Система и процесс банковского кредитования
Банковское кредитование как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих необходимыми денежными средствами клиентов банка на условиях возвратности, срочности и платности.
В системе банковского кредитования можно выделить:
· фундаментальный блок (субъекты, объекты, обеспечение кредита, кредитная политика);
· экономико-технологический блок (виды кредитов, методы кредитования, лимиты кредитования, кредитная документация);
· организационный блок (этапы кредитования, управление кредитом, кредитными рисками и кредитным портфелем).
Разработка и реализация эффективной системы кредитования является основной задачей для коммерческого банка, так как доходы от кредитных операций составляют наибольшую долю в структуре доходов банка.
Система кредитования функционирует на основе принятой в коммерческом банке кредитной политике.
Кредитная политика– это способ организации кредитных взаимоотношений между банком и заемщиком (кредитной деятельности коммерческого банка), разработанный на основе принятых принципов и приоритетов, представляющий собой совокупность целей, задач, приемов и методов их достижения.
Кредитная политика определяет и унифицирует образ действий Совета директоров и персонала банка, что определяет кредитную культуру банка, а также дает возможность внутренним и внешним аудиторам оценить степень управляемости кредитной деятельностью банка.
Кредитная политика состоит из следующих разделов:
1. Стратегия - общие направления и способы кредитной деятельности банка для достижения поставленных банком целей;
2. Тактика - совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели, что, в целом, формирует образ кредитных действий банка;
3. Контроль реализации характеризует требования, на основе которых проводятся внешние и внутренние проверки кредитной деятельности банка, а также вносятся изменения в кредитную политику банка.
Целью кредитной политики является создание условий для эффективного использования банковских ресурсов в краткосрочной (получение прибыли) и долгосрочной перспективе (стабильность получаемой прибыли).
Реализация главной цели становится возможным посредством решения следующих задач кредитной политики:
1. Анализ кредитного рынка и определение целевых сегментов;
2. Определение требований к заемщикам и методов анализа кредитоспособности;
3. Описание квалификационных требований, организационной структуры и системы полномочий органов кредитования;
4. Расчет оптимальных показателей ликвидности, доходности и достаточности капитала;
5. Управление кредитным портфелем;
6. Снижение доли проблемных кредитов;
7. Разработка и оптимизация процесса кредитования.
Ключевыми элементами кредитной политики являются:
1. Организация кредитной деятельности;
2. Управление кредитным портфелем;
3. Контроль кредитной деятельности;
4. Распределение полномочий;
5. Общие критерии отбора кредитов;
6. Лимиты по отдельным направлениям кредитования;
7. Сопровождение кредитных договоров;
8. Резервирование на случай потерь по кредитам.
Общая схема формирования кредитной политики коммерческого банка выглядит следующим образом:
Субъекты системы кредитования – это органы, подразделения, службы и должностные лица банка, участвующие в кредитовании клиентов - физических и юридических лиц.
Организация кредитной деятельности осуществляется руководством кредитного департамента (управления) банка, для чего формируется структура кредитных отделов, определяются их задачи и функции, а также механизмы взаимодействия с вспомогательными службами банка, обеспечивающими непрерывное функционирование основных кредитных подразделений.
Наиболее распространенной структурой организации кредитной деятельности является разделение функций кредитного департамента (управления):
– оформление заявки, кредитной документации и сопровождение кредита (кредитный отдел);
– финансово-экономический анализ (отдел кредитного анализа);
– анализ и оценка залога (отдел оценки залогов);
– работа с проблемными кредитами (отдел проблемных кредитов).
– анализ правомочности (юридическая служба);
– анализ экономический и общей безопасности (служба безопасности);
– учет кредита и начисление процентов (бухгалтерия).
Специфические особенности банка (объем кредитных операций, специализация, стиль управления) определяют количество кредитных отделов, штат сотрудников, уровни подчиненности и так далее.
Особое значение для эффективной организации кредитного процесса имеет используемая банком схема обслуживания клиентов банка.
Традиционная схема организации работы банка по обслуживанию клиентов представлена на рис..
Рисунок - Традиционная схема организации обслуживания клиентов
Альтернативной схемой обслуживания клиентов банка может стать схема, реализованная в рамках модели "одноконтактного обслуживания", которая представлена на рис..
Рисунок - Схема одноконтактного обслуживания клиентов
Объект кредитования – это потребность заёмщика в кредите. Это может быть конкретная цель, для реализации которой и запрашиваются деньги у банка (например, на приобретение сырья, материалов, товаров, оборудования и т.д.). По целевым кредитам обязательно осуществляется контроль целевого использования ссуды. Но потребность в кредите может быть связана с временным разрывом в платёжном обороте. В этом случае у заёмщика возникает потребность в дополнительных ресурсах, без конкретизации со стороны заёмщика направлений их использования (нецелевые кредиты).
