Основные принципы доходов бюджета
Доходы бюджета— денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. таблица 2).
Таблица 2- Динамика доходов бюджета 2013г-2015г
Наименование дохода | 2013г | 2014г | 2015г | |||
утверждено, млн руб. | удельный вес. %1 | утверждено, млн руб. | удельный вес. % | утверждено, млн руб. | удельный вес. % | |
Всего доходов | 4 979 756.5 | 5 046137.5 | 6 965 317.2 | |||
В том числе налоговых доходов | 1 841 039.2 | 36,97/100 | 1 878 232.6 | 37,22/100 | 2 721 872,2 | 39,08/100 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 1 644 570,2 | 33,03/89,33 | 1 662 922.6 | 32.95/88.54 | 2 455 079,8 | 35,25/90,2 |
Доходы от использования существа, находящегося государственной и муниципальной собственностью | 81 555,9 | 1,63/4.43 | 85 769,0 | 1,70/4,57 | 99 780,6 | 1,43/3.67 |
Платежи при использовании природных ресурсов | 36 274,9 | 0,73/1,97 | 29 544.3 | 0,59/1,57 | 37 373.2 | 0,54/1,37 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации трат государства | 64 162,6 | 1.29/3.49 | 89 837,8 | 1,78/4,78 | 118 694.6 | 1,7/4.36 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 1042,3 | 0,02/0,06 | 1328.3 | 0,03/0,07 | 2231,3 | 0,03/0,08 |
Административные платежи и сборы | 8379.6 | 0,17/0,46 | 3537.6 | 0,07/0,19 | 3782.2 | 0.05 / 0.14 |
К главным источникам, из которых происходит поступление средств в бюджет, относятся следующие:
• валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли и заработной платы выступают источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством налогового механизма;
• национальное богатство, часть которого служит источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством механизмов налогов на имущество, а также приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
• реализация золотовалютных резервов;
• временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получения кредита под залог государственного пакета акций крупных предприятий) для пополнения бюджетных доходов;
• иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения государственных займов от отдельных государств, либо международных финансово-кредитных учреждений) для пополнения бюджетных доходов.
Организация системы доходов бюджета базируется на следующих определенных принципах:
Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике он реализуется путем законодательного закрепления за каждым органом соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.
Принцип стабильности доходов бюджета.Нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической
деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.
В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня.Базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.
Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла.В частности, преодоление кризисных явлений согласно Дж. Кейнсу может быть достигнуто посредством стимулирования потребления через увеличение государственных расходов. Возрастающие затраты при этом в основном покрываются за счет налоговых доходов или же за счет государственных (внешних и внутренних) заимствований.
Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке. Доходы целевых бюджетных фондов определяются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.
Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходногоисточника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию):
По методу взиманиявсе доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые (подробная характеристика приведена выше).
В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системыони подразделяются на собственные и регулирующие.
В зависимости от государствен-ного устройства страныразличают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).
По источникам образованиявыделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально-экономическое значение. С точки зрения-формирования бюджета не важно, из какого источника (от юридических или физических лиц) поступили доходы.
По юридическому основанию взимания доходов в бюджетразличают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.
По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходыих подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.
Важнейшей задачей в области доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение по уровням бюджетной системы .