Модель инвестиционного проекта
Решение об инвестициях невозможно принять без предварительного анализа экономической целесообразности вложения средств в конкретный проект. Модель инвестиционного проекта является инструментом, с помощью которого такой анализ осуществляется. Эта модель имеет много общего с бюджетной моделью, но в большинстве случаев значительно проще ее: инвестиционные проекты обычно являются частью компании, пусть зачастую и достаточно большой, но тем не менее ограниченной тематическими границами. Поэтому в инвестмоделях требуется создавать меньше подмоделей и только один отчет верхнего уровня — о движении денежных средств.
Как организованы модели инвестиционных проектов, рассмотрим на примере ООО «Одуванчик», которое планирует организовать площадку по производству неких продуктов. Необходимо создать модель, которая позволит нам оценить, насколько экономически целесообразно инвестировать денежные средства в данный проект.
В модели ООО «Одуванчик» будет всего три подмодели:
- модель инвестиций;
- модель продаж;
- модель накладных расходов.
Модель инвестицийпредставлена на рис. 1. Как мы видим, она аналогична подмодели инвестиций бюджетной модели, которую мы рассматривали в предыдущем разделе. Подмодель состоит из двух разделов: в первом задаются объекты инвестиций с указанием стоимости и даты их приобретения, a во втором эта информация раскладывается на ежемесячные денежные потоки.
Рисунок 1. Модель инвестиций
Модель продаж является ключевой, так как определяет доходную часть проекта и целесообразность его реализации (см. рис. 2). В ее первом разделе по каждому из продуктов, которые планируется производить, задается такая информация.
Рисунок 2. Модель продаж
1. Наименование продукта.
2. Стоимость сырья, необходимого для производства единицы продукции.
3. Стоимость трудовых ресурсов, требуемых для производства единицы продукта.
4. Полная себестоимость единицы продукта (сумма стоимости сырья и трудовых ресурсов).
5. Торговая наценка при продаже единицы продукции (отношение продажной цены к себестоимости).
6. Цена продажи (полная себестоимость, умноженная на торговую наценку).
7. Момент начала продаж (месяц, начиная с которого происходит (стартует) фактическая реализация произведенной продукции).
8. Объем продаж в первый месяц в натуральном выражении.
9. Ежемесячный прирост объема продаж (для упрощения предположим, что продажи будут расти равномерно).
10. Максимальный объем продаж, по достижении которого рост продаж в натуральном выражении прекращается.
Этой информации вполне достаточно, чтобы рассчитать и разложить по месяцам все аспекты процесса производства и сбыта готовой продукции каждого вида, что осуществляется в разделах подмодели «Динамика натурального объема продаж», «Динамика денежного объема продаж» и «Динамика прямых затрат».
Результатами работы нашей подмодели являются графы «Итого» разделов «Динамика денежного объема продаж» и «Динамика прямых затрат».
Модель накладных расходов представлена на рис. 3. Для простоты все расходы разделили на однотипные группы (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие и т. д.) и для каждой из них задали величину расходов в месяц и темп годового роста. В реальных моделях расходы обычно раскладываются более тщательно.
Рисунок 3. Модель накладных расходов
«Свод денежных потоков»является результирующим отчетом нашей модели инвестиционного проекта (см. рис. 4). Это некий аналог отчета о движении денежных средств в бюджетной модели.
