Современное состояние развития филиальной сети коммерческих банков в России
В России последние годы банковская система развивалась в сторону расширения многофилиальной разветвленной структуры коммерческих банков, что обусловлено развитием финансово-кредитных отношений и экономическим ростом в стране, а также всеобщей глобализацией финансовой системы.
Для анализа концентрации филиальной сети коммерческих банков в регионе, по данным ЦБ РФ, составлена таблица 1.1.
Таблица 1.1 Данные о развитии филиальной сети банков в Дальневосточном федеральном округе по состоянию на 01.01.2009г.*
Регион Количество действующих кредитных организаций Количество филиалов на территории Число жителей на 1 филиал, тыс. человек Кредитных организаций данного региона Кредитных организаций других регионов Российская Федерация1108661280941,0Дальневосточный ФО363316233,4Амурская область501654,7Еврейский АО00631,0Камчатский край64828,9Магаданская область25912,0Приморский край893644,6Республика Саха (Якутия)593820,2Сахалинская область521237,2Хабаровский край543041,3Чукотский край0176,4Как показывает таблица 1.1, количество действующих кредитных организаций в стране на начало текущего года составило 1108 единиц и 3470 филиалов, то есть - 1 филиал приходится на 41 тыс. человек населения РФ. Данные показатели различаются по регионам, так в Дальневосточном федеральном округе отмечается самая низкая концентрация филиальной сети коммерческих банков по России - 1 филиал на 33,4 тыс. человек населения региона.
Среди субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) наибольшая концентрация филиалов коммерческих банков приходится на Чукотский край (8 филиалов коммерческих банков, то есть 1 филиал приходится на 6,4 тыс. человек), Магаданскую область (14 филиалов и 1 коммерческих банка, то есть 1 филиал приходится на 12 тыс. человек) и Республику Саха (Якутия) - 9 филиалов кредитных организаций данного региона и 38 филиалов кредитных организаций других регионов РФ, при этом действующих местных кредитных организаций всего 5 единиц. По количеству всего коммерческих банков и филиалов РС (Я) уступает только Приморскому краю (8 кредитных организаций, 45 филиалов). При этом 1 филиал коммерческой организации приходится на 20,2 тыс. человек населения РС (Я).
Наименьшая концентрация филиальной сети коммерческих банков приходится на Амурскую область, где насчитывается 1 филиал на 54,7 тыс. человек населения (всего 16 филиалов и 5 кредитных организаций).
Таким образом, концентрация филиальной сети коммерческих организаций увеличивается прямо пропорционально уровню развития промышленности и других отраслей экономики. Здесь большое значение имеет то обстоятельство, что среди регионов ДВФО РС (Я) является одной из наиболее развивающихся и сырьевых субъектов.
Если рассматривать показатели развития филиальной сети коммерческих банков РФ в динамике, то можно отметить некоторое сокращение количества кредитных организаций за последние три года и рост количества филиалов кредитных организаций. Так, если в 2006 году количество коммерческих банков РФ составляло 1189 единиц, то по состоянию на 01.01.2009 года их количество составило 1108 единиц, то есть меньше на 81 единиц, или на 6,8%. Количество филиалов коммерческих банков по РФ за рассматриваемый период уменьшилось на 189 единиц, или на 5,8%.
По ДВФО и РС (Я) наблюдается несколько иная картина (рисунок 1.1).
Рис. 1.1. Показатели динамики количества коммерческих банков и филиалов в РС (Я) И ДВФО за 2006-2008гг., единиц
Как показывает рисунок 1.1, количество кредитных организаций и количество филиалов в регионе за рассматриваемый период времени сокращается. Количество коммерческих банков регионов сократилось по ДВФО на 4 единицы, в том числе по РС (Я) на 1 банк. Количество филиалов региональных коммерческих банков сократилось на 13 единиц (на 23,3%) по ДВФО, а количество филиалов инорегиональныз банков сократилось на 1 филиал. В РС (Я) количество филиалов региональных коммерческих банков не изменилось и составляет 9 единиц, а количество филиалов инорегиональных банков сократилось с 45 до 38 единиц (на 15,5%). Такое изменение в основном обусловлено сокращением количества филиалов Сбербанка в сельской местности субъектов ДВФО по программе оптимизации количества филиалов.
