Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка

С целью решения проблем восстановления и стабилизации раз­рушенной Второй мировой войной экономики европейских го­сударств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась предста­вительная международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учрежде­нии двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность миро­вых валютных систем, а Банк — стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью про­возглашалось также содействие становлению открытой рыноч­ной экономики в мире.

Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих - руководящий орган МВФ - состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и соби­рается ежегодно. Директорат - исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 - от остальных стран, избираемых по географиче­скому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с ус­тановленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в междуна­родной торговле. Первоначально взносы уплачивались частич­но золотом (четверть квоты) и частично национальной валю­той. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчи­тываться в SDR (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.

В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл. В настоящее вре­мя число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограни­ченному контингенту развитых государств, остальная часть - многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.

Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран - экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях - достаточно 70%.

Основными функциями МВФ являются:

- содействие развитию международной торговли и валют­ного сотрудничества;

- поддержание устойчивости валютных паритетов и устране­ние валютных ограничений;

- предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и подписав доку­менты об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

Международный банк реконструкции и развития начал функ­ционировать с июня 1946 г. в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН органа. По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения:

Международная финансовая корпорация (МФК) - в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) - в 1960г., Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) - в 1966 г.,

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - в 1988 г.

В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР - родоначальника и центральное звено Группы - именуют Всемирным банком (ВБ).

Всемирный банк является самым мощным подразделением Группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд. долл., а число его учредителей в настоящее время со­ставляет 180 стран. Каждая из них, в зависимости от квоты в МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руково­дящих органах. Крупнейшим акционером являются США, имею­щие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация вхо­дит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в раз­вивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у ВБ.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную под­держку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий - от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охра­не окружающей среды. Предоставляются также консультатив­ные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проек­там; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осущест­вляется в течение 3-15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет зай­мы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

Международная ассоциация развития (MAP) создана для ока­зания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет в за­висимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой пла­тежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоя­щее время имеют страны с годовым доходом на душу населе­ния, не превышающим 835 долл.

Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и пла­тежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вно­сит существенный вклад в пополнение средств Ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет креди­ты по более 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл., ее членами являются 159 стран.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения ин­вестиций путем обеспечения условий для проведения примири­тельных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 126 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 30.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством пре­доставления инвестором гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспо­рядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предос­тавляет также консультативные услуги правительствам по вопро­сам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение от­дается обоснованным с финансовой, экономической и эколо­гической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют част­ные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

В настоящее время выдаваемые Агентством контракты еже­годно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд. долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тысяч дополнительных рабочих мест. Общее число выданных ею контрактов (около 200) обес­печило на сегодняшний день покрытие на сумму более 2 млрд. долл. Членами МАГИ являются 132 страны.

Российская Федерация, осуществляя переход к рыночной экономике, стала получать поддержку Группы ВБ с середины 1992 г. и является сейчас одним из крупнейших ее партнеров. Банк выступает главным зарубежным источником долгосроч­ного финансирования государственного сектора страны. Ис­пользуя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора. С 1993 г. в Москве функционирует постоянное представитель­ство ВБ с численностью сотрудников около 50 человек.

Со времени вступления в ВБ на реализацию 37 проектов Рос­сии было выделено займов на сумму более 8 млрд. долл. Крупней­шие из них представлены в таблице. В 1997 финансовом году наша страна была второй среди крупнейших заемщиков ВБ, усту­пая лишь Китаю. За этот период было получено кредитов на сум­му 1,7 млрд. долл. (Китай - 2,3 млрд. долл.). В связи с этим до 2000 г. Российской Федерации предстоит выплатить долгов на сумму около 900 млн. долл. по ранее полученным кредитам. В то же вре­мя наша страна не лидирует по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показатель составляет 12,5 долл., то у Армении, например, - 24,2 долл.

Банк прогнозирует дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной и в недалекой перспективе готов увеличить объемы займов до 2-3 млрд. долл. в год. Однако это связано с нередко возникающими в РФ проблемами своевременного и целевого использования предоставленных средств, что отмеча­лось экспертами ВБ. Тем не менее, в России в настоящее время утвержден крупнейший за всю историю Банка проект, реализа­ция которого началась в 1998 финансовом году. Это заем на реформирование системы социальной защиты сроком на 17 лет в размере 800 млн. долл. (три транша по 300, 200 и 300 млн. долл.).

Также предполагается усиление сотрудничества с ВБ. В частности, намечаются заимствования средств на реализацию Проекта развития портов (200 млн. долл.), Проекта водоснабжения и канализации (300 млн. долл.), Проекта разработки месторождения нефти (500 млн. долл.), Проекта газификация городов и сельских районов европейской части России (800 млн. долл.) и др.

Изыскивая новые формы взаимодействия с Правительством РФ, ВБ отрабатывает схему применения гарантийных опера­ций. Примером может служить известный проект «Морской-старт» с участием США, Норвегии, России и Украины. ВБ предоставил финансирующему проект «Чейз Манхэттен бэнк» гарантии от некоммерческих рисков, в частности по РФ на сумму 100 млн. долл. В свою очередь Правительство РФ обеспечивает встречные гарантии для ВБ, и если страховая ситуация насту­пит, будет обязано выплатить гарантийные обязательства. Такая форма взаимодействия предпочтительнее для страны нежели прямое кредитование, поскольку сопровождается относительно небольшим приростом внешнего государственного долга.

Прямые инвестиции в российский частный сектор осущест­вляются МФК. Она проводит также исследовательскую и кон­сультативную работу. В настоящее время суммарный объем инве­стиций Корпорации по более 20 проектам превысил 400 млн. долл.

В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизационный период, на развитие фондового рынка и агропромышленной сферы, на инвестиции в нефтяную про­мышленность и др.

Оказывая поддержку Российской Федерации (как и прочим странам), Группа ВБ нередко взаимодействует с другими меж­дународными организациями. Например, ВБ и Европейский банк реконструкции и развития недавно предоставили совмест­ный заем на реализацию Проекта развития финансовых инсти­тутов в России. Для повышения эффективности деятельности российского банковского сектора до уровня мировых стандартов аккредитованные в рамках Проекта банки получили на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам с целью со­вершенствования качества предоставляемых услуг, модерниза­ции технического обеспечения и т.д. Подробнее этот Проект будет рассмотрен ниже.

Помимо рассмотренных кредитно-финансовых учреждений, в глобальном масштабе действуют и другие влиятельные орга­низации: Парижский клуб, Лондонский клуб и др. Активное сотрудничество с ними в настоящее время позволяет Россий­ской Федерации осуществлять урегулирование проблем выпла­ты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.

Наши рекомендации