Роль кредитных организаций в обеспечении наличного денежного обращения.

Банк России своими нормативными правовыми актами определяет порядок действий кредитных организаций при работе с денежной массой. Им, например, установлено, что кредитные организации проводят в отношении наличных денег следующие кассовые операции:

- прием, выдача, размен, обмен, обработка (пересчет, сортировка, формирование, упаковка).

Другие операции (некассовые):

- хранение наличных денег, - работа с сомнительными, неплатежеспособными, имеющими признаки подделки денежными знаками.

Услуги:

- инкассация (сбор, доставка наличных денег клиентов в кредитную организацию с последующим зачислением их сумм на банковские счета);

- перевозка (кредитная организация принимает наличные деньги и сдает их в другую кредитную организацию или клиенту).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать:

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденный ЦБ РФ, регулирующий в частности:

- установление лимита остатка наличных денег;

- проведение кассовых операций;

- оформление кассовых документов;

- прием и выдачу наличных денег;

- ведение кассовой книги;

Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - Закон о ККТ), устанавливающий:

- категории организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных использовать ККТ во время наличных денежных расчетов;

- требования к содержанию документа, подтверждающего прием денежных средств за товар, работу, услугу;

- порядок ведения Государственного реестра ККТ;

- требования к техническому состоянию, состоянию памяти и обязательность регистрации ККТ;

- обязанности экономических субъектов, применяющих ККТ;

- систему контроля за применением ККТ.

II. Организация наличного денежного обращения Банком России

Нормативное правовое регулирование денежного обращения в стране построено так, что ЦБ РФ имеет возможность:

1) видеть и анализировать в развитии состояние и структуру наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков;

2) производить расчеты: а) объема наличной денежной массы в обороте, б) скорости обращения наличных денег и их возврата в кассы кредитных организаций;

3) изменять действующий лимит остатка оборотной кассы в целом по Российской Федерации.

Политику Банка России в области организации расчетов наличными деньгами проводят его территориальные учреждения в субъектах РФ, в задачи которых входит, в частности, анализ и прогноз кассовых оборотов кредитных организаций. В составе территориальных учреждений создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ), имеющие свои: а) оборотные кассы, б) резервные фонды.

Оборотная касса РКЦ необходима для того, чтобы вводить в оборот наличные деньги, а также получать их от кредитных организаций. Оборотные кассы еще называют приходно-расходными, потому что деньги проходят через эти кассы в обоих направлениях, они движутся и, следовательно, находятся в обращении.

Резервный фонд РКЦ играет роль хранилища запасов банкнот и монет, не выпущенных в обращение, его основные задачи: а) при наличии на то потребности подпитывать экономику наличными деньгами; б) в связи с приходом в негодность обращающихся банкнот обеспечивать им замену новыми банкнотами; в) поддерживать обязательный покупюрный состав денежной массы в федерации и ее субъектах; г) принимать излишки денег (с превышением лимита) из оборотной кассы.

Таким образом, оборотная касса РКЦ является своего рода каналом, связывающим резервный фонд РКЦ, в котором наличные денежные средства хранятся в неподвижном состоянии, с кредитными организациями, обеспечивающими вовлечение банкнот и монеты в контролируемый денежный оборот.

Деятельность территориальных учреждений Банка России

по организации наличного денежного обращения в стране

В отношении резервных фондов РКЦ:

- организуют работу по: а) созданию резервных фондов банкнот и монеты в РКЦ, б) перевозкам ценностей между ними, в) определяют им минимальные размеры хранения резервных фондов в пределах сумм, установленных Банком России территориальному учреждению;

- вносят в Банк России предложения по изменению минимальных размеров хранения резервных фондов в целом по территориальному учреждению;

- ведут учет банкнот и монеты, находящихся в резервных фондах РКЦ по купюрам и достоинствам;

- обеспечивают наличие в них банкнот и монеты в купюрах и достоинствах, необходимых для обращения.