Сбербанк является крупнейшей кредитной организацией в России. По данным ЦБ РФ на 01.01.2009 года, он занимает первое место по размеру собственного капитала (305,7 млрд. руб.) и по размеру чистых активов (2920,4 млрд. руб.). Сеть обслуживания клиентов насчитывает около 20 тыс. территориальных подразделений. Филиальная структура Сбербанка состоит из трех уровней: это 17 территориальных банков, 748 отделений и более 19 тыс. внутренних структурных подразделений.
Представлению ЦБ о банковском филиале соответствуют 748 отделений, которые включают все службы для функционирования полноценного банка. В настоящее время в Сбербанке проводится планомерная работа по укрупнению отделений, в ходе которой небольшие низкорентабельные отделения преобразуются во внутренние структурные подразделения. Таким образом, Сбербанк нашел собственный способ сокращения издержек на работу отдаленных филиалов, сохранив при этом социальную составляющую своего бизнеса. 54% филиалов Сбербанка находятся в сельской местности. Именно за счет их сокращения Сбербанк довел за десять лет (с 1990 по 2000 год) количество точек продаж с 36 тысяч до 20 тысяч [33].
ЦБ РФ проводит рейтинговую оценку 100 самых многофилиальных банков РФ. Рейтинг рассчитывался по следующей методике: из 150 крупнейших российских банков по состоянию на определенную дату отбираются 100 банков с наибольшим количеством филиалов (филиалов, представительств, дополнительных офисов и операционных касс вне кассового узла). Затем из 100 банков с наибольшим количеством филиалов отбираются 30 с наибольшим объемом выданных потребительских кредитов на один филиал. Стоит учесть, что при расчетах не учитываются точки партнерских сетей банков (автосалоны, торговые предприятия), в которых банки активно выдают кредиты населению. Именно поэтому банки, специализирующиеся на кредитовании в торговых точках, например ХКФ-Банк, не заняли первых строчек в рейтинге.
По состоянию на 18 марта 2009 года по данным ЦБ РФ, за прошедшие 6 месяцев картина существенно не изменилась, большинство участников рейтинга сохранили свои места, однако суммарное количество отделений все-таки снизилось. Снижение количества филиалов по результатам конца 2008 и начала 2009 года наблюдается даже у лидера рейтинга. За полгода у крупнейшего российского банка - Сбербанк количество отделений сократилось на 74, составив 20433 штук. АО "Россельхозбанк" (2 место) увеличил количество отделений на 101 до 1498 штук. Замыкает тройку лидеров "Росбанк", общее количество офисов, представительств и операционных касс вне кассового узла которого составило 599 штук. По итогам 2006 года объем кредитных вложений ОАО «Россельхозбанк» по всем направлениям приоритетного национального проекта «Развитие АПК» достиг 70,5 млрд. рублей. Первоначально планировалось, что на 2006 год банк в рамках национального проекта выделит на развитие АПК кредитов на 23,2 млрд. рублей. Таким образом, общий объем кредитных вложений банка оказался более чем в 3 раза превышающим первоначальные планы по реализации приоритетного национального проекта.
В 2008 году продолжилась тенденция к экспансии в регионы и укрупнению банков. По данным ЦБ РФ, число действующих банков снизилось на 35 шт., до 1108, при этом общее количество подразделений кредитных организаций за этот же период выросло на 2534, и составило более 38 тысяч точек. Стоит отметить усиление конкуренции на региональном уровне: в среднем по Российским округам с начала года доля филиалов "местных" банков снизилась с 24% до 22%.
