Понятие и функции финансов. Понятие государственных финансов.

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Учебный год

1. Понятие и функции финансов. Понятие государственных финансов.

2. Понятие финансового права, его предмет и метод.

3. Понятие, особенности и классификация финансово-правовых норм и финансовых правоотношений.

4. Понятие, принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства.

5. Понятие, задачи, принципы и формы финансового контроля.

6. Проверка как форма финансового контроля.

7. Субъекты финансового контроля. Компетенция государственных органов в области финансового контроля.

8. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения.

9. Доходы бюджетов: понятие и основные группы. Понятие и формы расходов бюджетов.

10. Резервные фонды в расходной части бюджета: порядок создания и расходования.

11. Сбалансированность бюджетов: понятие и способы ее достижения.

12. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса.

13. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Отчет об исполнении бюджета.

14. Порядок предоставления бюджетного займа, бюджетной ссуды.

15. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

16. Правовой статус государственных внебюджетных фондов.

17. Понятие, признаки и функции налога. Классификация налогов.

18. Понятие налоговой системы, ее структура и принципы.

19. Понятие, виды и порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов и пошлин.

20. Понятие, виды и порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов.

21. Понятие и виды особых режимов налогообложения.

22. Налоговое обязательство: понятие и правовые основы его исполнения.

23. Налоговый контроль: понятие, формы. Виды проверок, проводимых налоговыми органами.

24. Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.

25. Понятие денежной системы и ее элементы. Полномочия Национального банка Республики Беларусь в области денежного обращения.

26. Правовое регулирование наличного денежного обращения.

27. Понятие и формы безналичных расчетов.

28. Виды валютных операций и порядок их осуществления.

29. Понятие и основные направления валютного контроля. Компетенция органов валютного контроля.

30. Понятие и функции агентов валютного контроля.

ОТВЕТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

На 2016-2017 уч.год

И иные права

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:

· проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

· предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

· внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок;

· проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

· требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

· соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

· при проведении проверки соблюдать служебную этику;

· ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

· заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;

· требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

· соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

· принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

· принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;

· передавать в установленном порядке материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;

· вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;

· осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.




Принципы бюджетной системы.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

1. единства;

2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

3. сбалансированности бюджетов;

4. гласности;

5. самостоятельности бюджетов;

6. эффективности использования бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

8. достоверности бюджетов;

9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;

10. ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип гласности открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам) и деятельности распорядителей бюджетных средств.

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

8.1. расходов государственных целевых бюджетных фондов;

8.2. целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы;

8.3. государственных займов;

8.4. добровольных взносов;

8.5. средств гарантийных фондов и фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

8.6. средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

8.7. средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;

8.8. иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей в соответствии с законодательством.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Функции

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

· осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

· осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

· получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

· осуществлять иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

· если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

· если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;

· если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и (или) нормативных правовых актов Национального банка, либо представленные документы не соответствуют таким требованиям.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:

· осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

· принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

· представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подчиненных (подведомственных, входящих в состав) им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Таможни как агенты валютного контроля:

· производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

· контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

· осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

Агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Учебный год

1. Понятие и функции финансов. Понятие государственных финансов.

2. Понятие финансового права, его предмет и метод.

3. Понятие, особенности и классификация финансово-правовых норм и финансовых правоотношений.

4. Понятие, принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства.

5. Понятие, задачи, принципы и формы финансового контроля.

6. Проверка как форма финансового контроля.

7. Субъекты финансового контроля. Компетенция государственных органов в области финансового контроля.

8. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения.

9. Доходы бюджетов: понятие и основные группы. Понятие и формы расходов бюджетов.

10. Резервные фонды в расходной части бюджета: порядок создания и расходования.

11. Сбалансированность бюджетов: понятие и способы ее достижения.

12. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса.

13. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Отчет об исполнении бюджета.

14. Порядок предоставления бюджетного займа, бюджетной ссуды.

15. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

16. Правовой статус государственных внебюджетных фондов.

17. Понятие, признаки и функции налога. Классификация налогов.

18. Понятие налоговой системы, ее структура и принципы.

19. Понятие, виды и порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов и пошлин.

20. Понятие, виды и порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов.

21. Понятие и виды особых режимов налогообложения.

22. Налоговое обязательство: понятие и правовые основы его исполнения.

23. Налоговый контроль: понятие, формы. Виды проверок, проводимых налоговыми органами.

24. Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.

25. Понятие денежной системы и ее элементы. Полномочия Национального банка Республики Беларусь в области денежного обращения.

26. Правовое регулирование наличного денежного обращения.

27. Понятие и формы безналичных расчетов.

28. Виды валютных операций и порядок их осуществления.

29. Понятие и основные направления валютного контроля. Компетенция органов валютного контроля.

30. Понятие и функции агентов валютного контроля.

ОТВЕТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

На 2016-2017 уч.год

Понятие и функции финансов. Понятие государственных финансов.

Финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств у различных субъектов.

Характерными признаками финансов являются:

· распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

· односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

· создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительнаяфункция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Контрольнаяфункциязаключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются. Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, урегулированных финансовым правом, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Государственным финансам присущи три основных признака:

1) это всегда денежные отношения;

2) эти денежные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов;

3) эти денежные отношения вызваны фактом существования самого государства и необходимостью выполнения им своих функций.


Наши рекомендации