Рисунок 4. Свод денежных потоков
Остановимся на структуре данного отчета подробнее:
- • строка «Инвестиции» содержит денежные потоки, связанные с инвестированием денежных средств в проект. Данные в этой строке берутся из модели инвестиций;
- • строка «Продажи» содержит денежные потоки, связанные с реализацией готовой продукции покупателям. Данные в этой строке берутся из модели продаж;
- • строка «Прямые затраты» содержит денежные потоки, связанные с осуществлением затрат на сырье и трудовые ресурсы. Данные берутся из модели продаж;
- • строка «Накладные расходы» содержит денежные потоки, связанные с осуществлением накладных расходов. Данные берутся из модели накладных расходов;
- • строка «Cash Flow» суммирует значения строк «Инвестиции», «Продажи», «Прямые затраты» и «Накладные расходы», формируя общий денежный поток инвестиционного проекта;
- • строка «Кумулятивный Cash Flow» накапливает значение денежных потоков, формируя денежный поток нарастающим итогом (то есть на каждый месяц прогнозного периода рассчитывается суммарный денежный поток с первого дня реализации проекта до конца данного месяца);
- • строка «Дисконт» рассчитывает ставку дисконта для каждого месяца. Для первого месяца ставка рассчитывается по формуле:
Месячная ставка дисконта = (1 Годовая ставка дисконта)(1/12) — 1 - Для каждого последующего месяца ставка дисконта рассчитывается по формуле:
Ставка месяцаn = Месячная ставка дисконтаn
Годовая ставка в нашем примере задана на уровне 20 процентов, более подробно о ней мы поговорим далее;
- • строка «DCF» (Discounted Cash Flow) преобразует обычные денежные потоки в дисконтированные путем деления значения строки «Cash Flow» на значение строки «Дисконт»;
- • строка «Кумулятивный DCF» работает аналогично строке «Кумулятивный Cash Flow», то есть формирует денежный поток нарастающим итогом, однако на основе не обычных, а дисконтированных денежных потоков (из строки «DCF»).
Рисунок 5. Свод аналитических показателей
Лист «Аналитические показатели».В работе можно использовать результаты модели накладных расходов. Однако, как и в бюджетной модели, гораздо удобнее вывести все основные рычаги и приборы на отдельный лист «Аналитические показатели», как изображено на рис. 5. На этом листе представлена информация трех видов: ключевые исходные данные, результирующие показатели эффективности инвестиционного проекта и графики, более наглядно демонстрирующие результаты работы модели. Представление о том, насколько эффективен проект, нам дают данные раздела «Показатели». А именно:
- • ставка дисконта — важнейший показатель, поскольку инвестиции связаны с отвлечением крупных сумм денег на длительный срок, и скорость их обесценения напрямую определяет эффективность вложений, так как высокая ставка дисконта девальвирует даже потоки, во много раз превышающие исходные вложения. Данный показатель задается пользователем и участвует в формировании дисконтированных денежных потоков на листе «Свод CF»;
- • Net Present Value (чистая приведeнная стоимость) определяет разницу между оттоками и притоками денежных средств, пересчитанную на сегодняшний день. Фактически данный показатель равен значению «Кумулятивного DCF» на последний месяц проекта, но его также можно рассчитать с помощью функции Excel ЧПС(). Данный показатель должен быть положительным, чтобы проект был признан целесообразным;
- • Internal Rate of Return (внутренняя ставка доходности) показывает, какой ставке доходности (в процентах годовых) соответствует инвестирование денежных средств в проект. Например, при IRR на уровне 48,61 процента инвестирование денежных средств в наш проект соответствует доходности в 48,61 процента годовых, что является весьма высоким показателем. Для расчета показателя можно использовать функцию Excel ВСД();
- • период окупаемости — количество месяцев, по истечении которых сумма денежных притоков сравняется с суммой денежных оттоков. Рассчитывается на основе строки «Кумулятивный Cash Flow» листа «Свод CF»;
- • дисконтированный период окупаемости — количество месяцев, по истечении которых сумма дисконтированных денежных притоков сравняется с суммой дисконтированных денежных оттоков. Рассчитывается на основе строки «Кумулятивный DCF» листа «Свод CF».
Наш проект демонстрирует весьма высокие показатели эффективности. При ставке дисконта 20 процентов его чистая приведенная стоимость составит почти 260 млн рублей, внутренняя норма доходности — 48,61 процента, а период окупаемости — менее четырех лет. Более наглядно эта информация представлена на графиках NPV и «Динамика накопленного сальдо денежных потоков», которые представлены на листе «Аналитические показатели».
Чтобы убедиться в том, что модель автоматически пересчитывается при корректировке исходных данных, изменим величину торговой наценки с 30 до 20 процентов. Результат этих действий представлен на рис. 6. Как можно увидеть, снижение торговой наценки всего на 10 процентов привело к тому, что NPV и IRR приняли отрицательное значение, окупаемость проекта на недисконтированных потоках составила 60 месяцев, а на дисконтированных — целых 120 месяцев (а это фактически означает, что проект не окупится никогда). Графики NPV и «Динамика накопленного сальдо денежных потоков» тоже автоматически перерисовались, более наглядно иллюстрируя негативные тенденции.
Рисунок 6. Результаты пересчета модели инвестиционного проекта