Объекты кредитования разнообразны, зависят от типа клиентов (физические или юридические лица; от характера и видов деятельности и других специфических признаков клиентов банка) и находят проявление в кредитных продуктах банка.
Величина выдаваемого каждому заемщику кредита имеет свои четкие границы в банке-кредиторе, что находит свое выражение в лимитах на пользование кредитными ресурсами банка.
Установление лимитов по направлениям кредитования является основным способом управления кредитного портфеля и кредитным риском.
Наиболее распространены следующие лимиты по отдельным направлениям кредитования:
1. Страновые и региональные;
2. Отраслевые;
3. Индивидуальные.
Для банков, осуществляющих международные операции необходимо наличие системы лимитов кредитования определенных стран. При установлении таких лимитов учитываются исторические связи банка, стратегия маркетинга и стремление к сбалансированности международного кредитного портфеля.
Аналогичный подход применяется при установлении отраслевых лимитов, так как банку необходимо так распределить свои кредитные вложения, чтобы срок их погашения совпадал со стадией подъема экономического цикла развития отрасли.
Показатели лимитов кредитования одного заемщика зависят от требований регулирующих органов; суммы, в пределах которой банк готов рисковать; кредитоспособности заемщика. При этом следует различать: лимит выдач, лимит задолженности, лимит кредитования.
Лимит выдач – это максимальный суммарный оборот по выдаче кредита за весь период действия кредитного договора.
Лимит задолженности – максимальный размер единовременной задолженности по кредиту в рамках одного кредитного договора.
Лимит кредитования – это максимальная сумма задолженности клиента по всем кредитным договорам с банком, включая просроченные кредиты и предоставленные банком заемщику гарантии.
Под методом кредитования, как элементов банковской системы, понимается способы выдачи и погашения кредита. В настоящее время они определяются Положением ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» и это:
1) разовый кредит в наличной или безналичной формах;
2) открытие кредитной линии различного вида (с установлением или лимита выдачи, или лимита задолженности);
3) кредитование банком банковского счета клиента-заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств);
4) синдицированный (консорциальный) кредит;
5) и другие способы, не противоречащие законодательству.
Важным условием качественной организации кредитного процесса коммерческого банка является четкое закрепление соответствующих процедур в регламентирующих документах.
Основные нормативно-законодательные документы, регламентирующие банковское кредитование (внешняя нормативно-правовая база):
- Гражданский кодекс РФ (глава 42);
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»;
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
- Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;
- Положение ЦБ РФ от 26 июля 1998 г. № 39 - П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета»;
- Положение ЦБ РФ от 09.07.2004 г. № 254 – П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;
- Инструкция ЦБ РФ № 139-И от 03.12.2012 г. «Об обязательных нормативах банков» и др.
В соответствии с внешними нормативно-законодательными актами банки формируют внутреннюю нормативную базу, которая включает кредитную политику банка и формы её реализации – внутрибанковские правила, положения, инструкции, нормы (стандарты) и т.д.
Регламент кредитного процесса предназначен четко зафиксировать всю совокупность процедур, которые должны сопровождать кредитный процесс коммерческого банка и выполняться в строгой последовательности и в соответствии с регламентом.
Регламент кредитного процесса состоит из следующих основных документов:
1. Общие положения;
2. Порядок работы банка с заемщиком;
3. Методика анализа кредитоспособности заемщика;
4. Порядок определения кредитного риска заемщика;
5. Методика оценки обеспечения заемщика;
6. Порядок работы кредитного комитета;
7. Порядок оформления кредитной документации;
8. Порядок предоставления и погашения кредитов;
9. Порядок начисления процентов;
10. Порядок претензионно-исковой работы;
11. Порядок хранения кредитных досье;
12. Порядок внутрибанковского контроля кредитного процесса;
13. Прочее (по усмотрению банка).
Нормы (стандарты) кредитования являются подробным руководством для сотрудников банка, но, при этом, не являются кредитными инструкциями.
Содержание норм (стандартов) кредитования, обычно, следующее:
– административные нормы и правила организации кредитного процесса;
– образцы документов, которые используются кредитными работниками;
– порядок сбора и анализа финансовой информации, включая определение взаимосвязанных заемщиков и гарантов;
– анкеты реальных и потенциальных заемщиков;
– перечень действий кредитных работников в процессе заключения кредитных договоров, оформления банковских гарантий и поручительств;
– перечень видов кредитов, требующих особого внимания.
Нормы (стандарты) кредитования устанавливают оптимальные, с точки зрения банка, параметры организации кредитного процесса, технологию кредитования, ответственность сотрудников и так далее.
Инструкции по кредитованию закрепляют порядок кредитования (конкретные этапы кредитования) и обеспечивает его осуществление в соответствии с требованиями кредитной политики.
