Международная финансовая корпорация (МФК).
МФК была создана в 1956 г. по инициативе США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает 15 лет, а средний срок составляет порядка 7–8 лет.
Деятельность МФК характеризует ряд особенностей:
– для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требует МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельность и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран;
– с 1961 г. она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
Это третий филиал МБРР, учреждено в 1988 г. Служит цели поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие формы прямых капвложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков, которыми могут быть:
– отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора;
– экспроприация имущества инвестора;
– военные действия;
– перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке;
– невыполнение контракта вследствие правительственного решения.
Членами могут быть только страны-члены МБРР. К середине 1993 г. Конвенция, учреждающая МАГИ, была подписана 107 странами.
Европейский банк развития и реконструкции
Европейский банк развития и реконструкции (ЕБРР) – международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Главная задача ЕБРР – содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы.
Функции ЕБРР:
– содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства;
– мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения вышеуказанной деятельности;
– осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;
– оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;
– стимулирование развития национальных рынков капиталов;
– оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров;
– активное проведение операций в области экологии и устойчивого развития.
ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60 % своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.
Организационная структура ЕБРР. Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент.
Совет управляющих – высший распорядительный орган ЕБРР – включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя.
Совет директоров (состоит из 23 членов) – главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих.
Региональные банки развития
Международные региональные банки развития – Межамериканский банк развития, МаБР (InterAmerican Development Bank, создан в 1959 г.), Африканский банк развития, АфБР (African Development Bank, 1963), Азиатский банк развития, АзБР (Asian Development Bank, 1965).
Возникновение международных региональных банков развития обусловлено рядом причин. Внутренние причины:
– распад колониальной системы и завоевание политической независимости развивающимися странами, повышение их роли в мировом развитии;
– необходимость решения региональных проблем, которые не всегда учитываются Всемирным банком;
– развитие регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран.
В числе внешних факторов:
– перемещение основных потоков иностранных частных инвестиций в развитые страны, что вызывает необходимость привлечения государственных и международных инвестиций;
– политика «регионализма» развитых стран (стремление содействовать объединению развивающихся стран, находящихся в зоне их влияния).
Различия между международными региональными банками развития обусловлены уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов – Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторического развития. Вместе с тем эти банки имеют общие черты и преследуют единые цели развивающихся стран – осуществлять кредитование проектов развития региона, уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений.
Примерно 1/3 членов международных региональных банков развития – развитые страны, оказывающие существенное влияние на их деятельность, поскольку им принадлежит значительная часть капитала этих банков. Любое решение МаБР (местопребывание – Вашингтон, США) может быть блокировано США; АзБР (Манила, Филиппины) – Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально членами АфБР (Абиджан, Республика Кот-д’Ивуар) могли быть только страны Африки. В связи с дефицитом ресурсов АфБР создал в 1972 г. своеобразный филиал – Африканский фонд развития (African Development Fund) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены банка принимаются и развитые страны.
Распределение голосов в зависимости от внесенного капитала обеспечивает влияние развитых стран на международные региональные банки развития. Порядок формирования пассивов, привлечения ресурсов в специальные фонды, кредитная политика, сходны во многом с деятельностью Всемирного банка. Оплаченный уставный капитал не превышает 10 %, неоплаченная часть служит гарантийным фондом при выпуске облигационных займов. Размещение облигаций международных региональных банков развития обеспечивается связью банков с ООН через соответствующие региональные экономические комиссии.
Специальные фонды льготного кредитования формируются за счет государственных взносов развитых стран, которые через них стимулируют свой товарный экспорт на рынки развивающихся стран: льготные кредиты «привязаны» к закупкам товаров в странах-донорах. В Латинской Америке это, прежде всего США, которые внесли свыше половины средств в Фонд специальных операций МаБР; в Азии – Япония, внесшая около половины средств в Азиатский фонд развития (Asia Development Fund).
Фонд льготного кредитования АфБР невелик, хотя в Африке расположено больше всего наименее развитых стран. По размерам предоставленных кредитов лидирует МаБР, за ним следует АзБР и с большим отставанием – АфБР.
Льготные кредиты предоставляются на срок до 40 лет под 1–4 % годовых, обычные ссуды – на 10–20 лет по рыночным процентным ставкам. МаБР предоставляет кредиты сроком до 5 лет экпортерам из стран Латинской Америки с целью развития внутрирегиональной торговли машинами и оборудованием.
Первое место в кредитном стимулировании интеграционного процесса во всех регионах развивающегося мира отводится инфраструктуре – строительству и модернизации автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д. На долю экономических и социальных инфраструктур приходится более половины кредитов международных региональных банков развития. Это обусловлено тем, что от их развития зависит расширение внутрирегиональных связей, а также развитие других отраслей экономики, которое привлекает и иностранный капитал.