В отношении оборотных касс РКЦ:

- вносят в Банк России предложения по изменению лимитов оборотных касс;

- организуют кассовое обслуживание кредитных организаций, а в ряде случаев - юридических и физических лиц;

- оперативно регулируют кассовые ресурсы;

Контрольные и сопряженные с ними полномочия (некоторые):

в отношении резервных фондов и оборотных касс:

- контролируют своевременное пополнение резервных фондов до установленного размера хранения;

- контролируют а) правильность организации эмиссионно-кассовой работы в РКЦ, б) обеспечение сохранности ценностей резервных фондов и оборотной кассы, в) соблюдение эмиссионно-кассовой дисциплины;

- ведут учет эмиссионных операций и контролируют правильность их совершения;

в отношении кредитных организаций:

- контролируют соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций в кредитных организациях;

- устанавливают сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционных кассах кредитных организаций на конец дня и контролируют его соблюдение;

в отношении качества денежных знаков:

- контролируют качество денежных знаков, находящихся в обращении, организуют работу по проведению в РКЦ экспертизы платежеспособности денежных знаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты;

- контролируют соблюдение кредитными организациями установленных правил работы с поддельными, сомнительными и поврежденными денежными знаками;

в отношении купюрного состава:

- анализируют купюрное строение выпуска денег в обращение РКЦ;

- контролируют соответствие купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям налично-денежного оборота;

- осуществляет меры по обеспечению налично-денежного оборота банкнотами и монетой соответствующих купюр и достоинств.

Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России

ЦБ РФ указал на условия, при которых его банкноты и монета признаются платежеспособными.

Банкноты и монета должны:

1) иметь силу законного средства наличного платежа на территории РФ, даже если они относятся к категории изымаемых из обращения;

2) быть без признаков подделки;

3) совсем не иметь повреждений или иметь допустимые повреждения.

Если какое-либо из этих условий не выполняется, то наличные деньги платежеспособными считаться не могут.

Допустимые повреждения банкнот Банка России:

при которых банкноты не подлежат обмену по номиналу:

- загрязнения, изношенность, надрывы;

- потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов;

- утрата углов, краев;

при которых банкноты подлежат обмену по номиналу:

- различные повреждения, при условии что банкноты сохранили не менее 55% от первоначальной площади;

- склеены из любого количества фрагментов, при условии, что: а) один фрагмент или б) несколько фрагментов, безусловно принадлежащих одной банкноте, занимают не менее 55% от первоначальной площади банкноты;

- составлены из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам Банка России одного номинала, при этом каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50% от первоначальной площади банкноты;

- изменение окраски и свечения в ультрафиолетовых лучах, но при этом на них отчетливо просматриваются изображения (есть исключение);

- имеется брак изготовителя.

Допустимые повреждения монеты Банка России:

при которых монета не подлежит обмену по номиналу:

- мелкие механические повреждения, при этом полностью сохранены изображения на аверсе и реверсе;

при которых монета подлежит обмену по номиналу:

- монета погнутая, сплющенная, надпиленная, с отверстиями, следами удаления металла, при условии что полностью сохранились изображения на аверсе и реверсе;

- монета оплавленная, травленая, изменившая цвет;

- имеется брак изготовителя.

III. Обеспечение наличного денежного обращения

кредитными организациями

Общие организационные нормы

Операции с наличными деньгами могут проводиться только в специально оборудованных помещениях, требования к которым устанавливаются Банком России. Эти требования распространяются на:

- расположение помещений;

- техническую укрепленность;

- планировку (состав) хранилища ценностей;

- оснащение помещений для совершения операций.

Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, кассовые, инкассаторские работники:

обязаны:

- заключить договор о полной материальной ответственности (чтобы получить право: а) осуществления операций с наличными деньгами, б) перевозки наличных денег, в) инкассирования наличных денег);

не вправе:

- выполнять работу, не предусмотренную должностной инструкцией;

- передоверять работу с наличными деньгами;

- хранить личные деньги вместе с наличными деньгами кредитной организации.

Заведующий кассой обязан соблюдать порядок завершения рабочего дня, установленный Банком России.

Формирование и хранение кассовых документов кредитными организациями производятся в порядке, установленном Банком России.

Кассовые операции кредитных организаций

Разрешенное время проведения кассовых операций:

- операционное;

- послеоперационное;

- выходные дни;

- нерабочие праздничные дни.

Обязанности кредитной организации/кассовых работников:

- идентифицировать клиентов в рамках Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- контролировать уровень радиоактивного излучения денежных знаков.

Кассовым работникам запрещено:

- бесконтрольно выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам;

- убирать из поля зрения клиента принимаемые/выдаваемые (его) наличные деньги и документы (это возможно только после окончании операции и выдачи клиенту подписанного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы);

- хранить на рабочем столе наличные деньги, принятые от клиентов;

- уничтожать или производить гашение сомнительных денежных знаков Банка России, имеющих признаки подделки - запрещается проставлять на таких денежных знаках штампы, разрезать, пробивать отверстия, выдавать, возвращать.

