Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем банке.
Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
При расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:
- за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
- для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
- для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
- при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;
- при арендной плате за помещения;
- платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:
- платежей в бюджет;
- погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
- перечисления средств органам государственного и социального страхования;
- взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.;
- приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
- уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.
Для совершения платежа может использоваться ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.
Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается).
При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями, их поставщиками, между электростанциями и производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т. д.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. Но при этом возможен риск несвоевременного перечисления денежных средств обслуживающим банком на счета контрагентов, обслуживающихся в других банках (при недостатке денежных средств на корреспондентских счетах банка-плательщика). Поставщики (получатели средств) несут и указанный риск, и риск несвоевременной выписки платежного поручения плательщиком.
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателем).
Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)осуществляютсяс применением платежного требования.Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в обслуживающий банк на инкассо.Инкассо- это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов.
Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями исходит от поставщика, то при этом устраняется риск несвоевременной выписки платежных документов, но оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования регистрируются в специальном журнале и последний экземпляр платежного требования передается банком непосредственно плательщику для акцепта.
Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.
Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе акцепта. Не заявленные в условленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета.
Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При отказе плательщика от акцепта в течение установленного для этого времени банк должен вернуть перечисленные средства на счет плательщика.
До 1991 г. в нашей стране основной формой акцепта был отрицательный акцепт предварительного характера.
Действующее Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012г. «О правилах осуществления перевода денежных средств» предусматривает использование в расчетах платежных требований положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но не менее пяти рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк во внимание не принимается.
Заявленный плательщиком отказ может быть полным или частичным и должен быть мотивирован.
Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.
Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем.
Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется специальным документом об акцепте, отказе от акцепта по специальной форме. При акцепте платежного требования документ составляется в двух экземплярах, первый из которых оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. При полном или частичном отказе от акцепта платежного требования документ составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры - оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
При неполучении в установленный срок документа об акцепте, отказе от акцепта платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта возвращается в банк-эмитент с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт».
Расчеты платежными требованиями возможны с заранее данным акцептом плательщика. Такой акцепт может быть дан в договоре между банком плательщика и плательщиком и (или) в виде отдельного сообщения либо документа, в том числе заявления о заранее данном акцепте, составленного плательщиком в электронном виде или на бумажном носителе, с указанием суммы акцепта или порядка ее определения, сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, указанием на возможность (невозможность) частичного исполнения распоряжения, а также иных сведений. Заранее данный акцепт должен быть дан до предъявления распоряжения получателя средств. Заранее данный акцепт может быть дан в отношении одного или нескольких банковских счетов плательщика, одного или нескольких получателей средств, одного или нескольких распоряжений получателя средств.
Заранее данный акцепт плательщика в виде отдельного документа или сообщения в электронном виде подписывается электронной подписью, аналогом собственноручной подписи и (или) удостоверяется кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что документ или сообщение в электронном виде составлены плательщиком или уполномоченным (уполномоченными) лицом (лицами). Заранее данный акцепт плательщика в виде отдельного документа или сообщения на бумажном носителе оформляется собственноручной подписью (собственноручными подписями) и оттиском печати (при наличии) плательщика согласно образцам, заявленным банку в карточке.
Расчеты платежными требованиями можно оценить как перспективные, так как они отвечают финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей и укрепляют договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговое обслуживание; платеж осуществляется только после отгрузки и проверки выполнения поставщиком своих обязательств.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
В инкассовом поручении в поле «назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (договор) с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи (пункта).
Расчеты аккредитивами
Под аккредитивом (documentaly credit, DC) понимается взятое банком (по поручению покупателя) обязательство в течение определенного периода времени оплатить всю стоимость товара при предъявлении заранее определенных документов (например, документов на перевозку груза).
Аккредитив дает продавцу гарантию получить платеж от покупателя. Поставщик (экспортер) получает обязательство банка, открывающего аккредитив, по которому он получит деньги, если все документы будут соответствовать условиям контракта. Как и для других видов платежей, для аккредитива во внешней торговле существуют единообразные условия. Для обеспечения единообразия трактовки при составлении и оформлении аккредитива практически банки всех стран используют Унифицированные правила и условия применения документарных аккредитивов, выработанные Международной торговой палатой (МТП) в Париже — International Chamber of Commerce.
При осуществлении операций по аккредитиву в его основной форме участвуют:
1) плательщик (покупатель, аккредитиводатель), обращающийся в банк с просьбой об открытии аккредитива; 2) банк-эмитент, открывающий аккредитив; 3) поставщик (бенефициар по аккредитиву). В большинстве случаев в качестве 4-й стороны подключается банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара (исполняющий банк).
Степень обеспечения и момент принятия на себя риска определяют формы аккредитива. Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные; последние в подтвержденной и неподтвержденной формах.
