Валютная система, ее элементы и виды.
Понятие валюты и ее виды
Основой национальной валютной системы служит установленная законом денежная единица данного государства, которая в международных экономических отношениях становится валютой. Иностранная валюта является объектом купли-продажи на валютном рынке. Она может использоваться в международных расчетах, храниться на счетах в банках, но, как правило, не считается законным платежным средством на территории государства — не эмитента этой денежной единицы.
По степени конвертируемости валюты подразделяются на:
• свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмена на иностранные валюты. МВФ отнес к этой категории доллар США, евро, японскую иену, английский фунт стерлингов, французский франк. Фактически круг свободно конвертируемых валют гораздо шире, так как основному критерию конвертируемости — отсутствию валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса — соответствуют валюты большинства промышленно развитых стран, где сложились мировые финансовые центры;
• частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;
• неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где как для резидентов, так и для нерезидентов введен запрет на обмен валют. Кроме национальных валют в международных расчетах используются международные счетные валютные единицы — СДР и экю (до 1999 г.).
Специальные права заимствования (Special Drawing Right) представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете страны в МВФ. Экю — валютная единица европейской валютной системы, существовала с 1979 г. до введения евро в виде записей по счетам стран — участниц ЕВС в Европейском валютном институте Европейского союза.
К особой категории конвертируемой валюты относится резервная (ключевая) валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других национальных валют, используется для проведения валютной интервенции с целью воздействия на курс валют стран — участниц мировой валютной системы.
В рамках Бреттон-Вудской валютной системы эта роль была закреплена за долларом США и фунтом стерлингов. В условиях Ямайской валютной системы доллар США фактически сохранил статус резервной валюты. В этом качестве используются японская иена и пришедший на смену марки ФРГ — евро.
К объективным предпосылкам становления национальной валюты как резервной относятся:
• господствующее положение страны-эмитента в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах;
• наличие развитой сети кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом;
• организованный и емкий рынок ссудных капиталов;
• либерализация валютных операций, свободная обратимость валюты.
Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика.
Преимущества, которые дает статус резервной валюты стране-эмитенту, — это возможность:
• покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой;
• содействовать укреплению позиций национального капитала в конкурентной борьбе на мировом рынке товаров и услуг. Обязательства, возлагаемые на страну-эмитента резервной валюты:
• необходимость поддерживать относительную стабильность резервной валюты;
• осуществление мер по ликвидации дефицита платежного баланса;
• отказ от девальвации валюты, валютных и торговых ограничений;
• подчинение внутренней экономической политики достижению цели внешнего равновесия.
Валютная система России.
Валютная система России формируется с учетом структурных принципов Ямайской валютной системы, поскольку страна вступила в МВФ в июне 1992 года.
В августе 1993 года взамен рубля бывшего СССР введен в обращение российский рубль как основа не только денежной, но и национальной валютной системы. Установлены правила частичной (внутренней) конвертируемости и поставлена стратегическая задача перехода к свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режима множественности валютных курсов установлен единый плавающий валютный курс. С середины 1995 года введены пределы его рыночных колебаний по отношению к доллару США, которые были отменены в условиях кризиса 1998 года.
Официальный курс рубля ежедневно определяет Банк России по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, неофициальный (договорный курс) — уполномоченные коммерческие банки, имеющие валютную лицензию.
Для регулирования курса рубля и межгосударственных расчетов используются официальные золотовалютные резервы, которыми владеют и распоряжаются Банк России и Минфин России.
Валютное регулирование направлено на совершенствование законодательной и нормативной базы, повседневный валютный контроль и воздействие на динамику курса рубля в соответствии с целями макроэкономической политики.
Законодательно установлены правила деятельности валютного рынка, состав его участников (валютные биржи, коммерческие банки, посредники-брокеры) и порядок осуществления валютных операций. Определен статус органов валютного регулирования.
Валютные отношения обслуживают международные экономические, политические и культурные отношения, которые отражаются в платежном балансе стран.
Валютные клиринги.