Исследуя уровень развития филиальной сети банков, приходим к выводу о том, что общее территориальное развитие банковского сектора в нашей стране находится на низком уровне. В целом по России одно отделение банка приходится в среднем на 41 тыс. жителей, а в РС (Я) - на 20,2 тыс. В Дальневосточном федеральном округе есть регионы обладающие "сильным" банковским сектором и недостаточно обеспеченные банковскими учреждениями многие банки активно развивают филиальную сеть, однако соревноваться по количеству подразделений со Сбербанком, особенно в сельской местности, пока не может ни один банк. Практически единственным банком, имеющим сеть подразделений на селе, в РС (Я) является Сбербанк РФ. Следовательно, исследуемый регион пока не обладает достаточно развитой филиальной сетью коммерческих банков, обеспечивающей доступность банковских услуг для широких слоев населения.
Обеспечение дальнейшего развития филиальной сети коммерческого банка, а также повышение уровня обеспеченности банковским обслуживанием удаленных от финансового центра территорий зависят не только от внешних факторов, но и от эффективности реализуемой стратегии, общей результативности деятельности многофилиального банка.
1.3. Стратегия развития филиальной сети коммерческих банков в менеджменте
Стратегия развития филиальной сети представляет собой план мероприятий по оптимизации размещения и деятельности филиальной сети банка в долгосрочной перспективе, ключевой целью которого является максимизация прибыли банка за счет роста объемов сбыта банковских продуктов и расширения клиентской базы банка. Основными элементами являются цели и направления деятельности банка по развитию филиалов; территории, рыночные сегменты и клиентские группы, на которые ориентируется банк; комплекс мероприятий по развитию (оптимизации) филиальной сети; ресурсы стратегии; система мониторинга и контроля эффективности [16, c.81].
Стратегическое видение развития филиалов в банке дает возможность владельцам банка и его руководителям повысить эффективность системы сбыта, оптимизировать затраты, связанные с территориальным развитием банка, повысить экономическую эффективность своей деятельности, получить прибыль от использования возможностей новых рынков сбыта, в конечном итоге повысить свою стратегическую конкурентоспособность [19, c.96].
Вариантов развития филиальной сети банков достаточно много. В зависимости от разных определяющих факторов можно выделить различные классификации банковских стратегий развития филиалов. Руководство и собственники банка должны выбирать наиболее эффективные варианты развития, соответствующие не только внутренним желаниям и возможностям, но и внешней рыночной среде. В работе приведена типология стратегий развития филиальной сети в зависимости от различных квалификационных признаков. Обобщая полученные результаты, можно выделить два основных типа стратегии развития филиальной сети в зависимости от главной цели банка - увеличения параметров сбыта или диверсификации бизнеса:
1) стратегию экспансивного типа;
2) стратегию интенсивного типа (экономической эффективности).
Различия указанных типов стратегий состоят в приоритетах банка по развитию филиальной сети. Стратегия экспансивного типа ориентирована на развитие территориального присутствия банка. Ключевой целью такой стратегии является расширить присутствие банка в российских регионах, причем неважно, где будут открыты филиалы и насколько окупятся вложенные в развитие филиальной сети средства. Цели экономической эффективности, наоборот, подчинены имиджевым и иным маркетинговым целям. Второй тип стратегии ставит во главу угла именно экономическую отдачу от средств, вкладываемых в расширение территориального присутствия. Филиалы открываются только после проработанного бизнес-плана и подготовки отчета об экономической целесообразности территориального развития. Имеющаяся филиальная сеть в соответствии с данной стратегией подвергается постоянному мониторингу на предмет выявления резервов повышения экономической эффективности. Приоритетной задачей в развитии филиальной сети является достижение максимальной прибыли при минимальных затратах. При этом возможны различные варианты сочетания внешних банковских подразделений.
Филиал можно рассматривать как бизнес-единицу банка, через которую предоставляются услуги и продается основной объем банковских продуктов, ориентированных на массового потребителя [11, c.342].
Процедура выбора, разработки и реализации стратегии достаточно сложна и зависит от множества факторов внутренней и внешней банковской среды (приложение 1) [17, c.19].