Документальные основания операций:

- для выдачи наличных денег клиентам - расходные кассовые документы;

- для приема наличных денег от клиентов - приходные кассовые документы.

Обработка наличных денег.

Лица, присутствующие при обработке наличных денег помимо кассового работника:

- во время пересчета наличных денег клиента присутствует клиент;

- в остальных случаях присутствует контролирующий работник или несколько таких работников.

Кассовые работники ведут учет сумм наличных денег, принятых на обработку и сданных после обработки. Факты выявления излишка, недостачи наличных денег в пачке банкнот, мешке с монетой, сомнительных денежных знаков документируются.

Формирование и упаковка.

Каждые 100 листов банкнот Банка России одного номинала формируются в корешки (корешок состоит из 100 банкнот) и обандероливаются в зависимости от способа упаковки пачки (пачка состоит из 10 корешков) банкнот крестообразно или кольцевой поперечной бандеролью.

Монета Банка России формируется и упаковывается по номиналам в полные и неполные мешки без наружных швов.

Хранение наличных денег

Регулируемые параметры:

- сумма минимального остатка хранения наличных денег должна обеспечивать своевременную выдачу наличных денег клиентам в начале рабочего дня;

- сумма фактического остатка наличных денег на конец рабочего дня не должна быть меньше суммы минимального остатка наличных денег.

Кредитная организация:

- распорядительным документом определяет: а) должностных лиц, ответственных за хранение наличных денег; б) сумму минимального остатка хранения наличных денег;

- пересматривает установленную сумму минимального остатка хранения наличных денег - при изменении объемов среднедневных оборотов наличных денег в кассах кредитной организации - по своему усмотрению или по указанию надзирающего территориального учреждения Банка России;

- соблюдает правила хранения наличных денег, установленные Банком России, предусматривающие, в частности, порядок действий ответственных лиц при: а) открытии и закрытии хранилища, б) ревизии наличных денег, в) хранении сумок с наличными деньгами.

Работа с сомнительными, неплатежеспособными;

имеющими признаки подделки денежными знаками

Кассовые работники:

- должны пройти специальную подготовку;

- используют средства контроля подлинности денежных знаков;

- документируют в установленном порядке факты выявления неплатежеспособных банкнот; сомнительных денежных знаков с признаками подделки.

Инкассация и перевозка

Общие организационные требования:

- оснащение транспорта - броневая защита, средства радиосвязи, переговорные устройства, другие средства обеспечения безопасной транспортировки;

- инкассаторы должны быть вооружены;

- могут использоваться устройства для упаковки наличных денег, в случае несанкционированного вскрытия которых банкноты окрашиваются специальной краской;

- инкассация и перевозка сопровождаются документально - порядок оформления и состав документации определяются Банком России.

Обязанности руководителя инкассации:

- составляет маршруты инкассации и графики заездов инкассаторских работников в организации;

- оформляет необходимую документацию.

Обязанность инкассаторского работника:

- перед выездом на маршрут получает порожние сумки, штамп, ключи, документы;

- проверяет целость сумки и пломбы при приеме в организации сумки с наличными деньгами;

- документирует свои действия, факт отказа организации от сдачи сумки с наличными деньгами, другие факты;

- по окончании маршрута сдает сумки с наличными деньгами в кредитную организацию.

Работу по перевозке наличных денег осуществляют (по усмотрению кредитной организации):

- инкассаторские работники;

- привлеченные организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов;

- один или несколько кассовых работников в сопровождении лиц, обеспечивающих: а) безопасность кассовых работников, б) сохранность наличных денег.

IV. Участие юридических лиц; индивидуальных

предпринимателей в наличном денежном обращении

Кассовые операции организаций;

индивидуальных предпринимателей

Состав кассовых операций:

- прием наличных денег, включая их пересчет;

- выдача наличных денег.

Банк России вменил организациям, индивидуальным предпринимателям в обязанность устанавливать максимально допустимую сумму наличных денег, которая у них может храниться. Эта сумма называется лимитом остатка наличных денег.

Место хранения наличных денег зависит от суммы, накопившейся в организации, у индивидуального предпринимателя. Ниже приведены параметры этих сумм относительно лимита остатка наличных денег и соответствующие им места хранения:

- до установленного лимита - в месте для проведения кассовых операций (определяется руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем);

- сверх установленного лимита - на банковских счетах.

Накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита:

- допускается: а) в дни выплат заработной платы, стипендий, других выплат социального характера; б) по выходным, нерабочим праздничным дням в случае ведения кассовых операций в эти дни;

- не допускается - в остальных случаях.

Лица, уполномоченные на проведение кассовых операций:

1) кассир;

2) старший кассир;

3) руководитель.

Кассовые документы:

- приходные кассовые ордера - подписываются главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром;

- расходные кассовые ордера - подписываются руководителем, а также главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром.

Внесение исправлений в кассовые документы запрещено.

Действия кассира во время приема наличных денег:

1) проверяет:

- наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (руководителя) на приходном ордере и ее соответствие образцу;

- соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью;

- наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере;

2) принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом и таким образом, чтобы вноситель мог наблюдать за действиями кассира;

3) сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег. Дальнейшие действия зависят от того, соответствует или не соответствует вносимая сумма приходному кассовому ордеру; если сумма соответствует, то:

4.а) подписывает ордер, квитанцию к нему и проставляет на квитанции оттиск штампа о проведении кассовой операции, а затем выдает квитанцию вносителю;

если сумма не соответствует, то:

4.б) предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег и в случае отказа возвращает уже полученное. В этом случае приходный кассовый ордер перечеркивается и передается главному бухгалтеру или бухгалтеру (руководителю) для оформления приходного кассового ордера на фактически вносимую сумму.

Действия кассира во время выдачи наличных денег:

1) в зависимости от целей, на которые выдаются деньги, оформляет соответственно расходный кассовый ордер, расчетно-платежную либо платежную ведомость;

2) выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в этих документах, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность;

3) проверяет:

- наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (при отсутствии последних двух - наличие подписи руководителя) и их соответствие образцам;

- сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью;

- при выдаче по расходному кассовому ордеру - наличие перечисленных в нем подтверждающих документов и соответствие фамилии, имени, отчества получателя, указанных в ордере, тем, что указаны в документе, удостоверяющем его личность;

- если выдача происходит при предъявлении доверенности - соответствие фамилии, имени, отчества данных расходного ордера и документу, удостоверяющему личность;

4) передает расходный кассовый ордер получателю наличных денег, а тот, в свою очередь, указывает получаемую сумму (рублей - прописью, копеек - цифрами) и подписывает расходный кассовый ордер;

5) пересчитывает сумму наличных денег, подготовленную к выдаче, таким образом, чтобы получатель мог наблюдать за его действиями;

6) выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере;

7) не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме, если получатель не пересчитал полученные деньги под наблюдением кассира;

8) после выдачи подписывает расходный кассовый ордер (если применялся именно этот кассовый документ).

Выдача наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации/предпринимателя:

1) работник (он же - подотчетное лицо) составляет в произвольной форме письменное заявление на имя руководителя, в котором указывает сумму, цель получения и срок, на который выдаются деньги;

2) заявление с подписью руководителя передается в бухгалтерию;

3) деньги выдаются работнику, если только он полностью погасил задолженности по суммам, полученным под отчет ранее;

4) работник представляет авансовый отчет не позднее трех рабочих дней со дня окончания срока, на который ему выдавались деньги;

5) к отчету прилагаются подтверждающие документы.

Выдача сумм заработной платы, стипендий, других выплат:

1) общая сумма выплат устанавливается в соответствующей ведомости;

2) там же указывается срок выдачи (определяет руководитель);

3) продолжительность выдачи не должна превышать пяти рабочих дней;

4) старший кассир выдает сумму для выдачи кассиру (кассирам);

5) кассир:

- передает ведомость работнику для подписания;

- пересчитывает сумму, подготовленную к выдаче, на глазах у работника;

- выдает деньги полистным, поштучным пересчетом;

6) работник пересчитывает полученные деньги под наблюдением кассового работника, в противном случае кассир претензий не принимает.

Фактически выданные суммы оформляются расходным кассовым ордером. Не выданные по ведомости суммы подлежат депонированию - сдаются в банк. На эти суммы составляется реестр депонированных сумм.

Ведение кассовой книги.

Кассовая книга ведется для учета наличных денег: а) поступающих в кассу, б) выдаваемых из кассы.

Деньги, принимаемые платежным агентом и банковским платежным агентом (субагентом), в кассовой книге не отражаются, они отражаются в отдельной кассовой книге.

Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов.

