Финансовый рынок, его понятие, структура, и функциональное значение.
Мировой финансовый рынок — это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал
Финансовый рынок состоит из ряда секторов:
инвестиционного,
кредитного,
фондового,
страхового,
валютного.
Функционирование финансового рынка тесно связано с определением процентных ставок, т. е. цены товара «деньги», проданного в форме кредита. Формирование системы процентных ставок — одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает влияние на уровень эффективности всей экономики.
Функции мирового финансового рынка: мэупс
§ перераспределение и перелив капитала;
§ экономия издержек обращения;
§ ускорение концентрации и централизации капитала;
§ межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;
§ содействие процессу непрерывного воспроизводства.
Финансовое состояние
Система финансовых отношений, функционирование финансового рынка предполагают введение понятия «финансовое состояние»экономики, ее секторов и субъектов экономической деятельности. На конкретном уровне (макро-, микро-) финансовое состояние оценивается с помощью конкретного набора показателей.
Финансовое состояние — ключевой показатель эффективности деятельности финансового рынка.
Финансовое состояние определяется посредством конкретных показателей.
Применительно к макроуровню обычно для определения финансового состояния используют следующие показатели:
§ доходы и расходы государства;
§ дефицит или профицит госбюджета;
§ госдолг;
§ сальдо платежного баланса;
§ уровень инфляции;
§ уровень процентных ставок;
§ валютный курс;
§ объем денежной массы;
§ курс ценных бумаг;
§ объем сбережений и объем долгов экономических субъектов.
§ 12 Модели регулирования финансовых рынков: мировой опыт. Принцип мегарегулирования: положительные и отрицательные стороны.
Главная особенность финансового сегментаамериканской экономики - отсутствие единого финансового регулятора и высокая роль инфраструктурных институтов в сфере фондового рынка и коллективных инвестиций. Унификация правового регулирования обращения эмиссионных ценных бумаг, одним из этапов которой стало появление National Securities Markets Improvement Act of 1996 (NSMIA).
Так, очевидным и своевременным признается
введение глобального инвестиционного института (global investment company), который отвечал бы потребностям не только национального рынка США, но и внешних (иностранных) инвесторов и участников рынка.
В частности, предлагается пересмотреть систему налогообложения доходов и операций в инвестиционных фондах (по аналогии с европейской моделью, освобождающей инвестиционные институты (фонды) от налогообложения прибыли),
создать более прозрачные механизмы начисления вознаграждений для обслуживающей инфраструктуры,
а также провести унификацию механизмов управления инвестиционной компанией (фондом).
ЕС
Первым эпохальным актом стала Директива ЕС от 20 декабря 1985 г. (о координации законов и других нормативных актов, регулирующих образования коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (ЮКИТС)), на основе которой и по сей день функционируют рыночные схемы коллективного инвестирования во всех странах ЕС (аналоги открытых и интервальных фондов в России).
Сравнительно недавно появившаяся Директива Совета ЕС от 21 апреля 2004 г. о рынках финансовых инструментов призвана упорядочить процедуру и условия выпуска финансовых инструментов, ограниченных в обороте.
Функции финансового регулятора в странах ЕС (в наднациональном масштабе) возложены на профильные комитеты Совета ЕС по экономике и социальным вопросам и Комитет по европейским ценным бумагам (European Securities Committee). Европейский Центробанк в данном случае выступает только как дополнительный координирующий орган. Полноценный финансовый регулятор в ЕС на сегодняшний день фактически отсутствует, так как потребность по созданию аналога Европейского Центрального банка для рынков финансовых инструментов и услуг, не связанных с банковским сектором, не очевидна.
Главная задача европейского законодателя и профильного комитета - обобщение положительного опыта национальных правовых систем (как в рамках ЕС, так и за его пределами), выработка рамочных правовых механизмов регулирования ключевых сегментов рынка (в данном случае - финансовых рынков) и способствование их внедрению на национальном уровне.
Характерными чертами современного европейского финансового рынка являются:
1. наличие института "взаимного признания" участников (инвесторов) рынка в странах, присоединяющихся к директивам ЕС;
2. "открытый" характер правовых норм - возможность детальной настройки правил и требований на уровне национального законодательства;
3. относительно высокий уровень интеграции финансовых институтов стран - членов ЕС, развитие взаимоотношений между собой и на уровне наднациональных образований в рамках Евросоюза;
4.выработка новейших и максимально универсальных решений и механизмов правового регулирования открытого фондового рынка, рынка коллективных инвестиций и проектного финансирования;
5. высокий уровень развития компенсационных механизмов (основы закладываются на уровне директив; конкретные решения (фонды) реализуются на уровне стран - членов ЕС);
6. свободный режим движения капиталов в пределах ЕС (основная черта в экономике
На сегодняшний день во множестве развитых и развивающихся стран внедрена система мегарегулирования финансовых рынков, под которой подразумевается единый государственный или общественный орган, в полномочия которого входит централизованное регулирование и/или надзор за всеми или отдельными секторами финансового рынка, например, банковской, страховой сферами, фондовым рынком, сферой негосударственных пенсионных фондов и т.д.