Основные параметры данного процесса требуют взвешенного и тщательного, обоснованного подхода. Стратегический анализ, исследующий внешнюю и внутреннюю среды деятельности банка в целом и его филиалов, является основой для постановки основных целей и задач стратегии развития филиалов. Стратегический анализ применительно к стратегии развития филиальной сети банка включает анализ внешней и внутренней среды банка, который позволяет отобрать ключевые факторы успеха банка (КФУ), критические факторы развития филиальной сети банка (КФР) и конкурентных преимуществ (КП), а также слабых сторон деятельности банка. Именно анализ является основой определения стратегических целей и задач по развитию филиалов. Он позволяет выявить: насколько благоприятна внешняя среда для стратегии развития филиалов, какова конкурентная позиция банка в настоящее время, насколько успешно развиваются филиалы на момент анализа, каковы конкурентные преимущества, определяющие направление дальнейшего развития, а также выявить имеются ли ресурсы для внедрения нововведений. За этапом стратегического анализа следует определение целей и задач стратегии, а также выбор того или иного типа предполагаемой стратегии, что также зависит от многих факторов [17, c.20].
На выбор банком той или иной стратегии, а также формирование конкретных мероприятий по открытию и функциональному назначению обособленных банковских подразделений оказывает влияние множество внешних факторов, ключевыми из которых в настоящее время являются сложность и высокая себестоимость процедуры открытия филиала банка. В работе отмечено, что официальная процедура открытия филиала банка достаточно сложна и затянута. Хотя в настоящее время достаточно много делается для ее упрощения и удешевления. Например, совсем недавно была отменена уплата госпошлины за открытие филиала.
Принятие решения об открытии филиала банка в том или ином регионе должно быть основано на глубоком и всестороннем анализе следующих показателей:
· макроэкономических параметров региона;
· инвестиционной привлекательности;
· промышленного потенциала;
· уровня доходов населения;
· уровня конкуренции финансовых структур в регионе;
· наличия у банка уникальных конкурентных преимуществ по отношению к другим банкам региона;
· емкости целевых групп клиентов, определенных банком [20, c.366].
Взаимодействие между головным офисом и филиалом основано на пяти основных принципах, отсутствие или недостаточность хотя бы одного из которых делает невозможной или несовершенной работу филиалов в регионах.
1) Первый и основной принцип построения взаимоотношений филиалов и головного офиса - это постановка целей и задач, которые должны ставиться перед структурным подразделением. В свою очередь, постановка целей и задач должна осуществляться при условиях:
· их достижимости (задачи должны быть напряженными, но достижимыми);
· их измеримости (любая задача или цель должна иметь конкретный измеритель);
· их срочности (т.е. установления конкретного срока их исполнения);
· наличия лица, ответственного за исполнение поставленных целей и задач (в нашем случае это руководитель филиала).
2) Для достижения поставленных целей и задач филиал и его руководитель должны иметь достаточные полномочия.
3) Ответственность филиалов и их руководителей должна быть прямо пропорциональна предоставленным полномочиям. Нельзя нести ответственность за неисполнение тех или иных целей и задач, если для этого нет достаточных полномочий.
4) Ресурсы, необходимые для достижения и выполнения поставленных планов.
5) Четкая и понятная система мотивации персонала, ориентированная на достижение поставленных целей и задач банка в регионе присутствия филиала.
В процессе организации филиала и после его запуска головной офис выполняет роль управляющего органа, в котором сконцентрированы функции:
1) стратегического центра;
2) планового центра;
3) контролирующего центра;
4) аналитического центра;
5) методологического центра;
6) учебного центра [25, c.83].
Важным условием развития и совершенствования банковской филиальной сети является разработка модели взаимодействия, предусматривающей установление четко определенного порядка взаимоотношений между головным офисом и филиалом.
Для продвижения розничных услуг целесообразно открытие филиалов, специализирующихся на обслуживании розничных клиентов. Розничный филиал банка - наиболее привычная для клиентов в плане пользования услугами и наиболее универсальная структура, так как она осуществляет зачастую весь спектр услуг банка.
Основная задача стратегического планирования заключается в создании предпосылок, способствующих изменению условий работы внутри банковского филиала, т.е. в приведении их в соответствие с требованиями рынка. Стратегия деятельности должна показывать, что и как необходимо делать на уровне филиала для достижения целей, поставленных высшим руководством банка. Главным субъектом, осуществляющим планирование продвижения услуг на уровне филиала, является его управляющий.