Второе место по объему кредитования занимает сельское хозяйство, включая агропромышленные объекты (25–30 %).
Третье место (примерно 15 %) отводится промышленности, преимущественно, добывающей и обрабатывающей.
Международные региональные банки развития проводят дифференцированную кредитную политику, отдавая предпочтение наиболее платежеспособным заемщикам. Значительный объем кредитов МаБР предоставил «большой тройке» (Аргентине, Бразилии, Мексике); АзБР – пяти странам (Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану, Таиланду); АфБР – Марокко, Кении, Тунису и т.д.
Международные региональные банки развития играют роль посредников между группой Всемирного банка и национальными банками развития. Это дает возможность развитым странам осуществлять свою политику в отношении развивающихся стран. В целом международные региональные банки развития способствуют развитию национальной экономики, экономическому сотрудничеству и интеграции развивающихся стран. К международным региональным банкам развития формально можно отнести Европейский банк реконструкции и развития, созданный для обслуживания развитых стран Центральной и Восточной Европы.
Новый банк развития БРИКС
Новый банк развития БРИКС (НБР БРИКС) (англ. New Development Bank BRICS (NDB BRICS)), ранее – Банк развития БРИКС (англ. BRICS Development Bank) – международная финансовая организация, банк развития, который создан и будет управляться странами – членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).
Впервые идея создания банка развития была озвучена на IV саммите БРИКС в Нью-Дели (Индия) 29 марта 2012 г.
15 июля 2014 г. на VI саммите БРИКС в Форталезе (Бразилия) была подписана декларация об учреждении Нового банка развития.
Президент России Владимир Путин ратифицировал соглашение о НБР БРИКС 9 марта 2015 г.
Индия ратифицировала его 26 февраля 2015 г., Бразилия – 9 июня, ЮАР – 26 июня, Китай – 1 июля 2015 г. 7 июля 2015 г. был дан старт работе Нового банка развития БРИКС.
Цель банка состоит в мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, дополняя деятельность, осуществляемую многосторонними и региональными финансовыми институтами в интересах глобального роста и развития.
Для выполнения поставленной задачи банк поддерживает государственные и (или) частные проекты путем предоставления займов, гарантий, участия в капитале и иных финансовых инструментов. Банк также сотрудничает с международными организациями и другими финансовыми институтами и оказывает техническое содействие по проектам, поддерживаемым банком.
Объем оплаченного капитала НБР БРИКС – 10 млрд долл. (взнос каждой из пяти стран – 2 млрд долл.), впоследствии в случае необходимости он может быть увеличен на 40 млрд долл.
Планка максимально возможного капитала установлена на уровне 100 млрд долл.
Высший коллегиальный орган банка – совет управляющих, включающий в себя по одному управляющему и одному его заместителю, которые назначаются от каждого государства-члена банка. Совет управляющих ежегодно избирает одного из управляющих в качестве председателя. В настоящее время эту должность занимает А. Силуанов, министр финансов России.
Совет управляющих проводит ежегодное заседание, также заседания могут проводиться по усмотрению совета управляющих или по требованию совета директоров.
Совет директоров отвечает за общее руководство основной деятельностью банка. Каждый учредитель назначает одного директора и его заместителя. Директора осуществляют свою деятельность в течение двухлетнего срока и могут переизбираться.
Совет директоров собирается один раз в квартал, если совет управляющих не примет иного решения квалифицированным большинством.
Ключевые решения в органах управления банка принимаются большинством голосов государств-учредителей.
Совет управляющих избирает президента по представлению одного из государств-учредителей банка в порядке ротации. Президент не может быть управляющим, директором, заместителем управляющего или директора. Президент является председателем совета директоров, но не имеет права голоса, за исключением права решающего голоса в случае равного распределения голосов.
7 июля 2015 г. президентом банка был утвержден представитель Индии Кундапур Ваман Каматх – бывший глава ICICI, входящего в четверку крупнейших индийских банков.
Членство банка открыто для членов Организации Объединенных Наций.
Штаб-квартира банка находится в Шанхае.
Банк получил наивысший рейтинг ААА от китайских рейтинговых агентств Chengxin International Credit Rating и China Lianhe Credit Rating.
16 апреля 2016 г. стало известно, что Новый банк развития БРИКС одобрил первый пакет кредитов на сумму 811 млн долл. Всего банк одобрил финансирование четырех инвестпроектов. Бразилия получит 300 млн долл., Китай – 81 млн, Индия – 250 млн, ЮАР – 180 млн.
Организация может стать конкурентом Всемирного банка и схожих региональных фондов.
Одной из причин создания организации было то, что члены БРИКС неоднократно подвергали критике Всемирный банк и МВФ за то, что при принятии важнейших решений в этих организациях страны-участницы БРИКС не имеют адекватного числа голосов.