Период функционирования оборотных активов

а) Постоянная часть об. активов. которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности

б) Переменная часть об. активов., которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции,

Классификация об. активов предприятия не ограничивается перечисленными выше основными признаками.

Управление об. активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла.

Операционный цикл - период полного оборота всей суммы об. активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов.

В процессе управления об. активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие:

1) производственный цикл

2) финансовый цикл (или цикл денежного оборота).

период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.

Финансовый цикл (цикл денежного оборота) период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы и полуфабрикаты, и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию.

Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.

Политика управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными из таких нормативов являются:

* норматив собственных оборотных активов предприятия;

* система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

* система коэффициентов ликвидности оборотных активов;

* нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов и другие.

Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами:

1) запасами товарно-материальных ценностей (они включают запасы сырья, материалов и готовой продукции);

2) дебиторской задолженностью;

3) денежными активами (к. ним приравниваются и краткосрочные финансовые вложения, которые рассматриваются как форма временного использования свободного остатка денежных активов).

В разрезе этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия.

58. Денежные потоки экономического субъекта: сущность, виды, методы расчета.

Денежный поток - это финансовые средства, под которыми понимаются депозитные (или текущие) счета и наличные деньги, получаемые предприятием от всех видов деятельности и расходуемые на обеспечение дальнейшей деятельности.

1. По направленности движения денежных средств выделяют два основных вида денежных потоков:

положительный денежный поток, (совокупность поступлений денежных средств ("приток денежных средств");

отрицательный денежный поток, (совокупность выплат денежных средств ("отток денежных средств").

2. По методу исчисления объема :

валовой денежный поток. (совокупность поступлений или расходования денежных средств

чистый денежный поток. (характеризует разницу между положительным и отрицательным денежными потоками

3. По методу оценки во времени выделяют следующие виды денежного потока:

настоящий денежный поток (денежный поток к текущему моменту времени;

будущий денежный поток (денежный поток к конкретному

предстоящему моменту времени.

4. По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде:

• регулярный денежный поток. характеризует поток поступления или расходования денежных средств

по отдельным хозяйственным операциям (потоки, связанные с обслуживанием финансового кредита во всех его формах; денежные потоки, обеспечивающие реализацию долгосрочных реальных инвестиционных проектов и т.п.

дискретный денежный поток. Характеризует поступление или расходование денежных средств, связанное с осуществлением единичных хозяйственных операций предприятия в рассматриваемом периоде времени. Носит одноразовое расходование денежных средств, связанное с приобретением имущественного комплекса, покупкой лицензии френчайзинга; поступлением финансовых средств в порядке безвозмездной помощи и т.п.

5. По стабильности временных интервалов формирования :

• регулярный денежный поток с равномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода.

регулярный денежный поток с неравномерными времен

ными интервалами в рамках рассматриваемого периода.

Примером такого денежного потока может служить график лизинговых платежей за арендуемое имущество с согласованными сторонами неравномерными интервалами времени их осуществления на протяжении срока лизингования актива.

Рассмотренная классификация позволяет более целенаправленно осуществлять учет, анализ и планирование денежных потоков различных видов на предприятии.

Концепция исследования денежных потоков предприятия предполагает:

• идентификацию денежных потоков предприятия по отдельным их видам;

• определение общего объема денежных потоков отдельных видов в рассматриваемом периоде времени.

Система основных показателей, характеризующих объем формируемых денежных потоков предприятия, включает: объем поступления денежных средств; объем расходования денежных средств; объем остатков денежных средств на начало и конец рассматриваемого периода; объем чистого денежного потока;

• распределение общего объема денежных потоков

отдельных видов по отдельным интервалам рассматриваемого периода. Число и продолжительность таких интервалов определяется конкретными задачами анализа или планирования денежных потоков;

• оценку факторов внутреннего и внешнего характера, влияющих на формирование денежных потоков предприятия.

С учетом содержания этой концепции организуется управление денежными потоками как самостоятельным объектом финансового менеджмента.

59. Финн.планирование на предприятии. Цели, виды и методы.