Глава 2. Практика разработки и реализации стратегии развития филиальной сети АО "Россельхозбанк" в РФ
2.1. Характеристика АО "Россельхозбанк"
История российского агрокредитования берет свое начало в XVIII веке, когда государство впервые предприняло попытку сформировать цивилизованную систему финансов по европейскому образцу. Открывшаяся в учреждение, где представители дворянства и купечества могли получить ссуду.
Государственный крестьянский поземельный банк и Государственный дворянский земельный банк вместе формировали целостную систему сельского кредитования и землеустройства Российской Империи. На базе этой структуры был создан единый Государственный банк, с помощью которого государство проводило экономическую политику в национальном масштабе. К началу Первой мировой войны — это кредитно-финансовое учреждение было одним из крупнейших банков в Европе.
В июле 2007 года Россельхозбанк расширил свою деятельность, получив Генеральную лицензию на осуществление банковских операций. Банк приступил к открытию своих зарубежных представительств.
В январе 2008 года стартовала пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Россельхозбанк стал одним из главных ее участников. В рамках госпрограммы банк решает ряд государственно значимых задач, в частности, задачу повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.
Сегодня Россельхозбанк входит в число крупнейших банков страны и лидирует среди кредиторов агропромышленного комплекса России, располагая третьей по величине в стране филиальной сетью. В арсенале банка десятки программ: он активно кредитует животноводство, растениеводство, приобретение сельхозтехники под ее залог, а также оказывает серьёзную помощь развитию малого агробизнеса-владельцам личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Динамично развиваются банковские продукты и услуги, предназначенные для физических лиц.
Уже более двух столетий Россельхозбанк поддерживает сельское хозяйство и сам уклад сельской жизни. В истории банка – вековые традиции агрокредитования, огромный багаж опыта и накопленных знаний, в перспективе – решение дальнейших задач по возражению российского села и подъему агропромышленного комплекса страны.
Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»— один из крупнейших банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% акций банка находится в собственности государства.
Россельхозбанк входит в число самых крупных и устойчивых банков страны по размеру активов и капитала, а также в высшую группу надежности в Рейтинге 100 Банков по версии журнала Forbes. Кредитный портфель банка на 1 июля 2016 года составляет 1 трлн. 179 млрд. рублей. Россельхозбанк работает с розничными и корпоративными клиентами. Особое внимание уделяется программам кредитования малого и среднего бизнеса.
Банк располагает широкой и оптимально сформированной корреспондентской сетью, насчитывающей более 100 иностранных банков-партнеров и позволяющей обеспечивать полный спектр услуг клиентам по международным расчетам и связанному кредитованию и совершать прочие межбанковские операции.
Рейтинги Банка являются рейтингами инвестиционного класса.
Миссия банка - обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий РФ.
Банк оказывает услуги частному населению, малому бизнесу, а также банкам.
К услугам частному населению можно отнести:
• Кредитование населения;
• Вклады;
• Текущие счета;
• Денежные переводы и платежи;
• Операции с наличной иностранной валютой;
• Курсы иностранных валют;
• Операции с монетами из драгоценных металлов;
• Обезличенные металлические счета;
• Индивидуальные сейфовые ячейки.
Кредитование малого бизнеса на селе — важнейшая задача государственного значения и одно из приоритетных направлений деятельности Россельхозбанка. .
Также банк оказывает следующие услуги другим банкам:
• Открытие и ведение корреспондентских счетов;
• Расчетно-кассовое обслуживание;
• Операции на межбанковском рынке;
• Операции с векселями;
• Операции с наличной валютой.
2.2. открытие филиала АО "Россельхозбанк" в г. Якутске
С начала 2014 года Якутский региональный филиал АО «Россельхозбанк» существенно увеличил портфель вкладов физических лиц. По состоянию на 1 октября 2014 года объем депозитов физических лиц Якутского филиала превысил 1,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 87 %.
