Механическая иллюстрация перечисленных факторов

Во всяком полном описании факторов, определяющих покупательную силу денег, мы считаем необходимым особенно иметь в виду три группы их: 1) производство, или “приток”, золота (т.е. из рудников), 2) потребление, или “отлив” (в изделиях и благодаря порче и потерям), и 3) “запас”, или сосуд золота (в монете или слитках), который принимает в себя приток и питает собой отлив. Соотношение между этими тремя видами величин может быть установлено при посредстве механической иллюстрации, даваемой на рис. 5.

Механическая иллюстрация перечисленных факторов - student2.ru

Рисунок изображает два сообщающихся сосуда с жидкостью Gb и Gm. Содержимое первого сосуда представляет собой запас золота в слитках, а содержимое второго - запас золота в монете. Так как покупательная сила золота увеличивается с уменьшением его запаса, то пусть расстояние от верхних краев сосудов 00 до поверхности жидкости представляет покупательную силу золота по отношению к другим товарам. Так как мы измеряем покупательную силу вниз от линии 00 до поверхности жидкости, то понижение уровня жидкости указывает на увеличение покупательной силы денег. Не будем пытаться изобразить наглядно на рисунке другие формы денежных знаков. Мы уже видели, что нормально количество других денежных знаков пропорционально количеству полноценных денег, которые мы предполагаем золотыми. Поэтому колебания покупательной силы полноценных денег могут быть приняты как показатель колебаний покупательной силы всех других денежных знаков. Опишем теперь формы нарисованных сосудов. Форма сосуда От должна быть такой, чтобы расстояние от линии 00 до поверхности жидкости уменьшалось с увеличением количества жидкости совершенно таким же путем, как понижается покупательная сила денег с увеличением их количества, т. е. когда количество жидкости Gb удваивается, расстояние ее поверхности от линии 00 должно уменьшиться на половину. Точно так же форма сосуда, содержащего по условию золотые слитки, должна быть такой, чтобы расстояние от линии 00 вниз до поверхности жидкости уменьшалось с увеличением количества жидкости совершенно таким же путем, как ценность золотых слитков понижается с увеличением запаса этих слитков. Нет необходимости, чтобы формы этих двух сосудов были одинаковы, и обыкновенно они неодинаковы, так как едва ли можно предположить, что уменьшение покупательной силы золота вдвое точно вдвое увеличит существующее количество слитков.

Оба сосуда имеют вводящие и выводящие отверстия. Рассмотрим их действие в отношении к сосуду слитков (Gb). Здесь каждое вводящее отверстие изображает отдельный рудник, доставляющий слитки золота, и каждое выводящее отверстие изображает отдельный вид использования слитков в изделиях, где они и потребляются. Каждый рудник и каждый вид использования слитков находятся на различном расстоянии от 00. Таким образом, следует различать три рода расстояний от 00: расстояние вводящих отверстий, расстояние выводящих отверстий и расстояние поверхности самой жидкости. Расстояние до каждого вводящего отверстия представляет собой издержки производства на отдельных рудниках, измеряемые в товарах. Расстояние до каждого выводящего отверстия представляет собой ценность золота при отдельных видах использования, измеренную точно так же в товарах. Расстояние до поверхности жидкости, как мы уже разъяснили, представляет собой ценность слитков, равным образом измеренную в товарах, или, другими словами, их покупательную силу.

Очевидно, что между этими тремя видами уровней существуют различия. Эти различия являются объяснением взаимоотношений между количеством слитков и приливами и отливами их. Если вводящее отверстие в данный момент будет выше уровня жидкости, т.е. будет находиться на меньшем расстоянии от 00, чем поверхность жидкости, это значит, что издержки производства меньше, чем покупательная сила слитков. Вследствие этого владелец рудника “повернет свой кран и будет держать его открытым” до тех пор, пока уровень жидкости не поднимется до уровня его рудника, обозначаемого вводящим отверстием, другими словами, пока расстояние от поверхности жидкости до 00 не уравняется с расстоянием вводящего отверстия до 00 или, еще иначе, пока покупательная сила слитков не станет равной издержкам производства. С этого момента не будет больше выгоды разрабатывать данный рудник. Но довольно о вводящих отверстиях. Рассмотрим теперь выводящие отверстия. Если выводящее отверстие в данный момент ниже уровня жидкости, т.е. находится на большем расстоянии от 00, это значит, что ценность золота в этой области применения выше, чем покупательная сила слитков. Отсюда следует, что золотые слитки будут притекать в ту область применения, где ценность золота выше, чем в слитках. Это значит также, что слитки будут вытекать из всех отверстий, находящихся ниже поверхности жидкости в сосуде.

