Основные принципы доходов бюджета

Доходы бюджета— денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. таблица 2).

Таблица 2- Динамика доходов бюджета 2013г-2015г

Наименование дохода 2013г 2014г 2015г
утвержде­но, млн руб. удельный вес. %1 утвержде­но, млн руб. удельный вес. % утвержде­но, млн руб. удельный вес. %
Всего доходов 4 979 756.5 5 046137.5 6 965 317.2
В том числе налоговых доходов 1 841 039.2 36,97/100 1 878 232.6 37,22/100 2 721 872,2 39,08/100
Доходы от внешнеэкономической деятельности 1 644 570,2 33,03/89,33 1 662 922.6 32.95/88.54 2 455 079,8 35,25/90,2
Доходы от использования существа, находящегося государственной и муниципальной собственностью 81 555,9 1,63/4.43 85 769,0 1,70/4,57 99 780,6 1,43/3.67
Платежи при использовании природных ресурсов 36 274,9 0,73/1,97 29 544.3 0,59/1,57 37 373.2 0,54/1,37
Доходы от оказания платных услуг и компенсации трат государства 64 162,6 1.29/3.49 89 837,8 1,78/4,78 118 694.6 1,7/4.36
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1042,3 0,02/0,06 1328.3 0,03/0,07 2231,3 0,03/0,08
Административные платежи и сборы 8379.6 0,17/0,46 3537.6 0,07/0,19 3782.2 0.05 / 0.14

К главным источникам, из которых происходит поступление средств в бюджет, относятся следующие:

• валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли и заработной платы выступают источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством налогового механизма;

• национальное богатство, часть которого служит источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством механизмов налогов на имущество, а также приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

• реализация золотовалютных резервов;

• временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получения кредита под залог государственного пакета акций крупных предприятий) для пополнения бюджетных доходов;

• иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения государственных займов от отдельных государств, либо международных финансово-кредитных учреждений) для пополнения бюджетных доходов.

Организация системы доходов бюджета базируется на следующих определенных принципах:

Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике он реализуется путем законодательного закрепления за каждым органом соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.

Принцип стабильности доходов бюджета.Нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической

деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня.Базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла.В частности, преодоление кризисных явлений согласно Дж. Кейнсу может быть достигнуто посредством стимулирования потребления через увеличение государственных расходов. Возрастающие затраты при этом в основном покрываются за счет налоговых доходов или же за счет государственных (внешних и внутренних) заимствований.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке. Доходы целевых бюджетных фондов определяются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.

Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходногоисточника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию):


По методу взиманиявсе доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые (подробная характеристика приведена выше).

В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системыони подразделяются на собственные и регулирующие.

В зависимости от государствен-ного устройства страныразличают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

По источникам образованиявыделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально-экономическое значение. С точки зрения-формирования бюджета не важно, из какого источника (от юридических или физических лиц) поступили доходы.

По юридическому основанию взимания доходов в бюджетразличают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступают в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

По праву собственности государства на аккумулируемые в бюджет доходыих подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.

Важнейшей задачей в области доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение по уровням бюджетной системы .


Наши рекомендации