Валютные клиринги — расчеты в форме обязательного взаимного зачета международных требований и обязательств на основании межправительственных соглашений. В отличие от внутреннего межбанковского клиринга взаимные зачеты по валютному клирингу производятся не добровольно, а в обязательном порядке при наличии межправительственного соглашения. Впервые валютные клиринги были введены в 1931 году в условиях мирового экономического кризиса.
Клиринговые международные расчеты экспортеров и импортеров осуществляются в национальной валюте с клиринговыми банками, которые производят зачет взаимных требований и обязательств. Экспортеры получают не иностранную, а национальную валюту. Импортеры вносят в клиринговый банк национальную валюту.
С введением конвертируемости валют межгосударственные валютные клиринги почти не используются. Но в частном секторе международные клиринги функционируют, например, по межбанковским расчетам, фондовым сделкам (Седел, Евроклир), межбанковским операциям (в экю — в 1985—1998 гг., в евро — система ТАРГЕТ и т.д.).
12. Международный кредит как экономическая категория.
Международный кредит — разновидность экономической категории «кредит». Это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты.
ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА
Они выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В их числе:
1. перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу;
2. экономия на издержках в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств обращения (тратт, обычных векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей;
3. ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов;
4. регулирование экономики.
Выполняя взаимосвязанные функции, международный кредит играет двоякую роль в развитии производства — положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.
Группа Всемирного банка.
Главная цель Всемирного (Мирового) банка — создание благоприятных условий для производственных капиталовложений, стимулирование потока международных долгосрочных инвестиций.
Группа Всемирного Банка (ВБ) включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и четыре его подразделения.
МБРР предоставляет долгосрочные ссуды в целях реализации проектов, имеющих ключевое значение для хозяйственного развития стран-заемщиков. Эти проекты осуществляются в различных отраслях экономики, включая сельское хозяйство и промышленность, энергетику и транспорт, образование и здравоохранение. Условия предоставления кредитов МБРР достаточно льготные: они предоставляются сроком до 17 лет. Причем первые 5 лет выплачиваются только проценты.
К общим экономическим требованиям, выдвигаемым МБРР, относится корректировка соотношения между потреблением и производством, сокращение государственных расходов, использование рыночных механизмов и децентрализация системы управления экономикой, изменение порядка ценообразования и налоговой системы. К общим политическим требованиям, которые никогда официально не афишируются, можно отнести стабильность политического режима.
Финансовые ресурсы Всемирного банка могут рассматриваться в основном как средство создания более благоприятных условий для бизнеса в той или иной стране, регионе. Кредит выделяется правительству, оно определяет государственный орган, отвечающий за реализацию кредита, а последний заключает контракт с фирмами-исполнителями.
За 1992—2001 годы ВБ предоставил России кредиты в трех формах:
1) бюджетозамещающие (63%), сходные с кредитами Фонда, в форме кредитования федерального бюджета Российской Федерации, даже если они официально назывались «угольные» (на реорганизацию угольной отрасли) или «социальные» (на поддержку системы социальной защиты работников кредитуемой отрасли). Эти кредиты, особенно первые, использовались неэффективно, в основном на погашение бюджетной задолженности по заработной плате, других текущих расходов бюджета, а не на структурные отраслевые реформы;
2) связанные кредиты на определенные цели — охрану окружающей среды, оборудование налоговых служб, реформы статистики и др.;
3) инвестиционные кредиты или гарантии, предназначенные для софинансирования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран.
К числу негативных результатов кредитного сотрудничества ВБ с Россией относятся следующие. Условия кредитов ВБ (особенно в первый период) включали политические требования (развитие демократии, многопартийности, независимость средств массовой информации и др.).
ВБ часто предъявлял России как заемщику жесткие экономические требования (например, срочная реорганизация угольной промышленности) без учета российской специфики.
После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.
Понятие валюты и ее виды
Основой национальной валютной системы служит установленная законом денежная единица данного государства, которая в международных экономических отношениях становится валютой. Иностранная валюта является объектом купли-продажи на валютном рынке. Она может использоваться в международных расчетах, храниться на счетах в банках, но, как правило, не считается законным платежным средством на территории государства — не эмитента этой денежной единицы.
