Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом.
Представляет собой обособленный имущественный комплекс.
Состоит из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления. Имущество объединяется с имуществом иных учредителей. В процессе такого управления доля учредителя в праве собственности на объединенное имущество удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Активы
В состав инвестиционных фондов могут входить:
- денежные средства, в том числе иностранная валюта;
- ценные бумаги:
а) РФ;
б) субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные;
г) иностранных государств;
д) ипотечные, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;
- акции и облигации:
а) российских хозяйственных обществ;
б) иностранных коммерческих организаций;
- российские депозитарные расписки;
- инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
- иные ценные бумаги;
- иное имущество.
IX. Защита прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг
Этому вопросу посвящен одноименный федеральный закон, который в целях защиты неопределенного круга инвесторов на указанном рынке установил целый ряд запретов, ограничений и предписаний в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг и органа исполнительной власти, регулирующего рынок.
Профессиональным участникам запрещается:
- рекламировать ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах;
- предлагать в любой форме неограниченному кругу инвесторов ценные бумаги, публичное размещение и обращение которых не предусмотрено нормативными правовыми актами;
- вносить в проспект эмиссии ценных бумаг информацию, вводящую в заблуждение, недостоверную информацию;
- не предоставлять инвестору информацию, определенную законодательством;
- не уведомлять инвестора о его праве на получение информации, определенной Законом "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг".
Орган исполнительной власти, регулирующий рынок ценных бумаг (ФСФР):
- размещает на своем сайте в сети Интернет информацию для инвесторов, например, об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- рассматривает жалобы и заявления инвесторов в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления;
- выносит обязательные для исполнения предписания;
- вправе по собственной инициативе вступить в судебный процесс в целях защиты прав инвесторов;
- в тех же целях вправе обращаться в суд с исками и заявлениями.
В защиту прав инвесторов также выступают:
- саморегулируемые организации;
- общественные объединения инвесторов - физических лиц;
- некоммерческая организация Федеральный компенсационный фонд.
Нормативно-правовой минимум
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.06.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (ред. от 12.12.2011) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (ред. от 28.06.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (ред. от 28.06.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 30.12.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (ред. от 29.12.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
Рекомендуемая литература
Абрамов А. Долевое строительство: история и практика // Жилищное право. 2013. N 2.
Белицкая А.В. О месте и роли инвестиционного права в системе российского права // Предпринимательское право. 2012. N 2.
Глушецкий А.А. Размещение ценных бумаг: экономические основы и правовое регулирование. М.: Статут, 2013.
Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства в Российской Федерации // Финансовое право. 2013. N 3.
Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: Монография. Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. ун-т. Новосибирск, 2011.
Михалева Т.Н., Харитонова Л.И. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (постатейный) / Под ред. Н.В. Елизаровой // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
Мухаметшин Т.Ф. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов: обновленный взгляд на правовое содержание // Право и экономика. 2012. N 12.
Решетина Е.Н. К вопросу о соотношении финансового права и инвестиционного права // Финансовое право. 2011. N 6.
Ширяев А.Ю. Финансовая аренда (лизинг): правоприменение и законодательное обеспечение в России // Российский судья. 2013. N 3.
Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Глава 4.1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ: КОРПОРАЦИЙ, КОМПАНИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
I. Финансово-правовые основы деятельности
государственных корпораций
Общая финансово-правовая характеристика государственной корпорации.
основания создания:
- федеральный закон о государственной корпорации (далее при упоминании государственной корпорации также используются слова "госкорпорация" или "корпорация");
- имущественный взнос Российской Федерации;
- учредительные документы не требуются;
тип юридического лица:
- некоммерческая организация;
- без членства;
степень имущественной самостоятельности:
- имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации;
- за счет части этого имущества может быть сформирован уставной капитал, чтобы гарантировать интересы кредиторов;
- по решению высшего органа управления госкорпорации возможна передача части имущества в государственную казну России;
- по общему правилу госкорпорация не отвечает по обязательствам РФ, равно как и РФ не отвечает по обязательствам госкорпорации;
деятельность:
- должна быть общественно-полезной;
- осуществляется на основании долгосрочной программы деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей;
- разрешается предпринимательская, но только для достижения целей создания госкорпорации;
порядок использования прибыли:
- определяется высшим органом управления госкорпорации;
инвестирование временно свободных средств:
- возможно;
- предельный объем инвестиций и другие ограничения устанавливаются высшим органом управления госкорпорации;
заимствования в иностранной валюте:
- возможны;
- решения о заимствованиях принимаются в порядке, установленном Правительством РФ;
отчетность:
- госкорпорация ежегодно публикует отчеты об использовании своего имущества;
- годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту;
подконтрольность:
- контроль за деятельностью госкорпораций осуществляют: а) Счетная палата РФ, б) иные государственные органы в соответствии с законодательством РФ;
особенности правового положения:
- устанавливаются законом, предусматривающим создание госкорпорации.
ПРИМЕРЫ