Инструкции по кредитованию подробно излагают эталонный порядок оформления кредита и кредитной документации, определяют методы контроля и оформления отчетов.
Объединение представленных форм реализациикредитной политики в едином документе: «Руководство по кредитной политике», является наиболее эффективным инструментом реализации кредитной политики.
Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию физических лиц приходит только в том случае, если каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки. С другой стороны, попытка разорвать их единство неизбежно нарушает всю систему, может привести к нарушению возвратности банковских ссуд.
Банковское кредитование как процесс (кредитный процесс)‑ это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из последовательных этапов, содержание которых определяется кредитной политикой банка.
Основная цель кредитного процесса – минимизировать (идеально: избежать) возможные потери от неисполнения клиентами своих обязательств по кредитному договору.
Наиболее часто выделяются следующие этапы кредитного процесса:
1. Рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком;
2. Оценка кредитоспособности заявителя;
3. Изучение обеспечения кредита;
4. Структурирование кредита и заключение кредитного договора;
5. Предоставление кредита;
6. Сопровождение и обслуживание кредита;
7. Погашение кредита.
Этап 1.Рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком
Предварительная информация о заемщике оформляется потенциальным заемщиком самостоятельно в виде кредитной заявки (заявки на кредит).
Письменное составление заявки на кредит, заверенной подписями руководителей и печатью потенциального заемщика, позволяет решить ряд задач:
1. Формализовать потенциальным заемщиком сведения о собственной деятельности по определенной структуре (наименование организации, структура собственности и собственников, деловая активность, положение в отрасли, финансово-экономические показатели, возможное обеспечение, цели получения кредита, технико-экономическое обоснование и так далее);
2. Оперативно проверить соответствие заявки на кредит первичным критериям и общим правилам кредитной политики.
Составлению заявки на кредит предшествует личная встреча потенциального заемщика с сотрудником кредитного управления, который должен выяснить причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сферу деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение.
В процессе встречи сотрудник кредитного управления знакомит (в случае положительного предварительного мнения) потенциального заемщика с порядком предоставления кредитов в данном банке, со списком необходимых для продолжения кредитного процесса документов, а также с формой кредитной заявки, принятой в банке.
В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка сотрудник кредитного управления готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите.
Если сведения, представленные в кредитной заявке, являются приемлемыми для банка, то кредитный процесс продолжается.
Этап 2. Оценка кредитоспособности заявителя
Реализация данного этапа включает в себя:
1. Изучение учредительных и прочих документов потенциального заемщика;
2. Финансово-экономический анализ;
3. Качественный анализ;
Документы, предоставленные заемщиком, должны позволить определить юридический статус (совместно с юридической службой), оценить деловую репутацию и выяснить кредитную история потенциального заемщика (совместно со службой безопасности). Особое значение данной процедуре следует придавать в случае обращения нового клиента.
Финансово-экономический анализ осуществляется специалистом кредитного управления и основывается на данных официальной бухгалтерской отчетности заемщика. Результаты анализа должны дать однозначную оценку текущему и перспективному (как минимум на период кредитования) финансовому состоянию. Методической основой анализа являются унифицированные процедуры анализа и информационная база заемщиков, которая используется для сравнения.
Органичным дополнением финансово-экономического анализа является качественный анализ потенциального заемщика, который ориентирован на изучение системы менеджмента предприятия, факторов внешней среды, слабых и сильных сторон.
Если результаты оценки кредитоспособности потенциального заемщика признаны удовлетворительными, то инициируется этап обеспечения будущих кредитных обязательств потенциального заемщика.
Этап 3. Изучение обеспечения кредита
Обеспечение кредита может быть представлено материальными и нематериальными ценностями, которые отвечают требованиям достаточности, приемлемости и ликвидности. Основными формами обеспечения исполнения обязательств по кредитам выступают: залог (заклад), гарантия и поручительство.
К видам залогового обеспечения, принимаемым кредитным подразделением относятся: залог товаров, залог внеоборотных активов (в том числе недвижимости), залог ценных бумаг, залог валютной выручки, депозитных вкладов, прав собственности и так далее. Оценка залога производится сотрудником кредитного управления, чаще всего, отдела оценки залога.
Гарантом по кредиту могут выступать юридические лица. Перечень гарантов утверждается кредитным комитетом и является разрешительным для сотрудников кредитного управления. В случае, если гарант отсутствует в утвержденном перечне, то производится оценка кредитоспособности гаранта и последующее утверждение данного вида обеспечения на кредитном комитете.
Поручительство, как форма обеспечения обязательств по кредиту, используется как форма комплиментарная залогу. Наиболее распространено личное поручительство руководителя предприятия, поручительство членов семьи и так далее.
