Примечание о названиях фондов.

Стоит обратить внимание на то, что названия фондов не позволяют провести правильное разграничение между ними. Все три играют свою роль в обязательном социальном страховании, а не только Фонд социального страхования, название которого как бы вбирает в себя все виды социального страхования, но это не так. Точнее было бы говорить о том, что Фонд социального страхования отвечает за те виды обязательного социального страхования, которые не являются предметом деятельности Пенсионного фонда страны и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Следует помнить, что каждый из названных фондов - это не только страховщик, но также и орган социального обеспечения.

1.3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является страховщиком в системе обязательного медицинского страхования. В субъектах РФ действуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Полномочия страховщика поделены между федеральным и территориальными фондами. Объемы ответственности фондов определяются и распределяются в программах обязательного медицинского страхования:

1) базовой программе ОМС;

2) территориальной программе ОМС в пределах базовой программы ОМС.

Доходы и расходы.

Доходы фонда формируются за счет:

1) денежных штрафов;

2) недоимок, пеней и штрафов по взносам в данный фонд;

3) страховых взносов на ОМС;

4) поступлений за счет использования имущества;

5) иных источников.

Расходы Федерального фонда направляются на:

1) общегосударственные вопросы;

2) здравоохранение;

3) межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС;

4) межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ;

5) оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни;

6) некоторые другие цели.

Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

В завершение общей характеристики следует сказать, что в соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ законодательство РФ закрепляет свои доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов за каждым бюджетом государственного внебюджетного фонда. Так, например, доходы от штрафов на основании БК РФ закрепляются следующим образом: за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в части бюджетов государственных внебюджетных фондов, суммы указанных штрафов поступают в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов по нормативу 100 процентов.

Особенности.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

II. Порядок составления, представления и утверждения

бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ также составляются на очередной финансовый год и плановый период.

Ответственными за составление проектов бюджетов являются органы управления указанных фондов. Во всех трех фондах - это Правление. Однако формально направляют проекты в профильные министерства от лица фондов их руководители.

Министерства.

Проекты бюджетов представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В настоящее время эти функции разделены между Министерством здравоохранения РФ, которое взаимодействует с ФФОМС и Министерством труда и социальной защиты РФ, которое взаимодействует с ПФ и ФСС РФ.

Правительство.

Министерства вносят эти проекты в Правительство РФ вместе с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Если вносится проект бюджета с дефицитом, то утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Затем Правительство РФ вносит проекты бюджетов в Государственную Думу.

Государственная Дума.

Из Государственной Думы проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассылаются Президенту РФ, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Первое чтение.

Проекты должны быть рассмотрены на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Предмет первого чтения:

1) прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов, в т.ч. поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ;

2) общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

3) дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ.

Второе чтение.

Предмет второго чтения:

1) распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов;

2) источники финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;

3) текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 25 дней после их принятия в первом чтении.

Третье чтение.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня их принятия во втором чтении.

Проекты принимаются в целом. Принятые федеральные законы в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации.

Совет Федерации направляет принятые Государственной Думой федеральные законы в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета.

Срок рассмотрения законов со дня представления Государственной Думой - 14 дней. Федеральные законы голосуются на предмет одобрения в целом. В течение пяти дней со дня одобрения законы направляются Президенту РФ для подписания и обнародования.

Отклонение.

В случае отклонения законов Советом Федерации они передаются для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованные федеральные законы.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральные законы в одном чтении.

Региональный уровень.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет проект бюджета территориального фонда на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Одновременно представляется проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Бюджет территориального фонда утверждается в форме закона субъекта РФ не позднее принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Порядок рассмотрения проекта закона субъекта РФ о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

III. Страховые взносы и страховое обеспечение

по обязательному социальному страхованию

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Страховые взносы - это один из источников поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Плательщики.

Обязанность уплачивать страховые взносы лежит на страхователях, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) лица, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Особенность первой группы плательщиков состоит в том, что размеры страховых взносов, которые они должны уплачивать, определяются в законодательстве путем выделения объектов обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов и тарифов. Иными словами, без специальных расчетов назвать конкретные суммы, уплачиваемые лицами, производящими вознаграждения физическим лицам, невозможно.

В отличие от них лица из второй группы уплачивают взносы фиксированных размеров.

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Наши рекомендации