Применение контрольно-кассовой техники

(далее также - "ККТ")

Информация о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт может быть зафиксирована при помощи технических средств, оснащенных фискальной памятью, то есть памятью, способной сохранять и автономно хранить сведения о расчетах без возможности их корректировки. Указанные сведения, поступая в технические средства, отображаются: а) на контрольной ленте, б) в фискальной памяти. Преобразованные таким образом они становятся фискальными данными.

Общее название этих технические средств - контрольно-кассовая техника. Сфера и порядок ее применения регулируются Законом о ККТ.

Сфера применения.

По общему правилу ККТ, при условии ее включения в Государственный реестр ККТ, должна применяться всеми организациями, индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими:

а) наличных денежных расчетов;

б) расчетов с использованием платежных карт.

Расчеты производятся в связи с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Исключения.

Закон о ККТ освобождает некоторых лиц от обязанности применения ККТ, например, в случае оказания услуг населению. Эти организации, индивидуальные предприниматели обязаны выдавать населению бланки строгой отчетности установленной формы.

Налогоплательщики ЕНВД и налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, в определенных случаях тоже освобождаются от обязанности применять ККТ при условии выдачи покупателю по требованию документа, подтверждающего получение денег, например, товарного чека, квитанции.

И, наконец, в исключения попадают организации, предприниматели, в отношении которых учитывается либо специфика их деятельности, либо местонахождение. Например, продающие проездные билеты, мороженое (в киосках) или торгующие на ярмарках.

Контрольные полномочия налоговых органов:

- контролируют: а) исполнение организациями, предпринимателями Закона о ККТ; б) полноту учета выручки организациями, предпринимателями;

- проверяют документы, связанные с применением ККТ;

- получают объяснения, справки и сведения;

- проводят проверки выдачи организациями, индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

- налагают на нарушителей административные штрафы.

Нормативно-правовой минимум

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ред. от 25.06.2012, с изм. от 07.05.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П // СПС "КонсультантПлюс".

Указание Банка России от 26.12.2006 N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России" (ред. от 05.06.2009) // СПС "КонсультантПлюс".

Рекомендуемая литература

Бородина В. Кассовые операции: нарушения и ответственность // Финансовая газета. 2013. N 19.

Булаев С. Особенности учета ККТ // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 6.

Гафарова Г.Р. Правовые аспекты функционирования денежного обращения в финансовой системе // Налоги. 2012. N 3.

Крылов О.М. О соотношении категорий "финансовая деятельность государства" и "организация денежного обращения" // Налоги. 2012. N 6.

Крылов О.М. Особенности наличного денежного обращения в сфере государственных финансов в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 5.

Кучеров И.И. Право денежного обращения: понятие, предмет и метод // Финансовое право. 2013. N 3.

Лисицын А.Ю. Систематизация в эмиссионном праве // Реформы и право. 2012. N 4.

Назаров В.Н. О классификации денежных отношений и предмете денежного права // Финансовое право. 2012. N 8.

Попова Н.Ф. К вопросу об административных процедурах в области финансов, налогов и сборов // Современный юрист. 2013. N 2.

Самойлов Е.В. Разменная монета Банка России: проблемы с обеспечением и способы их решения // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2013. N 1.

Раздел III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

Глава 3.1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЫНКА

I. Валютный рынок

На любом рынке есть три обязательных составляющих: товар, продавец и покупатель. На валютном рынке все это тоже есть, и государство активно регулирует деятельность на нем. Почему? Да потому что по своей сути валютный рынок - это место, где покупаются и продаются деньги, а деньги для любого государства являются топливом, без которого может рухнуть вся экономика. На валютном рынке товаром являются самые разные деньги, как свои, так и иностранные, а также ценные бумаги, ценность которых состоит в способности превращаться в те же деньги. Теперь понятно, что в регулировании валютного рынка кровно заинтересованы банки и другие финансовые организации, например, страховые компании, потому что для них деньги чуть ли не единственный ресурс, за счет которого они живут и развиваются.

Если позволить всякому и каждому бесконтрольно проводить различные валютные операции, в том числе буквально вывозить деньги из страны или переводить их за границу, то банковская система, а вслед за ней все государство могут быть обескровлены и в буквальном смысле разрушены. Состояние валютного рынка зависит от множества внешних обстоятельств: валютной политики государства и его отношений с другими государствами, от качества банковской системы и экономики страны в целом. Эта система не существует сама по себе, она неразрывно связана с мировой финансовой системой, напрямую зависит от поведения ведущих мировых валют, финансовых рынков других стран, ситуации на стратегических рынках (нефтяном, газовом и т.д.).

