Внутренний контроль его основные задачи и функции
Обязательные процедуры внутреннего контроля, прежде всего, направлены на выявление операций, совершаемых физическими или юридическими лицами с целью легализации (отмывания) криминальных доходов или финансирования терроризма.
Кроме того, внутренний контроль предусматривает фиксирование и дальнейшее хранение полной информации касаемо проведенной операции (дата, сумма, основание), а также сведений о ее участниках. Учет и хранение данной информации позволяют оперативно восстановить сведения о совершенной операции в случае возникновения оснований полагать, что она нелегитимна.
Можно выделить следующие задачи внутреннего контроля:
· Предупреждение совершения незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций на стадии принятия управленческих решений (предварительный контроль);
· Предупреждение возникновения отклонений, нарушающих установленный нормативными и плановыми документами режим функционирования объекта;
· Определение фактического состояния объекта или его части в данный момент;
· Контроль процессов, происходящих на предприятии;
· Выявление и диагностика проблем в организации при изменении внешней и внутренней среды;
· Контроль разработки и реализации тактических целей отдельными структурными подразделениями, оценка их соответствия стратегическим направлениям деятельности предприятия;
· Проверка выполнения принятых управленческих решений;
· Оценка качества осуществления планирования, учета, организации, анализа;
· Контроль за выполнением функциональных обязанностей как конкретных исполнителей, так и функциональных подразделений, руководителей всех уровней управления;
· Экспертная оценка стратегических направлений развития предприятия.
Функции службы внутреннего контроля:
· Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.
· Исследование финансовой и управленческой информации. Эта функция включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе.
· Контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.
· Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних требований руководства.
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФ, и утверждаются в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
19. Методы сбора и анализа информации о деятельности клиента финансового учреждения
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган информацию по операциям, подлежащим обязательному контролю, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.
В случае если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, эта организация не позднее дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях.
Субъектами, представляющими информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, являются:
• кредитные организации;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг;
• страховые организации и лизинговые компании;
• организации федеральной почтовой связи;
• ломбарды;
• организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий и т.д.;
Таким образом, основным критерием для включения организации в число сообщающих организаций является вид ее деятельности.
Важнейшей задачей Росфинмониторинга является создание единой информационной системы в сфере ПОД/ФТ.
1. Информационная система ПОД/ФТ, созданная в Росфинмониторинге, обеспечивает сбор и обработку информации, получаемой от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, органов государственной власти РФ и подразделений финансовой разведки иностранных государств.
После получения сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных сделках, информационно-технологическая система Росфинмониторинга проверяет корректность составления сообщения.
2. На втором этапе полученные сообщения анализируются программным обеспечением Росфинмониторинга. С использованием алгоритмов сообщения группируются на основе различных критериев, таких как подозреваемое лицо, характер операции и региональные риски.
3. Далее сообщения анализируются для дальнейшего расследования. В ходе анализа сообщений Росфинмониторинг может проверять получаемую информацию, направляя запрос в другой федеральный или региональный орган исполнительной власти.