Фин. планир. –процесс разработки системы фин. планов и показателей по обеспеч. предприятия необход. фин. ресурсами и повышению эффект. фин. деят-ти в заданном периоде. Значение: - Воплощает выработанные стратег-кие цели в форму конкретных фин. показателей; - Обеспеч. фин. ресурсами заложенные в производственном плане эконом. пропорции развития предприятия; - Предоставляет возможности определения жизнеспособн. фин. проектов; - Служит инструментом получ. фин. поддержки от инвесторов.

Задачи: 1) Обеспеч. необход. фин. ресурсами производственной (осн. деят-ть), инвестиц.(долгоср. вложения) и фин. деят-ти (изменение собств. капитала, кредиты и займы). 2) Определ. путей эффект. вложения капитала и оценка степени его рационального использов.; 3) Выявление внутрихоз-ных резервов повышения прибыли за счет экономного использ. денеж. средств. 4) Установление рациональных фин. отношений с бюджетом, банками, контрагентами. 5) Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. 6) Контроль за фин. состоянием предприятия.

Виды фин. план.:

1) Перспективное фин. план. – определ. важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизв-ва, охватывает период от 1 до 3 лет, включ. разработку фин. стратегии и прогнозирование фин. деят-сти. Результатами явл.: - прогноз отчета о прибылях и убытках - прогноз отчета о движении денежных средств - прогноз баланса. 2) Текущее фин. план. – явл. планиров. осущ-ния; это основн. часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей, состоит в разработке планов прибылей и убытков, плана движения денеж. средств, планового баланса. 3) Оперативное фин.план. – дополняет текущ планир., включ. составление и исполн. платежного календаря, кассового плана и кредитного плана Платежный календарь составляет финансовый отдел совместно с бухгалтерией, решаются задачи:

*организация учета временной стыковки денеж. поступлений и предстоящих расходовпредприя.

*форм-е информационной базы по движению денежных потоков и оттоков

*ежедневный учет изменений информации

*анализ неплатежей, мероприятий по их устранению

*расчет потребности в краткосрочном кредите

*расчет временно свободных денежных средств

*анализ финансового рынка с позиции наиболее выгодного размещения временно свободных средств

. Методы фин. план.: 1) Метод эконом. анализа позволяет определить осн. закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия (анализ фин. состояния, фин. стру-ры капитала, фин. устойчив., ликвидн., платежеспособности). 2) Нормативный (на основе установл. норм и технико-эконом. нормативов рассчиты-тся потребность в фин. рес-х (ставки налогов и сборов и др.). 3) Метод баланс. расчетов, основыв. на прогнозе поступления средств и затрат по осн. статьям баланса на определ. дату и на перспективу. 4) Многовариантности расчетов - разработка альтернатив. вариантов плановых расчетов с целью выбора наиболее оптимального. 5) Метод эконом.-математич. моделирования позволяет кол-но выразить тесноту взаимосвязи м/у фин. показателями и основными факторами, их определяющими. 6) м-д дисконтиро-х денеж.потоков – это инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необх. финн. рес-в, основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы

7) метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких альтернативных вариантов плановых расчетов, т.е. составляется несколько бюджетов разной продолжительности с разной детализацией, параллельно прорабатывается несколько вариантов плана. Например, составляется оптимистический и пессимистический сценарии развития событий.

Этапы финн. планирования

*анализируются финн. показатели за предыдущий год

*составляются основные прогнозные документы, к-е относятся к перспективным финна. планам и включ-ся в стр-ру бизнес-плана предприятия

*уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов

*осуществление оперативного финансового планирования

*внедрение планов и контроль за их выполнением

60. Методы финн. менеджмента

ФМ – это профессиона. управленч. деят-ть по оценке производственных и фин. направлений д-ти хоз. субъекта в контексте окруж.среды, организации денеж. потоков предприятия, формир-ю и исп-ю капитала, ден.доходов и фондов, необх-х д/достиж-я стратег-х и тактич. целей рзвпредприятия.

Цель ФМ -выработка и применение методов, средств и инструментов д/достижения целей деят-сти фирмы в целом или её отдел.производств.-хоз.х звеньев

Методы ФМ:

1. прогнозирование,

-процесс разработки прогнозов.

