Описание сути платежной системы начинается с изучения субъектов-участников, определив их функции и задачи. Всех участников платежной системы можно разделить на две категории - пользователи и агенты.
Пользователями платежной системы являются хозяйствующие субъекты и физические лица, которые посредством платежной системы осуществляют взаимные расчеты. Агентами платежной системы являются ее непосредственные участники (банки) и учреждения, осуществляющие процедуру перевода денежных средств (операторы).
Основными пользователями платежной системы являются юридические лица (хозяйствующие организации, предприятия, учреждения), а также физические лица, которые в процессе производственной и хозяйственной деятельности вступают между собой во взаимоотношения по приобретению товаров и услуг, прочих материальных и финансовых ресурсов. С точки зрения направления денежного потока их можно разделить на две группы - плательщики (клиенты) и получатели (корреспонденты). В соответствии с установленным порядком, свои денежные средства хозяйствующие органы держат на счетах в банках и осуществлять безналичные расчеты между собой, минуя банк, не могут. [4, с. 354]
Организациями, осуществляющими обслуживание счетов хозяйствующих органов, являются банковские учреждения. В условиях Республики Казахстан банковская структура имеет двухуровневое строение. Частные, кооперативные и государственные банки являются учреждениями, осуществляющими расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц, и составляют нижний (второй) уровень. Национальный банк, как центральный банк государства, является банком первого уровня. Банки второго уровня непосредственно реализуют процедуру платежа. В соответствии с банковским законодательством, банки несут обязательства перед своими клиентами по беспрепятственному, своевременному и полному переводу денежных средств клиентов.
Сеть банков второго уровня в Республике Казахстан имеет развитую структуру. С позиций анализа функционирования платежной системы все коммерческие банки можно разделить на две группы:
· самостоятельные банки (Ишим-банк, Сеним-Банк);
· головные банки и их филиалы (Казкоммерцбанк, Народный Банк, Центркредитбанк, Альфа-Банк)
Аккумулированные средства своих клиентов и собственные средства коммерческого банка составляют его корреспондентский счет, который открывается в Управлении платежных систем Национального Банка Республики Казахстан. Через корреспондентский счет коммерческого банка производятся все межбанковские расчеты.
В настоящее время осуществляется перевод филиалов банков второго уровня на расчеты через единый корреспондентский счет головного банка. Это означает, что филиалы головного банка закрывают корсчет в учреждении Национального банка и все расчеты производятся через головной банк
В условиях Казахстана операторами платежной системы являются
* областные расчетные (клиринговые) палаты;
* Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов;
* Национальный банк.
Оператор платежной системы осуществляет непосредственный перевод денежных средств из банка плательщика в банк получателя. С точки зрения оператора платеж состоит из операции списания денежных средств с корреспондентского счета банка плательщика, зачисления средств на корреспондентский счет банка получателя и выдачи банкам подтверждающих эту операцию документов.
Национальный Банк Казахстана устанавливает экономическую ответственность банков и их клиентов за нарушения правил совершения расчетных операций, он организует, координирует и регулирует функционирование платежной системы, устанавливает формы, способы и порядок осуществления расчетов, кассового обслуживания банков и их клиентов.
Основными пользователями платежной системы по-прежнему являются банки второго уровня и их клиенты. Помимо них, в сферу функционирования платежной системы вошли небанковские финансовые учреждения (например, Казахстанская Центральная Межбанковская валютная биржа, Департамент казначейства и его территориальные органы). Центральным звеном ПС является Департамент Информатизации Нацбанка, осуществляющий основные операции по корреспондентским счетам банков второго уровня. Другим важнейшим элементом ПС является Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР).
Рисунок 2 - Структура участников платежной системы
Самостоятельные банки, помимо традиционных расчетов через учреждения Национального Банка, получили возможность производить расчеты через Расчетную палату и Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов. Филиалы коммерческих банков осуществляют расчеты как через Расчетную палату, так и через головной банк. Через Расчетные палаты осуществляются в основном внутриобластные расчеты, через Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов проводятся межобластные платежи. При этих расчетах реализуется принцип нетто-платежей. Через учреждения Нацбанка проводятся срочные межрегиональные платежи в режиме брутто-платежей. [5, с. 27]
Наиболее важным элементом каждой платежной системы является набор средств и методов, посредством которых достигается окончательный расчет. Способы его достижения позволяют выделить системы, использующие брутто-расчеты и нетто-расчеты.
Системы, с помощью которых расчеты осуществляются на суммарной основе «один за одним», очередными проводками по каждой отдельной операции, либо в пакетном режиме, называются системами брутто-расчетов (или расчетов на валовой основе). Примерами таких систем является система FedWire в США, система срочных электронных платежей в системе КУБАЖ.
Системы, базирующиеся на завершении клиринговой процедуры, известны как системы нетто-расчетов (или расчетов на «чистой основе»). Среди них можно выделить системы двусторонних нетто-расчетов между парами участников и системы многосторонних нетто-расчетов. Примером систем, реализующих принцип многосторонних нетто-расчетов в Казахстане, являются областные Расчетные Палаты и Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов.
Необходимо отметить что стабильность финансовой системы государства в целом напрямую связана со стабильностью внутренней платежной системы. Степень эффективности функционирования платежной системы определяется соотношением таких показателей, как скорость прохождения платежей и суммой операционных издержек, которые несут участники при проведении расчетов. Возможность проведения расчетов в короткие сроки и с наименьшими затратами, делают систему привлекательной для пользователей.