Динамика демографической ситуации в процессе развития цивилизации и экономические революции

Таким образом, в целом наряду с демографическим взрывом, настоящий период характеризуется очень быстрым и многообразием развития экономики, ее усложнением. В этой связи возникла необходимость законодательной (правовой), социальной защиты работника во взаимоотношениях с работодателем. БЖД претерпевает внутренние содержательные изменения. Становится насущным научно-исследовательская работа в связи с влиянием на безопасность труда психо-физиологических особенностей работника и, таким образом, регламентирующий характер технологии производства становится достоянием науки. Это - очень объемный и многообразный подход поведения работника в связи с усложнением орудий производства, использованием информационной техники.

Развитие БЖД на этом не завершается. В ее сферу включаются отдельные специфические факторы воздействия на человека антропогенного характера ( радиоактивные катастрофы ) и природных катаклизмов (наводнения, землетрясения), глобальных воздействий (изменение климата, нарушение озонного слоя атмосферы) даже космического характера. В совокупности БЖД становится составной частью уже системой безопасности.

Одновременно в БЖД сформулированы общие закономерности, аксио­мы, методы, принципы и средства обеспечения безопасно­сти. Процесс дифференциации научного знания органично свя­зан с интеграцией. Именно продуктом интеграции является системная безопасность, в рамках которой следует рассмат­ривать частные науки о безопасности человека, в том числе и охрану труда.

При этом существует неписанное правило, которое можно возвести в ранг общепринятого положения - это аксиома об отсутствии 100-процентной гарантии безопасности работников на производстве даже при условии максимального соблюдения норм технологических процессов, правил и инструкций по ТБ.

Однако это не означает возведения ее в ранг оправдательного фактора при расследовании несчастных случаев на производстве. Она не исключает необходимости соблюдения всех постулатов системы по ОТ на самых различных уровнях административного устройства государства, постоянного контроля и ответственности от работника до ответственных лиц федерального и регионального ведомств исполнительной власти.

В заключение необходимо отметить, изложенная выше специфика строительного производства определяет по сравнению с многими другими отраслями народного хозяйства высокой травмоопасностью и уровнем профессиональных заболеваний. Отсюда вытекают требования по снижению этих показателей. Они могут носить технический, организационный, санитарно-бытовой и социальный характер, в целом определяющий защиту работника от несчастных случаев на производстве и охрану его здоровья, что предусмотрено Конституцией РФ.

Одним из направлений в достижении этой цели может служить формирование законодательно правовой базы, безусловное соблюдение законодательно-правовых актов и высокая ответственность за их неисполнение, чему и посвящается учебный курс «Правовые вопросы в области строительства».

Безусловно, эффективность этого направления может оказаться реальной при взаимодействии и взаимосвязи с другими составляющими БЖД. Они могут выражаться на самом первоначальном уровне в дальнейшей разработке, детализации отраслевых правил с учетом изменяющихся и усложнением технологических процессов вплоть до самых стратегических направлений в области улучшения условий и охраны труда, которые можно квалифицировать как основные или освополагающие.

В – средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможность профотбора, обучения, инструктажа, применения индивидуальных средств защиты

Лекция 2. Законодательство РФ по охране труда

Подзаконные акты

Важнейшим правовым документом является Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, ут­вержденное постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 11 марта 1999 г. Положение устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев в организа­циях любой формы собственности, а также для индивидуаль­ных предпринимателей. В Положении перечислены первооче­редные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем, порядок оформления и форма акта о расследовании несчаст­ного случая на производстве.

Поскольку согласно Федеральному закону № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний", в отношениях работодателя и работника появилась третья сто­рона - страховщик, в лице Фонда социального страхования Российской Федерации, в действующее Положение введены понятия страховщик, страхователь, застрахованный, страхо­вой случай. Изменения в п.4 Положения, например, преду­сматривают направление сообщения о несчастном случае с застрахованным в исполнительный орган Фонда социально­го страхования РФ.

Постановлением Госкомстата от 18.06.99 № 42 утвержде­ны формы отчетности о травматизме (форма № 7) и об усло­виях труда, (форма № 1-т).

В развитие Закона об обязательном социальном страхо­вании принято Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 "Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального рис­ка".

Правила определяют отнесение каждой отрасли промыш­ленности к одному из 32 классов профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уров­ню производственного травматизма и профессиональной за­болеваемости. В 2001 г. вводится 22 класса профессиональнного риска.