Прогноз- научно обосно-е описание возм. состояний объектов в буд, а также альтернат. путей и сроков достижения этого состояния.

Прогноз определяет возможн-и, в рамках к-х м. ставиться реалистич. задачи планир-я рзв экономики или работы предприятия. Разработка прогнозов опир. на применение разл. методов прогноз-я: м-да экспертных оценок, метода согласованных оценок, метода экстраполяции, метода многофакторного моделирования, метода сценариев, метода дерева целей, метода скользящей средней и др.

Задачи : выявление перспектив ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области на основе реал.процессов действительности; выработка оптим.тенденций и перспективных планов с учетом составленного прогноза и оценки принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде. К тому же, успех любого дела наполовину обеспечивается за счет эф.прогнозирования и планирования, поэтому важность качественно составленного прогноза трудно недооценивать.

2. планирование (бюджетирование)– технология финн. планирования, учета и к-ля дох. и расх., получаемых от бизнеса на всех ур-х управления, к-я позвол. анализ-ть прогнозируемые и получе. Финн. показатели.

Назначение бюджетирования:

- в повышении финна. устойчивости и улучшении финна. состояния компании;

- в повышении обоснованности выделения финн. ресурсов, прежде всего кредитов, по отдельным направлениям хозяйственной деятельности фирмы;

- в прогноз., анализе, и оценке различных сценариев изменения фи.состояния компании, его структурных подразделений и видов д-ти д/оперативного принятия соотв.управленческих решений;

- в усилении стимулирования руководителей и работников структурных подразделений компании к повышению рентабельности осуществляемых ими видов д-ти, повышению ответственности за связанные с этим доходы и расходы, за конечные финансовые результаты;

- в повышении фин .обоснованности принимаемых управл.х решений

3. налогообложение

- принудит.и безвозмездное взимание правите-ом/местными органами власти платежей (налогов) с ФЛ и ЮЛ для финанси-ия расходов гос-ва, а также в кач средства проведения фискальной политики.

4. страхование,

- отношения (м/у страхователем и страховщиком) по защите имуществе.х интересов ФЛ и ЮЛ (страхователей) при наступлении определенных событий (страх случаев) за счет ден.фондов (страх фондов), формируемых из уплачиваемых ими страх взносов ( премии).

5. кредитование,

6. самофинансирование,

— финанс-е простого и расширенного воспроизводства предприятия за счет собств. Фин. рес-ов, т.е. осуществление такой финн.-хоз.д-ти, при к-й все расходы обеспечиваются за счет собств. источников предприятия.

7. система расчетов,

8. система финансовых санкций,

9. система производства амортизационных отчислений,

- линейный способ(годовая сумма аморт.отчислений опр-тся исходя из первонач.стоимости/ текущ (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта осн.средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.)

- исходя из остаточной стоимости (первонач.стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) за минусом начисленной амортизации) объекта осн. ср-тв на начало отчетн. года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного исп-я этого объекта.)

- способ списания стоимости осно. ср-ва по сумме чисел лет срока полезного использования (годовая сумма амортиз. отчислений опреде-ся исходя из первон. стоимости или текущ.(восстановит) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта осн.ср-тв и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.)

- способ списания стоимости пропорции-но объему продукции (годовая сумма амортиза. отчислений - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первонач. стоимости объекта осн.средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта.)

10. принципы ценообразования,

ценообразование - способ установления новых цен и изменения действующих

Принципы ценообразования

1)Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):

а)цена д. обеспечить возмещение затрат и получ. прибыли в коли-ве необх-м для рзв предприятия;

б) цена определяется эффек-тью испо-ия факторов производства.

2)Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и т. д.):

а) выше спрос — выше цена;

б) выше предлож-е — ниже цена;

в) выше потребит.св-ва — выше цена.

3)Комбинир.(внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние — спроса).

12. трастовые операции,

- доверительные операции, проводимые на основе доверенности от лица (учредителя управления), поручившего и уполномочившего выполнить операцию за него.

12. трансфертные операции,

- операции между расположенными в разных странах родственными компаниями международной монополии; в совокупности они составляют внутрифирменный обмен

16.факторинг.

- финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности, снижения расходов по ведению счетов.

Наши рекомендации