По степени конвертируемости валюты подразделяются на:
• свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмена на иностранные валюты. МВФ отнес к этой категории доллар США, евро, японскую иену, английский фунт стерлингов, французский франк. Фактически круг свободно конвертируемых валют гораздо шире, так как основному критерию конвертируемости — отсутствию валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса — соответствуют валюты большинства промышленно развитых стран, где сложились мировые финансовые центры;
• частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;
• неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где как для резидентов, так и для нерезидентов введен запрет на обмен валют. Кроме национальных валют в международных расчетах используются международные счетные валютные единицы — СДР и экю (до 1999 г.).
Специальные права заимствования (Special Drawing Right) представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете страны в МВФ. Экю — валютная единица европейской валютной системы, существовала с 1979 г. до введения евро в виде записей по счетам стран — участниц ЕВС в Европейском валютном институте Европейского союза.
К особой категории конвертируемой валюты относится резервная (ключевая) валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других национальных валют, используется для проведения валютной интервенции с целью воздействия на курс валют стран — участниц мировой валютной системы.
В рамках Бреттон-Вудской валютной системы эта роль была закреплена за долларом США и фунтом стерлингов. В условиях Ямайской валютной системы доллар США фактически сохранил статус резервной валюты. В этом качестве используются японская иена и пришедший на смену марки ФРГ — евро.
К объективным предпосылкам становления национальной валюты как резервной относятся:
• господствующее положение страны-эмитента в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах;
• наличие развитой сети кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом;
• организованный и емкий рынок ссудных капиталов;
• либерализация валютных операций, свободная обратимость валюты.
Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика.
Преимущества, которые дает статус резервной валюты стране-эмитенту, — это возможность:
• покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой;
• содействовать укреплению позиций национального капитала в конкурентной борьбе на мировом рынке товаров и услуг. Обязательства, возлагаемые на страну-эмитента резервной валюты:
• необходимость поддерживать относительную стабильность резервной валюты;
• осуществление мер по ликвидации дефицита платежного баланса;
• отказ от девальвации валюты, валютных и торговых ограничений;
• подчинение внутренней экономической политики достижению цели внешнего равновесия.
Валютная система, ее элементы и виды.
Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире — Древней Греции и Древнем Риме — в виде вексельного и меняльного дела. Следующей вехой их развития явились средневековые «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились расчеты по переводным векселям (траттам). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки.
Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей.
Валютная система — форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы.
Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Национальную валютную систему характеризуют следующие элементы:
1. национальная валюта;
2. условия конвертируемости национальной валюты;
3. режим валютного паритета;
4. режим валютного курса (фиксированного или плавающего). Так, в Европейской валютной системе был установлен предел взаимных колебаний курса 12 валют ±15% центрального курса. В России временно (с июля 1995 г. по август 1998 г.) действовал режим валютного коридора — ограничение колебаний курса рубля по отношению к доллару определенными пределами (например, 5750-6350 руб. за 1 доллар в 1997 году), которые поддерживались Банком России с помощью валютной интервенции. С сентября 1998 года, со времени глобального кризиса в России, эти пределы были отменены и восстановлен режим регулируемого плавающего валютного курса, как и в большинстве стран;
5. наличие или отсутствие валютных ограничений. В 1996 году Россия отменила валютные ограничения по торговым и неторговым операциям, присоединившись к статье VIII Устава МВФ, но сохранила их по операциям с международным движением капиталов и кредитов в целях защиты национальных интересов;
6. регулирование международной валютной ликвидности страны, включающей четыре компонента (официальные золотые и валютные резервы стран, счета СДР, резервную позицию в МВФ) и отражающей способность страны погашать ее внешний долг;
7. регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов;
8. режимы валютного рынка и рынка золота;
9. статус национальных органов, регулирующих валютные отношения (центральный банк, министерство финансов, специальные органы).