Количественная теория не является строго справедливой во время переходных периодов

Мы особенно подчеркнули тот факт, что прямо пропорциональное действие увеличения М на цены является только нормальным или конечным действием по окончании переходных периодов. Положение, что цены изменяются в связи с изменением количества денег, справедливо только в том случае, когда дело касается двух воображаемых периодов, для каждого из которых цены или стационарны, или повышаются одновременно и в том же самом размере.

Что касается переходных периодов, то мы видели, что увеличение М оказывает действие не только на р, но и на все величины в уравнении обмена. Мы видели в главе IV при изучении переходных периодов, что увеличение М вызывает увеличение М' не только в нормальном отношении к себе, но часто временно выше этого отношения. Мы видели также, что это увеличение временно усиливает V и V'.

Как уже было отмечено, хотя V и V' обычно изменяются одновременно и в одном направлении, они могут также изменяться и в обратных направлениях, когда паника подрывает доверие к банковским депозитам. Тогда люди стараются расплачиваться возможно чаще депозитами и возможно реже деньгами; последняя тенденция называется припрятыванием денег.

Мы видели также, что увеличение М в течение периода повышения цен вносит оживление в Q. Наконец, мы видели также, что понижение М вызывает действия, обратные тем, которые были выше изложены, уменьшая V и V', уменьшая М' не только абсолютно, но и в отношении к М, и уменьшая Q, частью вследствие уменьшения желания продавать по низким денежным ценам, которые считаются только временными, частью вследствие небольшой замены денежных сделок прямой меной. Ибо если бы М очень внезапно понизилось, какой-нибудь иной путь должен был бы быть найден для продолжения торговли, и стали бы прибегать временно к прямой мене, несмотря на ее неудобства. Применение прямой мены принесло бы некоторую помощь, но ее неудобства заставили бы продавцов требовать денег где только возможно, а предусмотрительных покупателей - запасаться ими. Громадная потребность в обеспечении себя деньгами подняла бы их ценность, т. е. понизила бы цены всех других предметов. Вытекающее отсюда падение цен сделало бы денежное обращение достаточным, чтобы восстановить торговлю и уменьшить нужду в прямой мене. Падение цен продолжалось бы до тех пор, пока ненормальное давление, вызванное неудобствами прямой мены, не прекратилось бы. Практически, однако, в современном мире даже такое временное применение прямой мены является ничтожным. Преимущества обмена на деньги настолько велики в сравнении с прямой меной, что приспособление цен было бы достигнуто почти сразу. Если необходимо серьезно рассматривать прямую мену как помощь при денежных стеснениях, мы воздадим ей полную справедливость, изображая ее как предохранительный клапан, действующий при таком сильном сопротивлении, что почти никогда он не может вполне проявиться и поэтому применяется только в течение коротких переходных промежутков времени. Для всех практических целей и во всех нормальных случаях мы можем принять, что деньги и чеки являются необходимыми орудиями современной торговли.

Специфические действия в течение переходного периода аналогичны специфическим действиям отправления или остановки поезда. Нормально задний вагон идет вровень с локомотивом, но, когда поезд отправляется или останавливается, это соотношение изменяется путем постепенной передачи действий через промежуточные вагоны. Каждый особый толчок одному вагону подобным образом передается всем другим вагонам и локомотиву.

Мы видели, например, что внезапное изменение в количестве денег и депозитов временно отразится на скорости их обращения и на объеме торговли. Обратно: сезонные изменения в объеме торговли отразятся на скорости обращения денег и депозитов, даже если система денежного обращения эластична, на количестве денег и депозитов. В оживленные сезоны, когда “деньги требуются для того, чтобы содействовать реализации урожая”, скорость обращения, очевидно, больше, чем в мертвые сезоны. Деньги лежат праздно в одно время, чтобы быть использованными в другое, и такие сезонные изменения скорости обращения существенно понижают колебания, которые иначе были бы неизбежны, в уровне цен. Таким же образом сезонные колебания уровня цен понижаются поочередным расширением и сокращением эластичного банкнотного обращения. В этом случае можно сказать, что временно и в объеме, ограниченном количеством законных платежных средств, деньги или депозиты или то и другое вместе приспособляются к объему торговли. Итак, этими двумя способами и подъем и падение цен смягчаются [См.: Hildebrand. Theorie des Geldes. Ch. XI, который, хотя, по-видимому, был мало осведомлен о скорости обращения, однако обратил внимание на различие между двумя государствами, имеющими одинаковый объем расходов на покупки, но из которых одно имеет равномерную торговлю, а другое - торговлю, “разбухающую” в некоторые сезоны, как например в сезоны жатвы.]. Следовательно, количественная теория не будет точно и абсолютно правильной в течение переходных периодов.

На этом мы заканчиваем наш обзор действий, вызываемых М, и переходим теперь к другим величинам в уравнении обмена.

Наши рекомендации