Опыт зарубежных стран показывает, что одной из важнейших предпосылок появления мегарегулятора является расширение и слияние границ секторов финансового рынка.
Новые условия рынков привели к переосмыслению содержания финансового регулирования. Стало очевидно, что задача регуляторов состоит не в том, чтобы формулировать правила поведения для разных типов посредников, а в решении более общих задач, направленных на обеспечение стабильности рынка и ограничение рискованных позиций его участников независимо от выполняемых ими функций и принадлежности к тому или иному типу. Такой подход потребовал создания более однородного надзора за одинаковыми видами деятельности, осуществляемыми различными участниками рынка, и соответственно изменения структуры органов финансового регулирования. Реформирование организационной структуры должно было устранить дублирование и снизить затраты на регулирование и со стороны государственных органов, и со стороны регулируемых финансовых институтов.
Регулирование бизнес-поведенияна финансовом рынке направлено на защиту интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. Оно должно гарантировать предоставление потребителям финансовых услуг всей необходимой и правдивой информации и обеспечивать, чтобы финансовые компании в своей деятельности не пытались ввести своих клиентов в заблуждение и не дискриминировали бы их
Обеспечение финансовой стабильностиподразумевает создание механизмов управления системными рисками и предотвращения распространения кризисных явлений с одного сектора финансового рынка на другой.
Господствующей идеей первого этапа модернизации систем финансового регулирования стала идея создания единого финансового регулятора – мегарегулятора, который объединял бы функции пруденциального надзора и защиты прав потребителей. Модель единого регулятора предполагала сокращение числа регулирующих органов, конвергенцию их функций и снижение роли центрального банка в пруденциальном надзоре за финансовыми институтами при закреплении за ним функции регулирования финансовой стабильности.
В большинстве стран внедрение единого регулятора происходило без учета целей макропруденциального регулирования. Кроме того, выявился и еще один дефект единого регулятора, который состоит в том, что надзор за системно значимыми платежно-расчетными системами осуществляется центральным банком, а надзор за финансовыми агентами – пользователями этих систем осуществляется единым регулятором. Это явно ограничивает рычаги воздействия центрального банка на финансовую стабильность, что проявилось во время финансового кризиса 2007-2009 годов.
ТВИН ПИКС ( НИДЕРЛАНДЫ)
В данной модели выделяются два основных регулирующих органа: регулятор системного риска и регулятор деятельности на финансовом рынке (business conduct regulator). Регулятор системного риска занимается пруденциальным регулированием всех системно значимых финансовых институтов и платежно-расчетных систем. Эти функции обычно закреплены за центральным банком. Регулятор деятельности на финансовом рынке надзирает за всеми видами финансовых услуг (банковскими, страховыми, инвестиционными) как на оптовых рынках (регулирование бирж), так и на розничных.
13. Регулирование финансового рынка: содержание и принципы государственного регулирования и саморегулирования.
Различают:
1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
2. регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;
3. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение
Цели регулирования финансового рынка:
1. поддержание порядка на рынке,
2. создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
3. защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
4. обеспечение свободного и открытого процесса ценообразованияна ценные бумаги на основе спроса и предложения;
5. создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
6. в определенных случаях создание новых рынков,
7. поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
8. воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.
Основными принципами регулирования являются:
разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;
выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).
Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему: идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения); концентрация
ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития; установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операционных и учетных стандартов); контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций); создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).
Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:
рыночное саморегулирование — это самонастройка процессов финансового рынкапод влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;
административное саморегулирование — средство формирования саморе- гулируемых организаций.
В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являются организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.
Принципы права присущи как праву в целом (правовой системе), так и его частям (отдельным правовым отраслям, подотраслям, институтам и субинститутам). Общеправовые принципы определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства и применяются ко всем отраслям права без исключения.
Общеправовые принципы и принципы саморегулирования соотносятся как общее и частное, поэтому последние должны не дублировать, а учитывая отраслевую специфику, дополнять правовое регулирование в этой части специальными правилами, характерными именно для саморегулирования и не характерными для общеправового регулирования.