Понятие легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма

Понятие легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма

В российском законодательстве понятие отмывания определено Федеральным законом от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С созданием в 1989 году Международной̆ группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее по тексту – ФАТФ) словосочетание «отмывание денег» стало международным юридическим термином. С точки зрения ФАТФ под отмыванием понимается процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем.

Отмывание денег подразумевает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате нарушения закона.

По сравнению с отмыванием денег финансирование терроризма чаще всего имеет другую природу. Денежные средства используются для реализации соответствующих целей, а не для сокрытия незаконной прибыли. Террористические капиталы не всегда имеют нелегальные источники происхождения. Как правило, они направлены на покрытие бытовых расходов, таких как приобретение питания и аренда жилья. Таким образом, данные фонды используются не только для непосредственного осуществления террористических актов.

Террористы часто используют легальные организации для осуществления своей деятельности. В то время как сбор финансовых ресурсов может проходить в рамках закона, использование благотворительных фондов в террористических целях находится за рамками традиционных сценариев «отмывания» денежных средств.

Однако террористы также добиваются секретности транзакций и доступа к своим денежным средствам. Кроме того, и террористы, и участники процесса «отмывания» денежных средств используют одинаковые методы для движения данных средств, такие как структуризация платежей во избежание контрольной отчетности, а также неформальные системы перевода средств, такие как «Хавала» и т.п.

Понятие финансирования терроризма определено Федеральным законом от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон No 115-ФЗ). Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской̆ Федерации, либо для обеспечения организованной̆ группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной̆ организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Понятие национальной системы ПОД/ФТ

Аббревиатура ПОД/ФТ расшифровывается как «противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма». Данный термин обозначает суть процесса - борьбы с узакониванием доходов от преступной деятельности. Наиболее важный элемент ПОД/ФТ – это сбор информации о клиентах, иных лицах и возможных подозрительных операциях. Контроль осуществляют банки, страховые компании, агентства недвижимости, лизинговые компании, ломбарды, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ещё ряд организаций.

Основная задача ПОД/ФТ

При проведении проверок легко выявить правонарушения, а также заранее предупредить незаконную деятельность в работе всей организации и отдельных ее структур, выявить причины, установить виновных лиц, действия которых привели к нарушениям.

Если внутренний контроль проводится на низком уровне или вообще отсутствует, то это влечет за собой нарушения основных требований законодательства. Как следствие – серьёзные штрафные санкции или приостановление деятельности. Репутация организации при этом снижается, а восстановить ее будет не всегда просто и быстро.

Важность ПОД/ФТ

Очень важно, чтобы каждое лицо компании чувствовало заинтересованность в проведении верной политики по ПОД/ФТ. Для этого стоит обратиться в специализированный учебный центр, в котором будет пройден Целевой Инструктаж по ПОД/ФТ, в ходе которого будут наглядно продемонстрированы все необходимые аспекты и нюансы для максимального соблюдения законодательства по ПОД/ФТ.

Обучение ПОД/ФТ в обязательном порядке должны проходить те организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых неразрывно связана с денежными средствами или иным имуществом – перечень таких организаций определён ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ – Закона о ПОД/ФТ.

Выявление критических точек

Банковская сфера аддитивна (каждый банк выполняет функции всей системы). Между всеми банками есть корреспондентские отношения. Для контроля по критическим точкам необходимо проверить:

а) кто отправляет деньги;

б) какова форма платежа;

в) сколько денег отправлено;

г) кому деньги отправлены.

Если при переходе денег какие-то параметры изменились (более 1), то это мошенничество.

42. Банк инструмент, жертва, соучастник

Банк-инструмент

Как правило, не участвует в конкретном обналичивании (опасно).

Он обеспечивает компанию переводом безналичных, а компания самостоятельно превращает в наличные. Либо подставные компании разводят безналичные деньги по точкам, где эти деньги будут использоваться.

Банк-жертва

Бросают банковские деньги – эмиссионные, ценные бумаги (банк покупает ценные бумаги, за которыми ничего нет – подстава) и кредиты. «Растаскивают» деньги.

Понятие легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма

В российском законодательстве понятие отмывания определено Федеральным законом от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С созданием в 1989 году Международной̆ группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее по тексту – ФАТФ) словосочетание «отмывание денег» стало международным юридическим термином. С точки зрения ФАТФ под отмыванием понимается процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем.

Отмывание денег подразумевает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате нарушения закона.

По сравнению с отмыванием денег финансирование терроризма чаще всего имеет другую природу. Денежные средства используются для реализации соответствующих целей, а не для сокрытия незаконной прибыли. Террористические капиталы не всегда имеют нелегальные источники происхождения. Как правило, они направлены на покрытие бытовых расходов, таких как приобретение питания и аренда жилья. Таким образом, данные фонды используются не только для непосредственного осуществления террористических актов.

Террористы часто используют легальные организации для осуществления своей деятельности. В то время как сбор финансовых ресурсов может проходить в рамках закона, использование благотворительных фондов в террористических целях находится за рамками традиционных сценариев «отмывания» денежных средств.

Однако террористы также добиваются секретности транзакций и доступа к своим денежным средствам. Кроме того, и террористы, и участники процесса «отмывания» денежных средств используют одинаковые методы для движения данных средств, такие как структуризация платежей во избежание контрольной отчетности, а также неформальные системы перевода средств, такие как «Хавала» и т.п.

Понятие финансирования терроризма определено Федеральным законом от 7 августа 2001 года No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон No 115-ФЗ). Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской̆ Федерации, либо для обеспечения организованной̆ группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной̆ организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.


Наши рекомендации