Этап 4. Структурирование кредита и заключение кредитного договора
Процесс подготовки кредитного договора предполагает достижение согласия между субъектами кредитной сделки (кредитором и кредитополучателем) по следующим принципиальным вопросам:
– объект кредитования;
– цели кредитования;
– размер кредита;
– сроки кредитования и погашения кредита;
– процентная ставка за пользование кредитом;
– обеспечение кредита;
– ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств;
– экономические санкции со стороны банка за нецелевое использование кредита.
Проекты кредитного договора, договора залога и других сопроводительных документов передаются для согласования в юридическую службу юристу кредитного подразделения.
Цель работы юриста состоит в выяснении следующих фактов:
1. Соответствие формы и содержания представленных документов действующему законодательству;
2. Определение правоспособности заемщика;
3. Оценка правомочности сотрудников кредитных подразделений, подписавших документы по кредитной сделке.
Специалист юридической службы визирует документы или возвращает их на доработку менеджеру по кредитам.
Затем в зависимости от уровня делегирования полномочий менеджер по кредитам либо самостоятельно принимает решение о приемлемости кредита и подписывает кредитный договор у начальника кредитного подразделения, либо представляет подготовленные документы на рассмотрение кредитного комитета.
Кредитный комитет принимает одно из следующих решений:
1. Санкционирование выдачи кредита;
2. Доработка документов;
3. Отказ в предоставлении кредита.
Если кредитный комитет принял положительное решение, то кредитный договор подписывается у руководителя банка, обладающего полномочиями либо согласно уставу, либо согласно доверенности.
Кредитный специалист вместе с одним из экземпляров оформленного кредитного договора представляет заёмщику график погашения кредита, в котором по датам за весь срок кредита (не реже одного раза в месяц) указываются суммы платежей в погашение основного долга и процентов.
Этап 5. Предоставление кредита
Физическое предоставление кредита осуществляется бухгалтерией банка, в которой на основании распоряжения, составленного кредитным управлением банка (ответственным кредитным работником) и подписанного его руководителем, деньги зачисляются на счёт заёмщика (или его контрагента) или выдаются в наличной форме (если заёмщик – физическое лицо) и одновременно открывается ссудный счёт. Предоставление кредита осуществляется одним из способов (методов) кредитования, определённым кредитным договором.
В распоряжении кредитного подразделения должны быть указаны следующие обязательные реквизиты кредитного договора:
– номер и дата договора (соглашения);
– сумма предоставляемых (размещаемых) средств;
– срок уплаты процентов и размер процентной ставки;
– срок (сроки) или дата погашения (возврата) средств;
– цифровое обозначение группы кредитного риска;
– вид и размер обеспечения (стоимость залога, сумма банковской гарантии, сумма поручительств);
– опись приложенных к распоряжению документов;
– другая необходимая информация.
Указанное распоряжение после исполнения и последующего контроля помещается в документы дня.
Если расчетный счет заемщика открыт в другом банке, то банк-кредитор уведомляет обслуживающий банк заемщика о размере и сроках погашения кредита.
Этап 6. Обслуживание кредита (сопровождение кредита, кредитный мониторинг)
Процедура обслуживания кредита направлена на осуществление кредитным работником контрольных функций, необходимость которых обусловлена изменением финансовых возможностей заемщика и, следовательно, уровнем риска кредита.
Различают следующие направления обслуживания кредита:
– контроль целевого использования;
– контроль достаточности обеспечения кредита;
– контроль своевременности и полноты погашения основного долга и процентов;
– контроль движения денежных средств по расчетному счету;
– контроль финансово-экономических и деловых показателей.
Начисление процентов по кредиту осуществляются в соответствии с Положением Банка России № 39 - П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета».
Обслуживание кредита оформляются в виде мониторинга, который является основанием для реструктурирования кредита.
Этап 7. Погашение кредита
Большинство кредитов погашаются полно и своевременно в соответствии с условиями кредитного договора.
В случае возникновения проблемных ситуаций кредит переносится на счет просроченных ссуд, а кредитным работником инициируется процедура востребования непогашенных процентов и основного долга.
Основными оперативными действиями банка являются:
1. Обременение обеспечения кредита;
2. Взаимодействие с дебиторами заемщика;
3. Оформление банком платежных требований и их передача в банки, обслуживающие данного заемщика;
4. Переговоры с залогодателями, гарантами и поручителями заемщика;
5. Определение перечня мер воздействия на заемщика совместно с юридической службой и службой безопасности.
Конечной целью данных действий является обеспечение возврата кредита и процентов за его использование.
Кредит, признанный безнадежным для взыскания, списывается с баланса банка-кредитора за счет сформированного резерва на возможные потери по ссудам или, в случае его недостатка, за счет убытков отчетного года. Списанный с баланса кредит продолжает отражаться за балансом в течение длительного времени (для России – не менее пяти лет).