Отзывной аккредитив может быть в любой момент изменен или аннулирован без предварительного уведомления поставщика. Однако, если платеж уже выполнен, отзыв аккредитива остается без юридической силы. Данная форма применяется редко, так как никогда не подтверждается банком поставщика и не представляет обеспечения бенефициару. При отсутствии соответствующих указаний согласно ст. 868 ГК РФ аккредитив считается отзывным.
Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.
Значит, в поручении на открытие следует четко указывать форму аккредитива, имея в виду возможность прекращения аккредитивных отношений до совершения платежа.
Безотзывный неподтвержденный аккредитив лишь авизуется бенефициару и не дает гарантии со стороны банка-корреспондента произвести платеж (акцепт, негоциацию тратты) по представленным документам. Поставщику в этом случае приходится полагаться на проведение всех этих операций банком-эмитентом.
Безотзывный подтвержденный аккредитив означает твердое обязательство банка, которому дается поручение о подтверждении (обычно банка-корреспондента), в дополнение к обязательству банка-эмитента, по платежу (акцепту, негоциации тратты). Важно, что подтверждающий банк гарантирует выполнение своего обязательства независимо от того, может ли банк-эмитент представить возмещение.
Таким образом, для поставщика надежным является аккредитив безотзывный и подтвержденный обслуживающим банком. Кроме того, в спорном случае место нахождения подтверждающего банка считается местом судопроизводства, где применяется местное право. При неподтвержденном аккредитиве им является место нахождение банка-эмитента.
Исходя из наличия покрытия аккредитивы могут быть покрытые и непокрытые. Покрытие означает предварительное представление в распоряжение банка-корреспондента, средств (покрытия) в сумме аккредитива на срок действия обязательств с условием возможного использования этих средств для выплат по аккредитиву. В международной практике преобладают непокрытые аккредитивы.
В российской практике аккредитивная форма расчетов используется главным образом, когда она определена договором между контрагентами. В договоре предусматриваются срок действия (число, месяц, год закрытия) и порядок расчетов по аккредитиву; наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива, ответственность перед получателем при необоснованном отказе в выплате средств, а перед плательщиком - в случае неправильной выплаты средств вследствие нарушения условий аккредитива.
В условиях разлаженности платежной системы в России применение аккредитивов весьма перспективно и гораздо эффективнее по сравнению с предварительной оплатой, получившей широкое распространение в целях гарантии платежа.
Аккредитивная форма расчетов - наиболее сложная и дорогостоящая. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций в зависимости от суммы аккредитива: авизование, подтверждение, проверку документов, платеж. Достоинства ее для обеих сторон - в определенной гарантии своевременности и полноты получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; получения заказанной продукций в соответствии с предусмотренными условиями покупателем, особенно если присутствует его уполномоченный, осуществляющий предварительный контроль за соблюдением условий поставки товаров, их качеством. Однако, при этой форме расчетов замедляется оборачиваемость средств и того, и другого, особенно покупателя, иммобилизующего средства на время действия аккредитива. В случаях, когда такая форма расчетов предусмотрена договором, поставщик также не может отгружать изготовленный товар, пока не получит извещение об открытии аккредитива.
Указанный недостаток аккредитивов существенно сглаживается при налаженности надежных, доверительных отношений между банками посредством телекоммуникационного общения и возможности работать в кредит в счет открытых друг другу кредитных линий. При этом банк-эмитент может открывать в исполняющем банке непокрытые аккредитивы (без предварительного депонирования средств покупателями) с предоставлением ему права списывать суммы по аккредитивам с ведущегося у него счета банка-эмитента. В результате покупатель перечисляет средства не заранее, а после отгрузки товара. Поставщик получает определенные преимущества в налогообложении, так как уплачивает налоги реально поступившими средствами после отгрузки товара. Подобная схема с использованием электронного аккредитива разработана отдельными банками. Большие и пока слабо реализуемые возможности заключаются и в использовании аккредитивов в международных торговых расчетах, а именно исполнении их путем негоциации переводных векселей. Так осуществляется больше половины мировых платежей. В России на них приходится примерно треть от всей массы внешнеторговых аккредитивов.
Аккредитивная форма расчетов может применяться как мера воздействия к недобросовестным поставщикам (применяется гарантированный отзывной аккредитив) или к нарушителям–плательщикам (тогда применяется покрытый безотзывной аккредитив).
Чековая форма расчетов
Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).
Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.
Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
Непокрытые расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете “Гарантии, поручительства, выданные банком”.
Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.
Коммерческий банк перед выдачей чеков клиенту оформляет их в соответствии со следующими требованиями:
- наименование банка-плательщика, его номер и местонахождение;
- наименование чекодателя и номер его лицевого счета в банке;
- предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (проставляется на оборотной стороне чека);
- подпись должностного лица банка и печать.