За 9 месяцев Якутский филиал Россельхозбанка обеспечил заемными средствами жителей республики на общую сумму свыше 2 млрд рублей, в том числе 548 млн рублей по ипотечному кредиту. А это 260 семей, которые смогли обзавестись собственным жильем при поддержке Банка.
Кредитное учреждение расширило свое присутствие в Республике Саха (Якутия), открыв Операционный офис Якутского филиала по работе с частными клиентами. Новый офис банка расположен по адресу: город Якутск, ул. Ярославского, 19 и отвечает всем современным банковским стандартам. По словам заместителя директора Якутского филиала ОАО "Россельхозбанк" Натальи Федуловой, открытие офиса в Якутске - это важный этап реализации плана развития сети в республике. Новый офис позволит жителям города воспользоваться услугами и предложениями одного из крупнейших банков страны: доступным кредитованием, надежными и доходными депозитами, расчетно-кассовым обслуживанием и прочими современными банковскими продуктами. В новом офисе Россельхозбанка клиентов ожидает современный и технологичный банковский сервис.
Филиал осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале (приложение 7), имеет отдельный баланс (приложение 8), входящий в баланс ОАО ГПБ. Филиал выполняет обязанность по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения в случаях, предусмотренных законодательством РФ и внутренними нормативными документами АО "Россельхозбанк".
Филиалом открыт корреспондентский субсчет в ГРКЦ НБ РС (Я) БР г. Якутск на основании договора (приложение 9).
Положением о филиале определено, что филиал постоянно поддерживает готовность своевременно и полностью выполнить принятые на себя обязательства путем регулирования структуры своего баланса. Филиал также обеспечивает ликвидность баланса, формирование резервов на возможные потери по ссудам, на возможные потери, под обесценение ценных бумаг и перечисление части привлеченных средств в обязательные резервы кредитных организаций, депонируемые в ЦБ РФ. Филиал гарантирует тайну об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. Все работники филиала должны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах его клиентов и корреспондентов.
Средства и ресурсы филиала формируются за счет:
· собственных средств банка, выделенных филиала;
· средств юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах в филиале, в том числе средств, привлеченных в виде депозитов;
· межбанковских кредитов;
· прочих пассивов.
На основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг филиал вправе осуществлять: дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную и брокерскую деятельность.
Помимо перечисленных банковских операций Филиал вправе осуществлять следующие сделки:
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
покупка и продажа памятных монет из драгоценных металлов, выпускаемых в обращение Центральным банком Российской Федерации;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг.
Филиал может осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За оказание банковских услуг с клиентов взимается вознаграждение на договорной основе в соответствии с установленными тарифами.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа филиала АО «РСХБ» в г.Якутске осуществляется на основе и в соответствии действующего законодательства РФ. Филиал не является юридическим лицом, потому, естественно, напрямую подчиняется головному Банку. В должностной инструкции управляющего филиалом первым пунктом значится: исполнение решений и указаний головного Банка. А что касается полномочий, то у филиала они достаточно широкие.
Общее руководство деятельностью Филиала осуществляют исполнительные органы Банка (Правление Банка и Председатель Правления). Непосредственное руководство Филиалом осуществляет Управляющий филиалом. Управляющий Филиалом, главный бухгалтер Филиала и их заместители назначаются и освобождаются от должности приказами председателя Правления Банка.
Управляющий филиалом действует в соответствии с Положением о филиале на основании доверенности, выданной Председателем Правления АО "Россельхозбанк" (приложение 10). Основные функции управляющего текущее руководство деятельностью филиала.
Функции каждого отдела определяется положением об отделе, а функции и обязанности отдельных специалистов - должностной инструкцией.
Служба внутреннего контроля формируется в банке централизованно без выделения аналогичных подразделений в филиалах и действует на основании устава АО «РСХБ» и положения о службе внутреннего контроля.
АО «Российский Сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк) — один из крупнейших банков РФ, специализирующийся на финансировании предприятий агропромышленного комплекса. 100% акций РСХБ находятся в государственной собственности. Основные направления деятельности — обслуживание и кредитование корпоративных клиентов, привлечение средств населения во вклады. Крупнейшим источником пассивов служат средства юрлиц (свыше 40% пассивов).