Таким образом, очевидно, что во всякий данный момент только те вводящие отверстия, которые расположены над уровнем жидкости, и только те выводящие отверстия, которые расположены ниже него, будут находиться в действии. Если уровень жидкости повышается, то этим самым будет приведено в действие большее число выводящих отверстий, но сократится число действующих вводящих отверстий. Это значит, что, чем меньше покупательная сила золота в слитках, тем больше оно будет применяться в изделиях, но тем менее выгодно будет для владельцев рудников добывать золото и потому меньше будет добыча рудников. Наоборот, если уровень жидкости падает, приходит в действие большее число вводящих отверстий и уменьшается число действующих выводящих отверстий.

Обратимся теперь к сосуду денег (Gm). Тот факт, что золото в монетах имеет ту же ценность, что и в слитках, благодаря существованию перехода золота из одной сферы в другую, изображается на рисунке связью обоих сосудов, благодаря чему они оба (подобно воде в сообщающихся сосудах) будут иметь один и тот же уровень жидкости. Поверхность жидкости в обоих сосудах будет находиться на одинаковом расстоянии вниз от линии 00, и это расстояние будет представлять собой ценность золота или его покупательную силу. Если прилив золота в данный момент превысит отлив, необходимым результатом этого явится увеличение существующего запаса золота. Это повлечет за собой уменьшение покупательной силы или ценности золота. Но как только поверхность жидкости повысится, в действии окажется меньшее число вводящих и большее число выводящих отверстий. Это значит, что, с одной стороны, чрезвычайный приток или производство золота будет уменьшаться, а с другой стороны, недостаточный отлив или потребление его будет увеличиваться, и тем самым неравенству прилива и отлива золота будут поставлены препятствия. Если, с другой стороны, отлив временно становится больше, чем прилив, содержимое сосуда будет убывать. Покупательная сила золота будет возрастать. Но это явится, в свою очередь, препятствием для чрезмерного отлива и будет стимулировать прилив золота, восстанавливая равновесие того и другого. Положение равновесия в точности может осуществиться при этом очень редко или даже никогда. Но как в примере с маятником, качающимся взад и вперед и проходящим через положение равновесия, и здесь всегда будет существовать тенденция найти это равновесие.

Едва ли нужно говорить, что наша механическая иллюстрация имеет в виду дать картину только некоторых из главнейших изменений, заключающихся в обсуждаемой проблеме. Иллюстрация сама по себе не создает аргументов и не прибавляет никаких новых элементов; не претендует она и на то, чтобы включить все факторы, которые необходимо рассмотреть. Но она помогает нам охватить главные факторы, которыми определяется покупательная сила денег. Она помогает нам рассмотреть и исследовать следующие важные изменения и результаты. Во-первых, если наблюдается возрастание продукции золота, происходящее, предположим, благодаря открытию новых рудников или усовершенствованию разработки старых, это может быть изображено увеличением числа или размера вводящих отверстий в сосуд Gb. Результатом этого будет, очевидно, увеличение притока в сосуд слитков, а следовательно, и в сосуд монет Gm, вследствие этого будет происходить постепенное наполнение обоих сосудов и уменьшение покупательной силы денег. Препятствием этому процессу в конце концов явится увеличение потребления. И как только производство и потребление становятся равными, равновесие восстанавливается. Истощение золотых рудников действует, очевидно, прямо противоположным образом.

Во-вторых, если увеличивается потребление золота благодаря, например, некоторым изменениям моды, это может быть изображено увеличением числа или размера отверстий, выводящих из сосуда Gb Результатом этого будет уменьшение содержимого сосуда слитков, а соответственно уменьшение и в сосуде золотых монет. Отсюда увеличение покупательной силы золота, препятствием каковому, в конце концов, явится увеличение добычи рудников и уменьшение потребления. Когда увеличивающееся производство и уменьшающееся потребление становятся равными, равновесие будет снова достигнуто.

