Чтение с предметами из окружающей среды

Материал: листы бумаги, простой карандаш.

Цель: самостоятельное чтение названий предметов окружающей среды.

Презентация

1.Учитель на листочке пишет название какого-либо предмета окружающей среды, не содержащее трудностей в чтении. Ребенок называет по очереди каждую написанную букву.

2.Учитель побуждает ребенка прочитать все слово целиком. (Здесь ребенку невозможно догадаться, что же собирается написать учитель. Ему необходимо именно прочитать.)

3.«Что получилось? Ты знаешь, что это? А у нас в группе это есть?» (И опять учитель старается не произносить написанного слова. Услышанное ребенком слово доступнее для понимания, чем то, которое он прочитывает сам.)

4.Листок с прочитанным словом кладется к соответствующему предмету.

Дальнейшие упражнения:

1.Повторение работы с этими же и другими словами.

2.Прочитывание ребенком заранее подготовленных взрослым карточек с названиями предметов окружающей среды. (Подготовленные для этого упражнения карточки могут иметь веревочки, за которые их можно вешать, прищепки или булавки, с помощью которых подписи прикрепляют к соответствующим предметам. Для карточек из розовой серии лучше сделать розовые веревочки.)

Возраст: от 4 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.

Чтение с классификацией

Материал: набор карточек с изображением предметов, относящихся к одному классу. На каждой карточке изображен один предмет, на обобщающей карточке – все эти предметы. Под картинкой написано название изображенного предмета. В названиях не должно быть трудностей в чтении. Картинка от подписи отделена двойной черной полосой. Вся карточка имеет розовую кайму (серия для чтения без трудностей). Это контрольная карточка. Каждая контрольная карточка имеет пару: точно такую лее рабочую карту. У нее подпись отрезана от картинки так, что на каждой части осталось по одной черной полоске.

Чтение с предметами из окружающей среды - student2.ru

Цель: упражнение в чтении. Опыт узнавания нового в результате самостоятельного прочтения.

Презентация

1.Учитель выкладывает сначала обобщающую карточку и спрашивает ребенка: «Ты знаешь, что здесь нарисовано? Как это можно назвать одним словом?» (Предполагается, что ребенок уже знаком с предметами, изображенными на картинках, и знает обобщающее понятие. Это знакомство происходит в упражнении «Расширение словарного запаса».)

2.Выкладывают остальные картинки по одной, каждый раз называя изображенный предмет, если его название ребенку знакомо.

3.Учитель предлагает ребенку по одной маленькие таблички с подписями и просит каждую прочитать. (Здесь нет предварительного побуквенного прописывания. Ребенок видит сразу слово целиком.)

4.Прочитанная карточка подкладывается снизу к соответствующей картинке. (Здесь соединяются друг с другом две черные полосы - как в конструктивных треугольниках.)

5.Когда все подписи разложены, учитель предлагает ребенку контрольные карточки: «Смотри, у нас здесь уже есть такая же картинка? Где она?»

6.Учитель кладет контрольную карточку слева от соответствующей картинки. Теперь он предлагает ребенку проверить, совпадают ли надписи под картинками. Для этого сначала прочитывают подпись под контрольной карточкой, а потом ту, которую положил ребенок. (Именно для того, чтобы проверка происходила слева направо, контрольная карта кладется слева от рабочей. При раскладывании рабочих карт-картинок нужно это учитывать и оставлять слева свободное место.)

7.После того, как все проверено, учитель показывает ребенку, как нужно собрать карточки. (Карточки складывают, начиная с контрольных, так, чтобы обобщающие картинки и подписи оказались сверху.)

Дальнейшие упражнения:

1.Самостоятельная работа с этим же набором карточек.

2.Самостоятельная работа с другим набором карточек.

3.Работа одновременно с двумя наборами карточек. Начинается с сортировки

картинок на два класса.

4.Чтение самодельных книжек. На левой стороне написано слово, на правой – соответствующая картинка. (В этом упражнении нет контроля ошибок, но для мотивации ребенка к чтению оно очень значимо.)

Возраст: с 4 лет.

Контроль ошибок: контрольные карточки. Взрослый. Старший ребенок.

Списки слов

Материал:Списки слов на карточках. К первому слову есть картинка.

Цель:Упражнение в чтении с пониманием еще более абстрактных слов, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

Презентация:

1.Учитель предлагает ребенку прочитать первое слово в списке, обычно односложное, и объяснить, что оно значит. (Картинка должна подсказать ребенку, как его произнести).

2.Как правило остальные слова в этом списке читаются аналогично.

Упражнения:

1.Чтение других списков розовой серии. В них обычно присутствуют более сложные слова (двусложные, с двумя согласными в начале слова, с двумя согласными в конце слова, с двумя согласными в середине слова и т.д.)

Задания

Материал: листочки бумаги, карандаш.

Цель: чтение предложений.

Презентация

Учитель по одной букве пишет простое задание, в котором не содержится

фонограмм. Ребенок прочитывает и выполняет. (Здесь чтение усложняется. Ребенок должен прочитать не слово, а предложение, которое начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Усложняется и понимание. Нужно осознать не только значение каждого слова, но и связь между словами.)

Дальнейшие упражнения:

1.Чтение заранее заготовленных карточек с заданиями.

2.Усложнение заданий, увеличение количества слов и количества действий, которые необходимо выполнить.

Возраст: от 4 лет.

Контроль ошибок: правильное выполнение действия – взрослый, старший ребенок.


Наши рекомендации