатели в Казахстане также могут столкнуться с подобными проблемами по мере развития. Прогнозируемые оценки возможных негативных явлений от использования системы электронной коммерции могут быть: мошенничество с использованием платежных карт, снижение уровня личной безопасности, вторжение в личную жизнь, угроза обмана (оплаченный товар не доставлен, доставленный товар не соответствует его представлению в Сети), угроза кражи личностных идентификационных характеристик. Однако, полученный практический опыт приобретения товаров и услуг посредством использования системы электронной коммерции показал следующие проблемы: имя и адрес были проданы распространителям товаров, мошенническое использование платежных карт, нехватка товарных запасов, вторжение в личную жизнь, сбор и структурирование данных о личности покупателя и его семейном положении в базах данных, накапливаемых компаниями электронной торговли, обман (оплачиваемый товар не доставлен, доставленный товар не соответствовал его представлению в сети). Кроме того, в процессе использования системы электронной коммерции обе исследуемые группы покупателей столкнулись со следующими трудностями: трудности навигации (перемещения) по web-сайтам, рассмотрения товаров в сети, трудности в оформлении заказа и оплаты товаров, сравнительно ограниченный выбор разновидностей товаров (ассортимента). Несмотря на трудности и приобретенный негативный опыт, при практическом использовании систем электронной коммерции в процессе совершения покупок товаров и услуг, две исследованные группы покупателей все же отдают предпочтение именно электронной коммерции, а не традиционной форме торговли. Основными мотивирующими факторами экономической целесообразности пользования систем электронной коммерции выступают такие критерии, как удобство, значительная экономия времени, наличие приемлемых скидок, отсутствие налога с оборота.