3. Государственные нормативные требования охраны труда.Правила,процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются нормативно правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования по охране труда.

Порядок разработки и утверждения нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" обязывает все органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах.

В настоящее время действует около трех тысяч нормативных правовых актов по охране труда. Нормативные правовые акты включают документы, основные виды которых приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Виды нормативных правовых актов РФ по охране труда

Наименование вида нормативного правового акта Органы, утверж-дающие
полное сокращенное нормативные правовые акты
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ Госстандарт России, Минстрой России
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда ОСТ ССБТ Федеральные органы исполнительной власти
Санитарные правила Санитарные нормы Гигиенические нормативы Санитарные правила и нормы СП СН ГН СаНПиН Госкомсанэпиднадзор России
Строительные нормы и правила СНиП Минстрой России
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности ПБ ПУБЭ   ИБ Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией
Правила по охране труда межотраслевые ПОТ М Минтруд России
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)     Минтруд России, Федеральные органы надзора
Правила по охране труда отраслевые ПОТ О Федеральные органы
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ исполнительной власти  
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) ТОИ  

Нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют требования законодательных актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, должностным лицам; определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, могут разрабатывать и утверждать соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации*.

При необходимости, исходя из специфики производств, предприятия и организации разрабатывают стандарты предприятия, системы безопасности труда на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда и социального развития РФ.

Содержание темы

Третья глава ФЗ № 181 от 23 июня 1999 г. посвящена вопросам управления охраной труда в Российской Федерации. Ее содержание определяет:

а) Роль и место в системе государственного управления охраной труда (ОТ) органов государственной власти РФ.

б) Управление ОТ на предприятии

в) Основные направления, задачи и функции, структура управления, служба ОТ, задачи и обязанности работников службы ОТ.

г) Функциональные обязанности административно-управленческого аппарата по обеспечению безопасных условий ОТ. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, организация медицинских осмотров. Планирование мероприятий по ОТ.

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы и насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Помимо Федеральной инспекции труда государственный надзор и контроль за соблюдением требований условий и охраны труда осуществляют следующие федеральные надзоры.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности.В отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом,ведающем вопросами горного и промышленного надзора в РФ, который вправе следить за соблюдением норм по ОТ в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной нефтегазодобывающей, химической, металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, при ведении взрывных работ, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, установлено Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре РФ (Госкомпомтехнадзором), в соответствии Указа Пре­зидента РФ от 18 февраля 1993 г. № 234.

Работники этого специального органа как и других специальных органов надзора и контроля в своей работе независимы и подчиняются только закону.

Положение о Государст­венном энергетическом надзоре в РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12 мая 1993 года № 447.Основной задачей Государственного энергетического надзора в РФ является осуществле­ние контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживани­ем электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за со­блюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиени­ческих норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом сани­тарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор Рос­сии) и территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (статья 247 КЗоТ РФ). Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора РФ утверждено Указом Президента РФ от 19 ноября 1993 года № 1965.

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется государственным коми­тетом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте РФ (Госатомнадзор России) (статья 247-1 КЗоТ РФ).

Планирование работы по охране труда

Этот вопрос подробно изложен в рекомендациях по пла­нированию мероприятий по ОТ, утвержденных постановле­нием Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11.

Планирование может быть перспективным (на несколько лет), текущим (годовым) и оперативным (квартальным, ме­сячным) при наступающей или наступившей опасности, при авариях и несчастных случаях.

Основной формой планирования работы по охране труда является разработка комплексных планов улучшения усло­вий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, вклю­чаемых в соглашения по охране труда, ежегодно заключае­мые между администрацией и профсоюзами или представи­телем работающих.

Планы разрабатываются на основании анализа санитарно-технического состояния условий труда на производствен­ных участках; материалов аттестации отдельных рабочих мест; санитарных и экологических паспортов,

Комплексный план после согласования с государственны­ми органами надзора рассматривают на совместном заседа­нии профсоюза или представителя работающих и админист­рации и направляют в вышестоящую организацию.

Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашении по ОТ (Закон РФ от 11 марта 1992 г. №2490-1).

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий тру­довые, социально-экономические и профессиональные отно­шения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Соглашение - правовой акт, со­держащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определен­ной профессии, отрасли, территории.

Соглашения об охране труда - правовая форма планирова­ния и проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц.