Кроме того, работник банка должен под расписку проинформировать клиента о правилах пользования чеками и предупредить его об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Убыток (в результате утраты или похищения чеков) несет сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.
Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековая карточка). Она выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.
Лицевая сторона чековой карточки должна содержать следующие данные:
- наименование банка-плательщика и его реквизиты;
- название “Чековая карточка” и ее номер;
- наименование чекодателя;
- образец подписи чекодателя;
- номер лицевого счета чекодателя.
На обратной стороне чековой карточки перечисляются условия, при которых банк гарантирует платеж по чекам:
- чек выписан на сумму, не превышающую лимит по нему;
- подписи чекодателя в чеке и чековой карточке идентичны;
- номера счета чекодателя в чеке и карточке одинаковы;
- чек должен быть предъявлен в банк в течение 10 дней со дня его выписки;
- чек должен быть оплачен по полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.
Перечисленные условия подписываются ответственным работником банка и удостоверяются печатью последнего.
Если клиент использовал все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках и лимит одного чека при этом не изменился.
Документооборот при расчетах чеками сводится к следующему. Чекодатель в случае приобретения товаров, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:
- сумму платежа (цифрами и прописью);
- наименование получателя платежа;
- место выписки чека;
- дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).
Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).
Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем: сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке; номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке; подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.
Убыток, наступивший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк - 10 календарных дней (не считая выписки).
Чекодержатель сдает чеки в банк, прилагая их к реестру в четырех экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.
Зачисление средств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком только после поступления средств от чекодателя и обслуживающего его банка
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 и 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленного по этой книжке лимита. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете или размером банковской гарантии. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета либо за счет банковского кредита.
Чековая форма расчетов содержит преимущества как для покупателя, так и для поставщика.
Преимущества для покупателя – платеж (выписка чека) осуществляется только после проверки исполнения обязательств поставщиком (в момент отгрузки, поставки). Для поставщика преимущества данной формы расчетов - в гарантии платежа.
При осуществлении безналичных расчетов в форме электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств как с использованием своего банковского счета, так и без его использования.
Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета.
Оператор электронных денежных средств учитывает предоставленные клиентом денежные средства путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом (остаток электронных денежных средств). При этом оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту кредит для увеличения остатка электронных денежных средств клиента и осуществлять начисление процентов на этот остаток или выплату любого вознаграждения клиенту.
Перевод электронных денежных средств осуществляется, как правило, на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. Но в случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором электронных денежных средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться и на основании требований получателей средств с учетом особенностей перевода электронных денежных средств.
Оператор электронных средств платежа обязан обеспечивать при использовании электронных средств платежа возможность их определения клиентами как неперсонифицированных, персонифицированных или корпоративных электронных средств платежа.
Идентификацию клиента - физического и юридического лица или индивидуального предпринимателя, использующих электронное средство платежа, оператор электронных денежных средств должен проводить в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». При возможности идентификации клиента остаток электронных денежных средств в любой момент не должен превышать 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России. Это электронное средство платежа является персонифицированным.
Если оператором электронных денежных средств не проводится идентификация клиента - физического лица, использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей. В этом случае электронное средство платежа является неперсонифицированным. Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца.
В случае превышения указанных сумм оператор электронных денежных средств обязан осуществить зачисление или перевод сумм превышения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При переводе электронных денежных средств юридические лица или индивидуальные предприниматели являются, прежде всего, получателями средств. Плательщиками они могут быть только в случае, если получателем средств является физическое лицо, использующее персонифицированные электронные средства платежа.
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.
После исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств оператор электронных денежных средств незамедлительно направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.
Платежи между клиентами одного банка производятся путем совершения соответствующих операций по их счетам, минуя корреспондентский счет банка: бухгалтерской проводкой банк дебетует счёт плательщика и кредитует счёт получателя денег.
Если плательщик и получатель денежных средств обслуживаются в разных банках, возникает необходимость возникновения корреспондентских отношений между банками плательщика и получателя.
Межбанковские безналичные расчеты осуществляются через систему корреспондентских счетов.
Корреспондентский счет - это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются расчеты, произведенные последним по поручению и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора.
Для установления корреспондентских отношений кредитные учреждения обмениваются письмами, образцами подписей должностных лиц, тарифами комиссионного вознаграждения, договариваются, по каким счетам будут производиться взаимные расчеты, заключают корреспондентское соглашение.
Межбанковские расчеты могут осуществляться тремя способами.
1. На основе корреспондентских счетов, открытых коммерческими банками:
а) друг у друга на взаимной основе
б) в одном из банков, как правило, в наиболее крупном.
