Участие России в международных финансовых организациях

Участие России в международных финансовых организациях дает ей возможность заимствовать у них средства на определенных условиях, что повышает ее кредитный рейтинг и открывает доступ на мировой рынок ссудных капиталов. Такое кредитное сотрудничество может способствовать развитию экономики, если международные кредиты эффективно используются. Не менее важны рекомендации международных организаций по совершенствованию банковского надзора, техническая помощь по обучению банкиров, разработка международных стандартов учета и отчетности организаций, включая банки, а также унифицированных правил основных форм международных расчетов.

Участие России в международных финансовых организациях требует выполнения ряда обязанностей. Признание уставов этих организаций предполагает приведение национального законодательства, в частности, банковского и валютного, в соответствие с международными соглашениями, правовыми нормами.

Заимствование кредитов, особенно в МВФ, налагает на Россию обязательство соблюдать их условия, выполнять одобренную Фондом стабилизационную программу, которая не всегда отвечает интересам страны. ВБ, предоставляя кредиты, требует выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли. За внешней либеральностью условий кредитов международных финансовых институтов скрываются жесткие требования, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему стран-заемщиков.

Международный валютный фонд.

Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы:

· путем образования постоянного механизма «содействовать международному валютному сотрудничеству»;

· «способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли»;

· обеспечивать «упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами» и не допускать «конкурентного обесценения валют»;

· оказывать помощь в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

· предоставлять странам-членам средства в иностранной валюте, которые позволяли бы им «исправлять нарушения равновесия их платежных балансов».

Члены МВФ имеют доступ к валютному резерву, который является частью собственных резервов данной страны, хранящихся на депозитном счете фонда. Если резерва не хватает, страна с согласия МВФ имеет право использовать еще четыре доли, каждая из которых равна 1/4 ее квоты. Объем ссуд, получаемых в Фонде некоторыми странами, во много раз превышает их взносы.

МВФ имеет систему кредитов, предоставляемых только в определенной последовательности. Главным каналом использования общих ресурсов МВФ является «политика кредитных долей». Существует также соглашение о резервных кредитах, или соглашение «стэнд-бай» (stand-by), «соглашение о расширенных кредитах». Это гарантирует автоматическое получение иностранной валюты от МВФ в обмен на национальную вплоть до суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время в течение срока действия соглашения, при условии соблюдения страной-заемщиком положений, оговоренных в соглашении. Подобная практика предоставления кредитов МВФ аналогична открытию кредитной линии.

Группа Всемирного банка.

Главная цель Всемирного (Мирового) банка — создание благоприятных условий для производственных капиталовложений, стимулирование потока международных долгосрочных инвестиций.

Группа Всемирного Банка (ВБ) включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и четыре его подразделения.

МБРР предоставляет долгосрочные ссуды в целях реализации проектов, имеющих ключевое значение для хозяйственного развития стран-заемщиков. Эти проекты осуществляются в различных отраслях экономики, включая сельское хозяйство и промышленность, энергетику и транспорт, образование и здравоохранение. Условия предоставления кредитов МБРР достаточно льготные: они предоставляются сроком до 17 лет. Причем первые 5 лет выплачиваются только проценты.

К общим экономическим требованиям, выдвигаемым МБРР, относится корректировка соотношения между потреблением и производством, сокращение государственных расходов, использование рыночных механизмов и децентрализация системы управления экономикой, изменение порядка ценообразования и налоговой системы. К общим политическим требованиям, которые никогда официально не афишируются, можно отнести стабильность политического режима.

Финансовые ресурсы Всемирного банка могут рассматриваться в основном как средство создания более благоприятных условий для бизнеса в той или иной стране, регионе. Кредит выделяется правительству, оно определяет государственный орган, отвечающий за реализацию кредита, а последний заключает контракт с фирмами-исполнителями.

За 1992—2001 годы ВБ предоставил России кредиты в трех формах:

1) бюджетозамещающие (63%), сходные с кредитами Фонда, в форме кредитования федерального бюджета Российской Федерации, даже если они официально назывались «угольные» (на реорганизацию угольной отрасли) или «социальные» (на поддержку системы социальной защиты работников кредитуемой отрасли). Эти кредиты, особенно первые, использовались неэффективно, в основном на погашение бюджетной задолженности по заработной плате, других текущих расходов бюджета, а не на структурные отраслевые реформы;

2) связанные кредиты на определенные цели — охрану окружающей среды, оборудование налоговых служб, реформы статистики и др.;

3) инвестиционные кредиты или гарантии, предназначенные для софинансирования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран.

К числу негативных результатов кредитного сотрудничества ВБ с Россией относятся следующие. Условия кредитов ВБ (особенно в первый период) включали политические требования (развитие демократии, многопартийности, независимость средств массовой информации и др.).

ВБ часто предъявлял России как заемщику жесткие экономические требования (например, срочная реорганизация угольной промышленности) без учета российской специфики.

После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.

Наши рекомендации