Соглашения могут предусматривать положения:

- об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и от­дыха;

- о механизме регулирования оплаты труда, исходя из рос­та цен, уровня инфляции;

- о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

- о содействии занятости, переобучении работников;

- об обеспечении экологической безопасности и охране здо­ровья работников на производстве;

- о специальных мероприятиях по социальной защите ра­ботников и членов их семей;

- о содействии заключению коллективных договоров, пре­дотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укрепле­нии трудовой дисциплины.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.

Срок действия соглашения не должен превышать трех лет.

Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению коллективного дого­вора или соглашения, подвергаются штрафу в размере до де­сятикратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения предусмотренного срока, налагаемому в судебном порядке.

Внесение изменений и дополнений в соглашение произво­дится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполне­нием соглашения осуществляется непосредственно сторона­ми или уполномоченными ими представителями. При осуще­ствлении контроля стороны обязаны предоставлять всю не­обходимую для этого имеющуюся информацию.

Составление отчетности

Ежегодно предприятие должно представлять:

1. Форму № 1-т "Сведения о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных усло­виях труда за ....г.". Срок - 20 января после отчетного года.

2. Форму № 7 - травматизм. - "Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях и матери­альных затратах, связанных с ними за_____г.". Срок - 25

января после отчетного года.

Непредставление или нарушение сроков представления информации, а также ее искажение влечет ответственность, установленную Законом РФ "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" от 13.05.92 г. № 2761-1.

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" СП 12-133-2000, утвержденным Постановлением Министерства труда РФ от 14.03.97 № 12 и Постановлением Госстроя РФ № 26 от 31.03.2000 г.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации ра­бочие места.

В аттестацию рабочих мест входит:

- определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) на рабочих местах;

- оценка тяжести и напряженности трудового процесса;

- оценка травмобезопасности рабочих мест;

- оценка обеспеченности работников средствами инди­видуальной защиты(СИЗ), а также эффективность этих средств

Нормативной основой проведения аттестации являются:

- Руководство Р2.2.755-99 "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса ", утвержденное Госкомсанэпиднадзором России .

- Стандарты системы безопасности труда (ССБТ); Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, утвержденные Постановлениями Минтруда РФ: № 51 (18.12.98); № 66 (25.12.97); № 69 (30.12.97); № 70 (31.12.97); № 68 (08.12.97); № 63 (16.12.97).

- Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

- Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 7.01.77 № 4/П-1;

- Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.02.87 № 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда;

- Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 №10, введенные в действие на территории РФ с 1.01.92 Постановлением Совета Министров РСФСР от 2.10.91 № 517.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:

- планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

- сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

- обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

- рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

- включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;

- ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

- составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда (по форме № 1-Т (условия труда));

- применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Сроки проведения аттестации устанавливаются исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда РФ при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда РФ и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы на право проведения указанных работ.

Подготовка к проведению аттестации рабочих мест заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации создается аттестационная комиссия предприятия, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав комиссии рекомендуется включать специалистов служб охраны труда, организации труда и заработной платы, главных специалистов, руководителей подразделений, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива.

Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест.

Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. Измерения проводятся поверенными приборами. По итогам определения тяжести и напряженности трудового процесса также оформляются протоколы.

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:

- производственное оборудование;

- приспособления и инструменты;

- обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производятся на основе действующих и распространяющихся на них нормативных актов по охране труда.

Перед оценкой травмобезопасности рабочего места проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда. Оценка травмобезопасности производится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. Оборудование должно иметь сертификаты безопасности. При оценке травмобезопасности проводятся пробные пуски и остановки оборудования с соблюдением требований безопасности.

Оценка травмобезопасности оформляется протоколом. В нем указывается, каким пунктам норм, правил и стандартов не соответствует рабочее место.

Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также другими нормативными документами. Одновременно производится оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда, а также проводится контроль их качества. Оценка обеспечения работников СИЗ оформляется протоколом.

В зависимости от соотношения уровней опасных и вредных факторов и предельно допустимых уровней, условия труда по степени вредности и опасности делятся на четыре класса:

1 класс – оптимальные условия труда;

2 класс – допустимые условия труда, которые могут вызвать функциональные отклонения, но после регламентируемого отдыха организм человека приходит в нормальное состояние;

3 класс – вредные условия труда характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего. Условия труда 3 класса по вредности разделяются на четыре степени:

3.1. – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые вызывают обратимые функциональные изменения и обуславливают риск развития заболевания;

3.2. – условия труда с такими уровнями опасных и вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии;

3.3. – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесоматической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

3.4.– условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 класс – опасные (экстремальные) условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течении рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Оценка условий труда производится с учетом комбинированного и сочетанного действия опасных и вредных факторов. Используя критерии оценки условий труда, определяют класс условий труда по каждому из измеренных факторов. Результаты оценки заносят в таблицу.