2. На основе корреспондентских счетов, открытых коммерческими банками, в третьем банке. Частный случай такой структуры договорных связей - расчеты через корреспондентские счета, открытые в Банке России.
3. На основе зачета взаимных требований (клиринга) через клиринговые центры.
Выделяют три основных вида корреспондентских счетов:
1. Ностро («наш счет у них») - счет коммерческого банка в банке-корреспонденте.
2. Лоро («их счет у нас») - счет банка-корреспондента в коммерческом банке.
3. Востро - счет банка-нерезидента в коммерческом банке-резиденте страны. Это тоже, что и счет Лоро, только открытый для иностранного банка.
Можно выделить два способа проведения безналичных платежей:
- валовой способ – списание средств со счета (перевод) по каждому расчетному документу;
- зачет взаимных требований и обязательств (клиринг) и списание со счета только суммы сальдо зачета (незачтённой суммы платежей).
Основу клиринга в банковской сфере составляют корреспондентские счета банков. Объектами межбанковского клиринга могут быть различные виды документов: платежные документы, векселя, кредиты и т.д.
Преимущества клиринга:
• Расчеты упрощаются, удешевляются, ускоряются;
• Повышается уровень ликвидности участников клиринга.
Классификация клиринга:
Ø По способу проведения:
- на валовой основе – расчеты по каждой сделке осуществляется отдельно;
- на чистой основе – на протяжении определенного времени (не более одного операционного дня) обязательства и требования накапливаются, в конце периода проводится зачёт взаимных требований и обязательств и завершаются расчёты на сумму сальдо зачёта.
Ø В зависимости от субъекта клиринга (расчетного агента):
- клиринг через учреждения Центрального банка;
- через специализированные клиринговые палаты;
- через клиринговый отдел (расчетный центр) головного банка.
Ø В зависимости от количества участников:
- двухсторонний клиринг;
- многосторонний клиринг (по количеству участников клиринга).
Эффективность клиринга определяется отношением зачтенных в результате клиринга платежей к общей сумме осуществленных платежей (в процентах).
Основы организации кассовой работы в банках определены Положением ЦБ РФ от 24.04.2008г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
Кредитная организация (филиал), внутренние структурные подразделения кредитной организации (далее - ВСП) могут осуществлять следующие кассовые операции: прием; выдачу; размен банкнот и монет по номиналам; обработку, включающую в себя пересчет, сортировку банкнот Банка России на годные к обращению банкноты и банкноты, соответствующие признакам ветхих банкнот; формирование банкнот в корешки, упаковку наличных денег в пачки банкнот, кассеты с пачками (корешками) банкнот, мешки с монетой или в инкассаторские сумки, кейсы, кассеты и другие средства для упаковки наличных денег, обеспечивающие сохранность наличных денег и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости.
Для кассового обслуживания клиентов, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями банк в занимаемом им здании должен создать кассовый узел (операционную кассу), оборудованный надлежащим образом.
Операционная касса банка может включать:
• Приходные кассы;
• Расходные кассы;
• Приходно-расходные кассы;
• Кассы для размена денег;
• Вечерние кассы;
• Кассы пересчета денежной наличности.
Конкретная структура операционной кассы банка утверждается руководителем по согласованию с главным бухгалтером банка.
С каждым работником кассы заключается договор о полной материальной ответственности.
Юридические лица могут вносить наличные деньги только на свои расчетные счета. Банк не вправе принимать в свою кассу от юридических лиц наличные деньги для зачисления их на счета третьих лиц.
Денежную наличность клиенты - юридические лица (их обособленные подразделения) сдают в кассы банков либо непосредственно, либо с помощью посредников, в роли которых могут выступать или предприятия почтовой связи, или инкассаторские службы банков, или специализированные инкассаторские службы.
Операции по приему наличных денег от клиентов осуществляются в кредитной организации на основании приходных кассовых документов: объявлений на взнос наличными (представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления, квитанции и ордера); приходных кассовых ордеров; препроводительных ведомостей к сумкам (представляющих собой комплект документов, включающий ведомость, накладную и квитанцию).
От клиентов - физических лиц наличные принимаются:
- по приходным ордерам во вклады, а также при возврате ими полученных ранее кредитов (если человек не воспользуется для этого безналичным перечислением средств), продаже им ценных бумаг,
- по извещениям и квитанциям - в уплату налогов, страховых и других сборов, коммунальных платежей.
Наличные могут быть приняты также от любого физического лица, не имеющего счета в данном банке, но желающего в безналичном порядке перевести деньги в пользу юридического лица в этот же или в другой банк.
Юридические лица могут получать наличные в банках, в которых открыты их счета, на цели, установленные в фед