Период функционирования оборотных активов
а) Постоянная часть об. активов. которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности
б) Переменная часть об. активов., которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции,
Классификация об. активов предприятия не ограничивается перечисленными выше основными признаками.
Управление об. активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла.
Операционный цикл - период полного оборота всей суммы об. активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов.
В процессе управления об. активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие:
1) производственный цикл
2) финансовый цикл (или цикл денежного оборота).
период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.
Финансовый цикл (цикл денежного оборота) период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы и полуфабрикаты, и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию.
Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.
Политика управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными из таких нормативов являются:
* норматив собственных оборотных активов предприятия;
* система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;
* система коэффициентов ликвидности оборотных активов;
* нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов и другие.
Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами:
1) запасами товарно-материальных ценностей (они включают запасы сырья, материалов и готовой продукции);
2) дебиторской задолженностью;
3) денежными активами (к. ним приравниваются и краткосрочные финансовые вложения, которые рассматриваются как форма временного использования свободного остатка денежных активов).
В разрезе этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия.
58. Денежные потоки экономического субъекта: сущность, виды, методы расчета.
Денежный поток - это финансовые средства, под которыми понимаются депозитные (или текущие) счета и наличные деньги, получаемые предприятием от всех видов деятельности и расходуемые на обеспечение дальнейшей деятельности.
1. По направленности движения денежных средств выделяют два основных вида денежных потоков:
• положительный денежный поток, (совокупность поступлений денежных средств ("приток денежных средств");
• отрицательный денежный поток, (совокупность выплат денежных средств ("отток денежных средств").
2. По методу исчисления объема :
• валовой денежный поток. (совокупность поступлений или расходования денежных средств
• чистый денежный поток. (характеризует разницу между положительным и отрицательным денежными потоками
3. По методу оценки во времени выделяют следующие виды денежного потока:
• настоящий денежный поток (денежный поток к текущему моменту времени;
• будущий денежный поток (денежный поток к конкретному
предстоящему моменту времени.
4. По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде:
• регулярный денежный поток. характеризует поток поступления или расходования денежных средств
по отдельным хозяйственным операциям (потоки, связанные с обслуживанием финансового кредита во всех его формах; денежные потоки, обеспечивающие реализацию долгосрочных реальных инвестиционных проектов и т.п.
• дискретный денежный поток. Характеризует поступление или расходование денежных средств, связанное с осуществлением единичных хозяйственных операций предприятия в рассматриваемом периоде времени. Носит одноразовое расходование денежных средств, связанное с приобретением имущественного комплекса, покупкой лицензии френчайзинга; поступлением финансовых средств в порядке безвозмездной помощи и т.п.
5. По стабильности временных интервалов формирования :
• регулярный денежный поток с равномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода.
• регулярный денежный поток с неравномерными времен
ными интервалами в рамках рассматриваемого периода.
Примером такого денежного потока может служить график лизинговых платежей за арендуемое имущество с согласованными сторонами неравномерными интервалами времени их осуществления на протяжении срока лизингования актива.
Рассмотренная классификация позволяет более целенаправленно осуществлять учет, анализ и планирование денежных потоков различных видов на предприятии.
Концепция исследования денежных потоков предприятия предполагает:
• идентификацию денежных потоков предприятия по отдельным их видам;
• определение общего объема денежных потоков отдельных видов в рассматриваемом периоде времени.
Система основных показателей, характеризующих объем формируемых денежных потоков предприятия, включает: объем поступления денежных средств; объем расходования денежных средств; объем остатков денежных средств на начало и конец рассматриваемого периода; объем чистого денежного потока;
• распределение общего объема денежных потоков
отдельных видов по отдельным интервалам рассматриваемого периода. Число и продолжительность таких интервалов определяется конкретными задачами анализа или планирования денежных потоков;
• оценку факторов внутреннего и внешнего характера, влияющих на формирование денежных потоков предприятия.
С учетом содержания этой концепции организуется управление денежными потоками как самостоятельным объектом финансового менеджмента.
59. Финн.планирование на предприятии. Цели, виды и методы.
Фин. планир. –процесс разработки системы фин. планов и показателей по обеспеч. предприятия необход. фин. ресурсами и повышению эффект. фин. деят-ти в заданном периоде. Значение: - Воплощает выработанные стратег-кие цели в форму конкретных фин. показателей; - Обеспеч. фин. ресурсами заложенные в производственном плане эконом. пропорции развития предприятия; - Предоставляет возможности определения жизнеспособн. фин. проектов; - Служит инструментом получ. фин. поддержки от инвесторов.
Задачи: 1) Обеспеч. необход. фин. ресурсами производственной (осн. деят-ть), инвестиц.(долгоср. вложения) и фин. деят-ти (изменение собств. капитала, кредиты и займы). 2) Определ. путей эффект. вложения капитала и оценка степени его рационального использов.; 3) Выявление внутрихоз-ных резервов повышения прибыли за счет экономного использ. денеж. средств. 4) Установление рациональных фин. отношений с бюджетом, банками, контрагентами. 5) Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. 6) Контроль за фин. состоянием предприятия.
Виды фин. план.:
1) Перспективное фин. план. – определ. важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизв-ва, охватывает период от 1 до 3 лет, включ. разработку фин. стратегии и прогнозирование фин. деят-сти. Результатами явл.: - прогноз отчета о прибылях и убытках - прогноз отчета о движении денежных средств - прогноз баланса. 2) Текущее фин. план. – явл. планиров. осущ-ния; это основн. часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей, состоит в разработке планов прибылей и убытков, плана движения денеж. средств, планового баланса. 3) Оперативное фин.план. – дополняет текущ планир., включ. составление и исполн. платежного календаря, кассового плана и кредитного плана Платежный календарь составляет финансовый отдел совместно с бухгалтерией, решаются задачи:
*организация учета временной стыковки денеж. поступлений и предстоящих расходовпредприя.
*форм-е информационной базы по движению денежных потоков и оттоков
*ежедневный учет изменений информации
*анализ неплатежей, мероприятий по их устранению
*расчет потребности в краткосрочном кредите
*расчет временно свободных денежных средств
*анализ финансового рынка с позиции наиболее выгодного размещения временно свободных средств
. Методы фин. план.: 1) Метод эконом. анализа позволяет определить осн. закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия (анализ фин. состояния, фин. стру-ры капитала, фин. устойчив., ликвидн., платежеспособности). 2) Нормативный (на основе установл. норм и технико-эконом. нормативов рассчиты-тся потребность в фин. рес-х (ставки налогов и сборов и др.). 3) Метод баланс. расчетов, основыв. на прогнозе поступления средств и затрат по осн. статьям баланса на определ. дату и на перспективу. 4) Многовариантности расчетов - разработка альтернатив. вариантов плановых расчетов с целью выбора наиболее оптимального. 5) Метод эконом.-математич. моделирования позволяет кол-но выразить тесноту взаимосвязи м/у фин. показателями и основными факторами, их определяющими. 6) м-д дисконтиро-х денеж.потоков – это инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необх. финн. рес-в, основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы
7) метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких альтернативных вариантов плановых расчетов, т.е. составляется несколько бюджетов разной продолжительности с разной детализацией, параллельно прорабатывается несколько вариантов плана. Например, составляется оптимистический и пессимистический сценарии развития событий.
Этапы финн. планирования
*анализируются финн. показатели за предыдущий год
*составляются основные прогнозные документы, к-е относятся к перспективным финна. планам и включ-ся в стр-ру бизнес-плана предприятия
*уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов
*осуществление оперативного финансового планирования
*внедрение планов и контроль за их выполнением
60. Методы финн. менеджмента
ФМ – это профессиона. управленч. деят-ть по оценке производственных и фин. направлений д-ти хоз. субъекта в контексте окруж.среды, организации денеж. потоков предприятия, формир-ю и исп-ю капитала, ден.доходов и фондов, необх-х д/достиж-я стратег-х и тактич. целей рзвпредприятия.
Цель ФМ -выработка и применение методов, средств и инструментов д/достижения целей деят-сти фирмы в целом или её отдел.производств.-хоз.х звеньев
Методы ФМ:
1. прогнозирование,
-процесс разработки прогнозов.
Прогноз- научно обосно-е описание возм. состояний объектов в буд, а также альтернат. путей и сроков достижения этого состояния.
Прогноз определяет возможн-и, в рамках к-х м. ставиться реалистич. задачи планир-я рзв экономики или работы предприятия. Разработка прогнозов опир. на применение разл. методов прогноз-я: м-да экспертных оценок, метода согласованных оценок, метода экстраполяции, метода многофакторного моделирования, метода сценариев, метода дерева целей, метода скользящей средней и др.
Задачи : выявление перспектив ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области на основе реал.процессов действительности; выработка оптим.тенденций и перспективных планов с учетом составленного прогноза и оценки принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде. К тому же, успех любого дела наполовину обеспечивается за счет эф.прогнозирования и планирования, поэтому важность качественно составленного прогноза трудно недооценивать.
2. планирование (бюджетирование)– технология финн. планирования, учета и к-ля дох. и расх., получаемых от бизнеса на всех ур-х управления, к-я позвол. анализ-ть прогнозируемые и получе. Финн. показатели.
Назначение бюджетирования:
- в повышении финна. устойчивости и улучшении финна. состояния компании;
- в повышении обоснованности выделения финн. ресурсов, прежде всего кредитов, по отдельным направлениям хозяйственной деятельности фирмы;
- в прогноз., анализе, и оценке различных сценариев изменения фи.состояния компании, его структурных подразделений и видов д-ти д/оперативного принятия соотв.управленческих решений;
- в усилении стимулирования руководителей и работников структурных подразделений компании к повышению рентабельности осуществляемых ими видов д-ти, повышению ответственности за связанные с этим доходы и расходы, за конечные финансовые результаты;
- в повышении фин .обоснованности принимаемых управл.х решений
3. налогообложение
- принудит.и безвозмездное взимание правите-ом/местными органами власти платежей (налогов) с ФЛ и ЮЛ для финанси-ия расходов гос-ва, а также в кач средства проведения фискальной политики.
4. страхование,
- отношения (м/у страхователем и страховщиком) по защите имуществе.х интересов ФЛ и ЮЛ (страхователей) при наступлении определенных событий (страх случаев) за счет ден.фондов (страх фондов), формируемых из уплачиваемых ими страх взносов ( премии).
5. кредитование,
6. самофинансирование,
— финанс-е простого и расширенного воспроизводства предприятия за счет собств. Фин. рес-ов, т.е. осуществление такой финн.-хоз.д-ти, при к-й все расходы обеспечиваются за счет собств. источников предприятия.
7. система расчетов,
8. система финансовых санкций,
9. система производства амортизационных отчислений,
- линейный способ(годовая сумма аморт.отчислений опр-тся исходя из первонач.стоимости/ текущ (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта осн.средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.)
- исходя из остаточной стоимости (первонач.стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) за минусом начисленной амортизации) объекта осн. ср-тв на начало отчетн. года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного исп-я этого объекта.)
- способ списания стоимости осно. ср-ва по сумме чисел лет срока полезного использования (годовая сумма амортиз. отчислений опреде-ся исходя из первон. стоимости или текущ.(восстановит) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта осн.ср-тв и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.)
- способ списания стоимости пропорции-но объему продукции (годовая сумма амортиза. отчислений - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первонач. стоимости объекта осн.средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта.)
10. принципы ценообразования,
ценообразование - способ установления новых цен и изменения действующих
Принципы ценообразования
1)Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):
а)цена д. обеспечить возмещение затрат и получ. прибыли в коли-ве необх-м для рзв предприятия;
б) цена определяется эффек-тью испо-ия факторов производства.
2)Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и т. д.):
а) выше спрос — выше цена;
б) выше предлож-е — ниже цена;
в) выше потребит.св-ва — выше цена.
3)Комбинир.(внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние — спроса).
12. трастовые операции,
- доверительные операции, проводимые на основе доверенности от лица (учредителя управления), поручившего и уполномочившего выполнить операцию за него.
12. трансфертные операции,
- операции между расположенными в разных странах родственными компаниями международной монополии; в совокупности они составляют внутрифирменный обмен
16.факторинг.
- финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности, снижения расходов по ведению счетов.