Общая оценка условий труда устанавливается по наиболее высокому классу и степени вредности. В том случае, если 3 и более факторов относятся к классу 3.1., условия труда оцениваются по классу 3.2.; при наличии двух и более факторов классов 3.2.; 3.3.; 3.4. условия труда оцениваются на одну ступень выше.

При уменьшении времени взаимодействия с вредными факторами условия труда могут быть оценены как менее вредные, но не ниже класса 3.1.

Определение допустимого времени контакта работников с опасными и вредными производственными факторами за рабочую смену и (или) период трудовой деятельности (ограничение стажа работы) осуществляют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора по представлению администрации организации применительно к профессиональным группам.

Отдельно устанавливается класс опасности по результатам травмобезопасности рабочего места в соответствии со следующей классификацией:

Оптимальные (класс 1) – оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно.

Допустимые(класс 2) – повреждены и неисправны средства защиты без снижения их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной краски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.д.).

Опасные (класс 3) – повреждены, неисправны или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по охране труда либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.) либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра.

Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся в Карту аттестации рабочего места по условиям труда, в которой аттестационной комиссией дается заключение о результатах аттестации. При оптимальных или допустимых условиях рабочее место признают аттестованным. При отнесении условий труда к 3 классу рабочее место признается условно аттестованным (не засчитывается при сертификации). При отнесении условий труда к 4 классу рабочее место признается не аттестованным и подлежит переоснащению или ликвидации.

По результатам аттестации заполняются

- ведомость рабочих мест и результаты их аттестации по условиям труда в подразделении;

- сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации.

Результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом. К нему прилагаются:

- карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

- ведомости рабочих мест и результаты их аттестации по условиям труда в подразделениях;

- сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;

- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

План подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с совместным комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзами утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор. По завершении аттестации руководитель организации издает приказ. Документы аттестации рабочих мест являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

По итогам аттестации определяются рабочие места с вредными и опасными условиями труда и назначаются льготы и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ:

- сокращение продолжительности рабочего времени;

- дополнительный оплачиваемый отпуск;

- доплаты к заработной плате и повышенные тарифные ставки;

- бесплатная выдача молока или других равноценных продуктов,

- лечебно-профилактическое питание;

- льготное пенсионное обеспечение по старости.

Лекция 7.

Система сертификации работ по охране труда. Цели, задачи, порядок проведения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6.05.94 № 485 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты», производственные объекты должны быть сертифицированы на соответствие требованиям охраны труда.

Сертификат– это документ, выданный государственными специализированными организациями, подтверждающий соответствие рабочего места эргономическим и иным требованиям охраны труда. На рабочем месте, удовлетворяющем этим требованиям, обеспечиваются оптимальные или допустимые условия труда, что способствует сохранению здоровья работников и исключает ранний выход на пенсию по условиям труда. Сертификация действующих производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В целях реализации норм Трудового кодекса РФ и Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Министерство труда и социального развития Российской Федерации создало – Систему сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) и Постановлением от 24.04.2002 г. № 28 установило назначение, принципы, структуру и основные правила ССОТ.

Основной целью ССОТ является содействие методами и средствами сертификации решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

ССОТ призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством.

Организационную структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:

- Минтруд России;

- Центральный орган ССОТ (ЦО), определяемый Минтрудом России;

- центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

- аккредитованные органы по сертификации;

- аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе:

- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

- деятельность службы охраны труда;

- работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

- организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

На органы по сертификации возлагаются следующие основные функции:

- формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;

- проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;

- оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности);

- инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;

- приостановка или отмена действия выданных сертификатов безопасности;

- предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;

- ведение банка данных организаций – обладателей сертификатов безопасности;

- ведение реестра привлекаемых для целей сертификации независимых организаций и экспертов по сертификации;

- подготовка и представление в ЦО ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организации.

Аккредитованные лаборатории (испытательные центры):

- осуществляют измерения (оценку) параметров опасных и вре

Наши рекомендации