Государственные социальные внебюджетные фонды РФ: сущность, необходимость создания, значение, классификация, субъекты и объекты страховых отношений, источники финансирования.

Внебюджетные фонды в финансовой системе РФ созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1. На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих определенное целевое общественное назначение, самостоятельные источники формирования, но не входящих в состав бюджетов, а также форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования социальных потребностей граждан.

Главная цель создания социальных внебюджетных – обеспечение чрезвычайно важных для общества расходов самостоятельными источниками доходов.

Необходимость существования внебюджетных фондов заключается в следующем.

Доходы в государственном бюджете не закреплены за отдельными статьями расходов. Социальные расходы финансировались до принятия Бюджетного кодекса РФ по остаточному принципу. Эту проблему можно решить двумя путями:

- выделить в составе государственного бюджета целевую часть;

- законодательно создать специальные внебюджетные фонды со своими доходами.

Внебюджетными фондами руководят специальные исполнительные органы власти, которым предписано Бюджетным кодексом строго целевое использование денежных средств.

Значение внебюджетных фондов:

– у органов исполнительной власти появляются дополнительные возможности для регулирования социальной сферы;

– строго целевое назначение средств обеспечивается более эффективным контролем за их использованием;

– при наличии бюджетного дефицита не используются средства внебюджетных фондов для его покрытия.

В РФ решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание. Внебюджетные фонды являются государственными, хотя и автономными, то есть государство управляет ими, но отдельно.

В зависимости от целевого назначения различают социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Основными финансовыми источниками внебюджетных фондов являются:

– специальные целевые отчисления организаций, установленные законодательством;

– отчисления от прибыли организаций;

– средства бюджетов для обеспечения нужд отдельных категорий граждан, например, ветеранов;

– прибыль от коммерческой деятельности соответствующих внебюджетных фондов;

– кредиты Центрального банка и коммерческих банков, в том числе постоянные и временные.

В РФ в число государственных социальных внебюджетных фондов входят Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС). Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Значение внебюджетных фондов:

– у финансовых органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в социальную сферу;

– строго целевое назначение средств обеспечивается более эффективным контролем за их использованием.

При наличии бюджетного дефицита не используются средства внебюджетных фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание. Внебюджетные фонды являются государственными, хотя и автономными, то есть государство управляет ими, но отдельно.

Основными принципами социального обеспечения являются:

– всеобщность (охватываются все слои населения, независимо от национальности, пола и т.д.);

– общедоступность;

– зависимость от прошлого труда (размера заработной платы, стажа и т.д.);

– разнообразие видов социального обеспечения;

– единство системы социального обеспечения;

– принцип солидарности поколений с элементами накопительной системы, появившейся лишь с 2002 г., когда граждане для себя накапливают будущую пенсию;

– основное участие в образовании средств принимают организации и государство.

Государственные социальные внебюджетные фонды образуются для реализации конституционных прав граждан для социального обеспечения:

- по возрасту (престарелых);

- по болезни;

- по инвалидности;

- в случае потери кормильца;

- по рождению и воспитанию детей;

- для оказания бесплатной медицинской помощи.

Работодатели уплачивают страховые взносы за своих работников во все указанные виды фондов в следующих размерах на 1.01.2015г.:

В Пенсионный фонд Российской Федерации – 22,0%.

В Фонд обязательного социального страхования – 2,9%.

В Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 5,5% .

Налогооблагаемой базой служит фонд оплаты труда работников на предприятии.

За неработающее население взносы должно вносить государство.

Наши рекомендации