Тема 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления
Тема 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления
Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.
Муниципальная собственность: понятие, субъекты, объекты, способы формирования. Управление муниципальной собственностью.
Местный бюджет. Классификация доходов и расходов местного бюджета.
Бюджетный процесс: разработка, утверждение, исполнение местного бюджета, контроль и отчетность по исполнению местного бюджета.
Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.
Конституция РФ (ст.132) закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местных бюджетов, а также реализацией иных имущественных прав муниципальных образований.
Экономические основы местного самоуправления формируются на основе следующих принципов:
1.принцип самостоятельности в сочетании с принципом единства экономического пространства- муниципальное образование самостоятельно осуществляет права, связанные с принадлежностью муниципального имущества и финансовых средств, но в строгом соответствии с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством РФ;
2.принцип достаточности ресурсов- предусматривает право муниципальных образований на обладание достаточными имущественными и финансовыми средствами, для решения вопросов местного значения;
3.принцип использования ресурсов подведомственной муниципальному образованию территории- при определении состава муниципальной собственности и источников формирования местных бюджетов необходимо использовать ресурсы, находящиеся на территории муниципального образования;
4.принцип инфраструктурной целостности- означает использование комплексного подхода к вопросу закрепления за муниципальными образованиями имущества исходя из тех задач, которые ими решаются;
5.принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования муниципальной собственности- доступность данных о хозяйственной и финансовой деятельности органов местного самоуправления для общественности;
6.принцип содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления- органы государственной власти РФ и субъектов РФ обязаны содействовать развитию финансово экономических основ местного самоуправления.
Местный бюджет. Классификация доходов и расходов местного бюджета.
Местный бюджет-форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования (статья 14 Бюджетного Кодекса РФ).
В соответствии со ст.52 ФЗ-131 каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Основные принципы формирования, распределения и использования средств местных бюджетов закреплены в Конституции РФ, БК РФ, НК РФ.
Местные бюджеты включают в себя бюджеты:
- муниципальных районов;
- городских округов;
- внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя
- городских и сельских поселений;
- городских округов с внутригородским делением;
- внутригородских районов.
Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей.
Неналоговые доходы местного бюджета.
Расходы местного бюджета: понятие и виды. Муниципальный заказ.
Жители села М., входящего в состав сельского поселения, провели сход граждан, на котором приняли решение о сборе средств для строительства нового моста через речку, и обратились к главе администрации поселения с просьбой открыть специальный счет , на который будут зачисляться средства, а также выступить заказчиком на сторительство моста. Однако глава администрации отказался выполнять решение схода граждан села М., на том основании, что установление местных налогов и сборов входит в исключительную компетенцию сельского Совета.
По результатам прошедшего финансового года областная Дума приняла постановление, предусматривающее изъятие из бюджетов К-ского и С-кого муниципальных районов, а также городского округа П., сумм превышения доходов над расходами в размере 500 тыс.руб. и зачисления данных средств в фонд финансовой поддержки муниципальных районов в целях выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности.
Постановлением главы администрации муниципального района были утверждены правила сдачи в аренду муниципального нежилого фонда, а также размер арендной платы за 1 кв.м. Районная Дума сочла данное постановление незаконным и принял решение об его отмене.
Государственной Думой РФ был принят федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов. В каком случае состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом, и какой порядок вступления его в законную силу.
7. Муниципальное образование заключило муниципальный контракт с ЗАО «Комфорт» на поставку канцелярской, бухгалтерской и электронно-вычислительной техники для оснащения служебных помещений. Размещение заказа было осуществлено без проведения торгов. Соблюден ли порядок и способ размещения муниципального заказа.
Тема 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления