Этапы пенсионной реформы в России
Пенсионная реформа - совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) –это крупнейшая федеральная система оказания государственных социальных услуг в России, которая сопровождает человека с самого рождения.
ПФ РФ основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
В соответствии с постановлением ВС РСФСР финансы пенсионного обеспечения РСФСР образовать Пенсионный фонд РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд РСФСР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением РСФСР, осуществляющим свою деятельность применительно к Закону РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и реализующим свои функции в пределах действующего законодательства РСФСР.
Руководство Пенсионным фондом РСФСР осуществляется Правлением Пенсионного фонда РСФСР и его постоянно действующим исполнительным органом - Исполнительной дирекцией.
В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.
После распада СССР и появление нового государства – Российской Федерации - пенсионная система страны не могла реализовывать первые пенсионные реформы.
В пенсионной системе 1990-х годов было немало проблем: сопровождение кризиса в стране, нестабильность в экономике. Резкое ухудшение макроэкономической̆ ситуации и рост инфляции привели к резкому снижению реальной̆ покупательной̆ способности пенсионных выплат. Происходили систематические нарушения норм и правил, предусмотренных пенсионным законодательством. В России были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечения сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.
К 1995 г. ситуация характеризовалась низким размером выплачиваемых пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии заработная плата уже перестала играть сколько-нибудь заметную роль. Пенсионная система должна была постоянно решать практически не решаемую задачу - одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.
Одним из первых решений проблем пенсионного обеспечения является создание в 1997 году системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан.
Индивидуальный (персонифицированный) учет– этоорганизация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. У каждого гражданина есть персональный номер лицевого счета гражданина (СНИЛС).
СНИЛС – идентификатор сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета. СНИЛС требуется для того, чтобы работодатель мог ежемесячно делать отчисления на будущую пенсию своего сотрудника. Информация отражается на индивидуальном лицевом счете гражданина в Пенсионном фонде России. Отражаются данные о стаже и зарплате, а также о добровольных отчислениях на пенсию самого гражданина. Как можно получить СНИЛС? Взрослые граждане могут получить при устройстве на работу либо самостоятельно в Пенсионном Фонде России по месту регистрации или фактического проживания. Дети тоже могут получить СНИЛС: для этого родители с собственным паспортом и свидетельством о рождении ребенка должны обратиться в Пенсионный фонд России по месту регистрации. Дети старше 14 лет могут самостоятельно обратиться в ПФ РФ.
Цель концепции: создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица.
Система персонифицированного (индивидуального) учета пенсионных прав гражданин включает в себя 148 миллионов индивидуальных лицевых счетов.
Концепция повысила качество управления пенсионной системы за счет индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде. Система персонифицированного учета усовершенствовалась и стала основой страховой пенсионной системой.
Результатом реформ 2000-х годов была обновленная трехуровневая система. Реформа предусматривает: страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.
Пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата для материального обеспечения граждан в старости, а также в случае их полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца или в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.
Существует три уровня пенсионной системы:
Обязательное (пенсионное страхование) - это система мер, созданная государством, чтобы обеспечить работающим гражданам частичную компенсацию утраченного заработка после выхода на пенсию. ОПС – это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, например, при достижении пенсионного возраста, или получении инвалидности.
Государственное (пенсионное обеспечение) – это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Негосударственное (добровольное) – этопенсионное обеспечение денежными средствами, регулярно выплачиваемыми участнику в соответствии с условиями пенсионного договора.
Концепция реформы 2002 года предусматривает, что пенсионная система переходит от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Накопительная пенсия выплачивается в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.
Пенсионный Фонд России работал и успешно развивался. Он стал единственным в России страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионный Фонд России считается крупнейшим и самым эффективным федеральным социальным институтом.
ПФР создал сеть клиентских служб, которые уже к 2005 году практически сформировались во всех регионах России. Цель клиентской службы - это повышение качества и скорость обслуживания граждан.
Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.
В 2007 году ПФР разработал новую государственную программу материнского (семейного) капитала. Этот проект создан для того, чтобы повысить рождаемость в нашей стране и оказать сопутствующую помощь семьям.
Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2018 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).
Размер материнского капитала внушителен. В 2007 году на момент принятия соответствующего федерального закона он составлял 250 000 рублей.
Каждый год сумма субсидии индексируется. На данный момент 2015-2017 сумма материнского капитала составляет 453 026.
Материнский капитал имеют право получать и распоряжаться суммой следующие лица:
- женщина, которая родила (усыновила) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года;
- мужчина, который является единственным усыновителем второго ребенка или последующего ребенка;
- несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях);
- ребенок, учащийся по очной форме обучения ребенок.
Для подтверждения прав материнского капитала выдается сертификатгосударственного образца.