Если что-то идет не так, валютный рынок всегда страдает первым. Знаменитый финансовый кризис, разразившийся в России в 1998 году, выразился в девальвации (обесценивании) рубля в 2,5 - 3 раза, а затем привел к дефолту - приостановлению платежей по внутреннему долгу. Вслед за валютным рынком страдают люди и страны.

Что подлежит регулированию?

Законодательство, регулируя валютный рынок, определяет:

- кто конкретно от его лица имеет право упорядочивать отношения на рынке;

- что конкретно является товаром;

- юридические признаки покупателя и продавца;

- какой товар продавец имеет право продавать, а покупатель - покупать;

- как оформлять некоторые сделки;

- кто и как контролирует все происходящее на рынке;

- кто и как обязан помогать этому контролеру.

II. Регуляторы валютного рынка

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" <9> не упорядочивает все валютные правоотношения напрямую: часть регулирующих функций передана Центральному банку и Правительству РФ. Есть несколько запретов, которые установлены законом и ограничивают их возможности.

--------------------------------

<9> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Указанным регуляторам запрещается требовать от участников рынка:

- получения индивидуального разрешения;

- предварительной регистрации.

Неудивительно, что Банк России регулирует правоотношения на валютном рынке, т.к. именно он стоит во главе денежной системы страны, оказывает непосредственное влияние на обращение наличных денег, устанавливает курсы иностранных валют по отношению к рублю, организует наличные и безналичные расчеты в стране, а также организует работу национальной платежной системы.

ЦБ РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.

III. "Товар" на валютном рынке

Если мы скажем, что товаром на валютном рынке являются деньги, мы будем правы только отчасти. Действительно, деньги, как иностранные, так и российские, независимо от своей формы (наличная, безналичная), имеют хождение на валютном рынке. Именно деньги, независимо от страны происхождения, называют валютой. Рубли - валютой РФ, а прочие деньги - иностранной валютой.

Прямое отношение к этому рынку имеют и ценные бумаги, т.к. они удостоверяют право на получение денег. Ценные бумаги делятся на:

- внутренние, к ним относятся зарегистрированные в РФ эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых выражена в рублях, а также все прочие ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей и выпущенные на территории РФ;

- внешние, к ним отнесены все прочие ценные бумаги.

Иностранная валюта и внешние ценные бумаги относятся к валютным ценностям.

IV. "Продавцы" и "покупатели" на валютном рынке

Мы используем понятия "продавец" и "покупатель" условно, в законе они называются по-другому: резиденты и нерезиденты. Роль продавца и покупателя может выполнять и тот, и другой, а валютная операция не всегда юридически представляет собой куплю-продажу, это может быть ввоз или вывоз денег, денежный перевод, но о самих валютных операциях чуть позже.

Сначала разберемся, кто такие резиденты и нерезиденты.

Резидент буквально означает тот, кто постоянно находится в стране. Вот почему в категорию резидентов попадают:

- граждане России, постоянно проживающие в России;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

- официальные представительства РФ за границей и постоянные представительства России при межгосударственных или межправительственных организациях;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их подразделения за границей.

Нерезидентом, соответственно, считается тот, кто не находится постоянно в стране. К этой категории законом отнесены:

- граждане России, постоянно проживающие за рубежом год и более;

- дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ, постоянные представительства этих государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

- сами межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

- юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ;

- организации - не юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ.

V. Валютные операции

Описывая валютные операции, закон вообще не использует слов "купля", "продажа" или "торговля". Используются более широкие понятия "приобретение" и "отчуждение", а также "использование в качестве средства платежа", "ввоз", "вывоз" и "перевод".

Для того, чтобы операция называлась валютной, важно установить: с чем, собственно, совершается сделка (объект), кто ее совершает (участники сделки) и какие действия при этом совершаются (предмет сделки).

Объекты валютных операций:

1) валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги);

2) валюта РФ (рубли);

3) внутренние ценные бумаги (выпущены в России и удостоверяют право на получение рублей).

4) иностранная валюта (не рубли);

5) внешние ценные бумаги (все, не относящиеся ко внутренним).

Состав участников и совершаемые ими действия, равно как и объекты сделок, четко видны при разбивке валютных операций на разновидности (категории).

Наши рекомендации