Если сообщение между сосудом монет и сосудом слитков будет закрыто клапаном, т.е. если, например, монетные дворы закрыты и золото не может обращаться из слитков в монеты (хотя оно и может течь в обратном направлении), тогда покупательная сила золота в монетах может стать больше, чем его ценность в слитках. Тогда всякое увеличение производства золота будет содействовать только наполнению сосуда слитков и уменьшению расстояния поверхности жидкости в нем от линии 00, т.е. понижению ценности золотых слитков. Поверхность жидкости в сосуде монет не станет ближе к линии 00. Она может даже благодаря постепенной потере монет понизиться еще больше. Другими словами, таким клапаном покупательная сила денег будет сделана совершенно независимой от ценности слитков, из которых первоначально они были отчеканены.

Иллюстрацию этого принципа мы находим в истории серебряных денег в Индии. После долгого обсуждения монетные дворы в Индии были закрыты для серебра в 1893 г. До этого времени ценность серебряных монет в точности соответствовала ценности серебряных слитков. Упомянутое закрытие монетных дворов вызвало немедленно расхождение между этими ценностями. С этих пор рупия остается независимой от серебра. В течение первых шести лет - до 1899 г. - она была независима и от золота. Ее современное отношение к последнему металлу будет исследовано в следующей главе.

Теперь мы изучили все внешние факторы уравнения обмена, кроме одного. Этот последний заключается в характере денежной и банковской систем, которые влияют на количество денег и депозитов. Подробное обсуждение этого фактора мы оставляем до следующей главы. Пока отметим еще заслуживающее внимания обстоятельство, что почти все факторы, вызывающие увеличение количества денег или скорости их обращения, были и остаются преобладающими факторами повышения цен. Почти единственным противоположным фактором является увеличение объема торговли. Но и действие этого фактора частью нейтрализуется увеличением скоростей обращения денег и депозитов, вытекающим из роста самой торговли. Мы можем здесь также отметить, что некоторые из факторов, исследованных в этой и предыдущей главах, действуют более, чем в одном направлении. Рассмотрим, например, технические знания и изобретения, которые влияют на уравнение обмена путем увеличения торговли. Пока они увеличивают торговлю, наблюдается тенденция понижения цен. Но как только они разовьют металлургию и другие отрасли промышленности, вследствие чего увеличивается производство и облегчается транспорт драгоценных металлов, они уже будут содействовать росту цен. Как только они сделают перевозку и передачу денег и депозитов более быстрой, они точно так же будут содействовать росту цен. Как только они приведут к развитию банковского дела, они снова будут содействовать росту цен благодаря увеличению депозитного обращения или увеличению скорости обращения и денег и депозитов. Как только они приведут к концентрации населения в городах, они опять будут содействовать увеличению цен благодаря ускорению обращения денег.

Наконец, увеличение торгового оборота per capita благодаря этой или каким-либо иным причинам вызывает тенденцию понижения цен. Каков будет конечный результат развития знаний и техники в течение данного периода, зависит от преобладающего направления этого развития.

Глава VII. Влияние денежных систем на покупательную силу денег

Закон Грешема

До сих пор мы рассматривали факторы, определяющие поку-•U. нательную силу денег, при условии, что все деньги в обращении являются однородными. Иллюстрация, данная в предыдущей главе, показывает, как действует механизм денежного обращения, когда употребляется только один металл. Теперь нам предстоит рассмотреть денежные системы, которые основаны на употреблении разных видов денег. Одна из первых трудностей в ранней истории денег состояла в том, что в обращении находились два (или более) металла. Один из этих двух металлов порой оказывался дешевле другого, и более дешевый металл вытеснял более дорогой. Эта тенденция была замечена Николаем Орезмом, впоследствии епископом в Lisieux, в его докладе французскому королю Карлу V около 1366 г. и Коперником около 1526 г. в его докладе или трактате, написанном для польского короля Сигизмунда I [См.: Macleod H.D. The History of Economics. New York (Putnam), 1896. P. 37-38. 2 Macleod H.D. Elements of Political Economy. 1857. P. 477. 3 Macleod H.D. The History of Economics. P. 38 - 39.]. Маклеод в своих “Elements of Political Economy”, вышедших в 1857 г.2, прежде чем он имел возможность ознакомиться с более ранними формулировками Орезма и Коперника3, дал этой тенденции на именование закона Грешема в честь Томаса Грешема, который установил этот принцип в середине XVI в. На самом же деле эта тенденция была, кажется, известна даже древним грекам, так как Аристофан в своих “Лягушках” говорит об этом следующее: “Наши старые монеты, полноценные и отличной пробы, были в ходу не только среди греческого народа, но и во всем мире. Они были приняты во всех государствах по их верному чекану и высокой пробе. Однако мы теперь их не употребляем и предпочитаем пользоваться скверными поддельными деньгами, плохого чекана, фальшивыми и низкого достоинства, которые заменили наши старые хорошие деньги”.