Для того чтобы получить сертификат, необходимо обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства с заявлением и пакетом документов:
- паспорт родителя и копия всех его значимых страниц;
- свидетельства о рождении детей или копия вступившего в силу решения суда об усыновлении;
- СНИЛС (пенсионное свидетельство, «зеленая справка»);
- ИНН (цифровой код, упорядочивающий учет налогоплательщиков);
- документы о гражданстве детей (для россиян – должен присутствовать штамп в паспорте родителей.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям, а именно:
- улучшение условий проживания или плату за ранее взятую ипотеку;
- на обучение детей в детском саду, школе, университете или кружках дополнительного образования, а также питание.
Материнский капитал можно расходовать по частям, часть средств пустить на обучение ребенка, а остальное вложить в ремонт квартиры.
Владелец материнского капитала может распоряжаться суммой только после того, как рожденному ребенку исполнится три года. Но если владелец платит ипотеку, то суммой материнского каптала можно воспользоваться сразу
В период времени с 2007 года по 2015 год в Правительстве РФ разрабатывали новые стратегии долгосрочного и эффективного развития пенсионной системы. Ключевая часть стратегии – это новые правила формирования и расчеты пенсии, а также влияние стажа на размер пенсии.
Граждане имеют возможность существенно увеличить пенсию за счет более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России.
В этот период разрабатывались новые программы и концепции, такие, как софинансирование пенсий. Это программа направлена на формирование пенсионного накопления финансовой поддержки государства. В программе софинансирования пенсии на сегодняшний день приняли участие свыше миллиона граждан России из 33 регионов. Общая сумма перечислений денег в счет накопительной пенсии – 340 млн. рублей.
Софинансирование– это элемент программы «сбора» пенсии, внесение дополнительных платежей, поступающих в накопительную часть выплаты. Страховая часть сегодня рассчитывается непросто, но она гарантированно полагается любому гражданину, имеющему определенный страховой стаж и вышедшему на заслуженный отдых. А накопительная пенсия (с 2015 года) складывается из тех платежей, которые удерживаются предприятием или выплачиваются налогоплательщиком самостоятельно.
Суть программы заключается в самостоятельном внесении гражданином определенного взноса в накопительную часть (минимально - 2000 рублей) и дальнейшем удваивании этой суммы за счет государственных средств. Соответственно, государство может дополнительно перечислить минимально 12 тысяч рублей за 12 месяцев на персонифицированный счет.
Софинансированием занимаются пенсионные фонды негосударственного типа. Он выступает посредником между будущими пенсионерами (а ныне работающими гражданами) и ПФР: перечисляют деньги в отделения ПФ. Накопительная пенсия по желанию заявителя может выплачиваться сразу в полном объеме, разделяться для выплаты на определенные части или перечисляться пенсионеру равными частями вместе со страховой выплатой. Как получить выплату по программе софинансирование пенсии, зависит от желания пенсионера.
Программа софинансирование доступна каждому гражданину, для этого необходимо обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства с пакетом документов, а именно: паспорт, заявление, пенсионное свидетельство страхования. У этой программы существуют преимущества.
Основное преимущество – это двукратное увеличение накопительной части пенсии. По достижении возраста, позволяющего выйти на заслуженный отдых, гражданин может еще больше увеличить эту сумму, не оформляя выплаты.
В 2015 году произошли изменения в программе: в настоящее время не будут софинансироваться взносы, сделанные действующими пенсионерами или работающими. Если до 2013 года пенсионер успел стать участником программы, то на него не распространяются новые изменения программы.
А если пенсионер не был участником в 2013 году, а стал позже участвовать в этом проекте, то единовременная выплата теперь может быть выплачена не один раз в 12 месяцев, а только раз в пять лет. Военные пенсионеры тоже не могут стать участниками программы.
Единый социальный налог (ЕСН) - это программа тоже была запущена в период времени реформ пенсионной системы. ЕСН предназначен для мобилизации средств, для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
1 января 2010 Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо него вводятся страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, который составляет (20%) Фонды обязательного медицинского страхования (1,1%), Фонд социального страхования (2,9%). Ранее все взносы включались в Единый социальный налог, администрирование которого осуществляли налоговые органы. Также существует, общий размер тарифов (ЕСН - 26%).
Пенсионный фонд строго соблюдает действующее законодательство и избегает административного давления на бизнес, осуществляя контроль над уплатой страховых взносов посредством планомерного проведения проверок работодателей.
Страховые взносы будут начисляться не на весь фонд оплаты труда предприятия, а только на зарплату конкретного сотрудника (с учетом премий и иных выплат) и выплачиваться из средств работодателя.
Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых плательщик страховых взносов производит выплаты и иные вознаграждения, превышает 50 человек, он должен представить отчетность в электронной форме с электронной цифровой подписью.
Пенсионный фонд жестко отстаивает пенсионные права россиян. К неплательщикам страховых взносов применяются все меры административного воздействия, вплоть до списания недоплаченных средств с банковских счетов, наложения штрафов и пеней, передачи информации в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы самостоятельно рассчитывают суммы обязательных платежей исходя из стоимости страхового года, и должны уплачивать их не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сведения по уплаченным взносам предоставляются в ПФР ежегодно до 1 марта года, следующим за расчетным периодом.
В 2015 году Пенсионный Фонд России провел кропотливую работу по конвертации пенсионных прав граждан по новой пенсионной формуле, которая затронула всех участников пенсионной системы. Новая формула осуществляется поэтапно 2015-2025 года
Страховая пенсия рассчитывается по новой пенсионной формуле с применением новой величины – пенсионных коэффициентов, баллов.
Пенсии нынешних пенсионеров не будет уменьшаться, а будет расти. Ранее сформированные пенсионные права граждан будут пересчитаны в баллы. Пенсионный возраст не увеличивается. Досрочные пенсии сохраняются.
А (пенсионные баллы) X В ( Стоимость балла)+С(Фиксированная выплата = Страховая пенсия
А (пенсионные баллы) – начисляются с белой зарплаты и зависят от ее размера.
Пенсионный бал – это параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный Фонд России и варианта пенсионного обеспечения. Количество баллов зависит от зарплаты: чем выше заплата - тем больше пенсионных баллов за год можно сформировать максимально до 10 баллов.
Чем больше зарплата, тем больше баллов. Устанавливается минимально необходимое количество пенсионных баллов для выхода на пенсию. Дополнительные баллы начисляются за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста.
Пенсионный капитал, сформированный до 2015 года, пересчитывается в баллы без уменьшения.
В (Стоимость балла)–устанавливает государство и увеличивает на уровень не ниже инфляции. При выходе на пенсию все начисленные балы суммируются и умножаются на стоимость пенсионного балла в году оформления пенсии.
С (Фиксированная выплата) -индивидуальный размер фиксированной выплаты. Каждый год фиксированная выплата, также как и стоимость пенсионного балла, индексируется государством на уровне не ниже инфляции в предыдущем году. При выходе на пенсию позже установленного пенсионного возраста фиксированная выплата увеличивается. С 1 февраля 2016 года фиксированная выплата увеличена и составляет 4.384 рубля.
Для граждан, имеющих страховой стаж: инвалидов I группы, граждан, достигших 80 лет: граждан, работавших в районах Крайнего севера пенсия будет назначаться в повышенном размере за счет увеличенного размера фиксированной выплаты либо применения «северных коэффициентов».
= Страховая пенсия.Получить страховую пенсию человек может, соблюдая несколько правил, а именно:
достижение пенсионного возраста для женщин – 55 для мужчин – 60 лет. Отдельные категории граждан могут выйти на пенсию раньше. За каждый год более позднего обращения гражданина за начислением пенсии фиксированная выплата и страхования пенсия увеличивается на определенные коэффициенты. Эти премиальные коэффициенты имеют разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии. Если гражданин обратился за назначением пенсии через 5 лет после возникновения права на страховую пенсию, то фиксированная выплата возрастет на 36%, а страховая пенсия-45%. Если гражданин обратился за назначением пенсии через 10 лет, то его фиксированная выплата увеличится 2,11 раза, страховая пенсия в 2,32 раза. Граждане, которые уже являются пенсионерами, смогут отказаться от получения пенсии на определенный срок для увеличения своей страховой пенсии за счет премиальных коэффициентов.
Премиальный коэффициент применяется:
1. для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца:
2. назначения страховой пенсии по старости в первые (в том числе досрочно) позже возникновения права на указанную пенсию;
3. отказ от получения установленной ( в том числе досрочно) страховой пенсии по старости и последующего восстановления выплаты или назначения указанной пенсии вновь;
Страховой стажсоставляет продолжительность периодов работы гражданина, за который работодатель начисляет и уплачивает страховые взносы в Пенсионном фонде Российской Федерации. Наличие страхового стажа подтверждает право гражданина на трудовую пенсию. Существуют периоды, когда засчитывается страховой стаж даже если гражданин не работал. Это называются нестраховые периоды.
По новым правилам расчета пенсии в страховой стаж засчитываются также:
- периоды военной службы по призыву;
- отпуска по уходу за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (но не более 6 лет в общей сложности);
- ухода за инвалидом I группы.
Нестраховые периоды также начисляются пенсионные баллы.
Основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина до 2002 года, является трудовая книжка. Периоды работы после 2002 года подтверждаются по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, которые подают работодатели в Пенсионный фонд России