Закон Грешема или Орезма обычно формулируется: “плохие деньги вытесняют хорошие”, так как обычно наблюдалось, что сильно изношенные, стертые, маловесные, обрезанные, потерявшие ценность и каким-либо иным образом поврежденные деньги стремятся вытеснить полновесные, только что отчеканенные монеты. Такая формулировка, однако, не совсем правильна. Неправильно, что плохие деньги, т. е. изношенные, зазубренные, стертые или даже обрезанные монеты, будут вытеснять другие деньги только по причине своей изношенности, зазубренности, стертости или обрезанности. В точной формулировке закон гласит просто: “дешевые деньги будут вытеснять дорогие деньги”. Причина, по которой более дешевые деньги всегда одерживают верх, заключается в том, что выбор пользования теми и другими деньгами остается главным образом за тем, кто платит их в обмене, а не за тем, кто получает. Если кому-либо предстоит выбор платить свои долги теми или другими деньгами, мотивы бережливости заставят его выбрать наиболее дешевые. Если бы инициатива или выбор принадлежал преимущественно лицу, получающему деньги, а не плательщику, было бы справедливо противоположное положение. Тогда более дорогие, или “хорошие”, деньги вытеснили бы более дешевые, или “плохие”, деньги.

Что же тогда делается с более дорогими деньгами? Они или могут быть припрятаны, или уйдут на переплавку, или уйдут за границу. Припрятаны или переплавлены они будут по мотивам бережливости, а отсылка за границу будет происходить в силу того, что при внешней торговле иностранцы, получающие деньги, а не мы, дающие их, диктуют, какой род денег будет принят. Они будут брать только лучшие деньги, так как наши постановления о законных платежных средствах не связывают их.

Лучшие деньги могли бы, понятно, употребляться при обмене с премией, т. е. по ценности их как слитка, но затруднения в исчислении расчетов в них, которые удовлетворяли бы обе стороны, так велики, что на практике эти лучшие деньги никогда не употребляются в больших количествах. На самом деле действие закона Грешема настолько велико, что удобства целой нации приносятся ему в жертву. Например, в Италии 15 лет тому назад [Считая от выхода в свет первого издания этой книги, т. е. от 1911 г.] излишние выпуски бумажных денег вытеснили в Альпах не только золото, но и серебро и медь из обращения. Эти бумажные деньги могли циркулировать в Южной Франции al pari с соответствующими звонкими монетами, так как Франция и Италия принадлежат к Латинскому Союзу. Вследствие этого временно там оставалось очень мало мелкой разменной монеты, ниже банкнот в 5 лир номинального достоинства. Покупатели розничных лавок часто оказывались не в состоянии делать покупки, так как они не имели необходимых мелких денежных знаков и так как лавочники испытывали ту же нужду и не могли давать сдачу. Чтобы устранить это затруднение, было выпущено 30 млн. банкнот достоинством в 1 лиру, и спрос на них был так велик, что торговцы платили за них премию.

Закон Грешема приложим не только к двум соперничающим видам денег из одного и того же металла; он приложим ко всем видам денег, которые циркулируют вместе. Пока не была изобретена чеканка краев монет и не был принят “предел терпимости” при чеканке (отклонение от образцового веса), возникало много затруднений в торговле от широко практиковавшегося обрезывания монет до понижения их веса. В наше время, однако, всякая монета, стертая и обрезанная настолько, что ее вес понижен, перестает быть законным платежным средством и обычно отвергается теми, кому она предлагается, т.е. перестает быть деньгами. Внутри обычных [Иногда обычай менее суров, чем закон. Например, в Калифорнии потертая золотая монета ниже чеканного предела терпимости продолжает циркулировать. Она называется “банковским золотом” (bank gold).], или законных, границ терпимости, однако, т. е. пока более дешевые деньги сохраняют “денежную” силу, они будут вытеснять более дорогие.

Наши рекомендации