Финансовый рынок, его понятие, структура, и функциональное значение.

Мировой финансовый рынок — это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал

Финансовый рынок состоит из ряда секторов:

инвестиционного,

кредитного,

фондового,

страхового,

валютного.

Функционирование финансового рынка тесно связано с определением процентных ставок, т. е. цены товара «деньги», проданного в форме кредита. Формирование системы процентных ставок — одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает влияние на уровень эффективности всей экономики.

Функции мирового финансового рынка: мэупс

§ перераспределение и перелив капитала;

§ экономия издержек обращения;

§ ускорение концентрации и централизации капитала;

§ межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

§ содействие процессу непрерывного воспроизводства.

Финансовое состояние

Система финансовых отношений, функционирование финансового рынка предполагают введение понятия «финансовое состояние»экономики, ее секторов и субъектов экономической деятельности. На конкретном уровне (макро-, микро-) финансовое состояние оценивается с помощью конкретного набора показателей.

Финансовое состояние — ключевой показатель эффективности деятельности финансового рынка.

Финансовое состояние определяется посредством конкретных показателей.

Применительно к макроуровню обычно для определения финансового состояния используют следующие показатели:

§ доходы и расходы государства;

§ дефицит или профицит госбюджета;

§ госдолг;

§ сальдо платежного баланса;

§ уровень инфляции;

§ уровень процентных ставок;

§ валютный курс;

§ объем денежной массы;

§ курс ценных бумаг;

§ объем сбережений и объем долгов экономических субъектов.

§ 12 Модели регулирования финансовых рынков: мировой опыт. Принцип мегарегулирования: положительные и отрицательные стороны.

Главная особенность финансового сегментаамериканской экономики - отсутствие единого финансового регулятора и высокая роль инфраструктурных институтов в сфере фондового рынка и коллективных инвестиций. Унификация правового регулирования обращения эмиссионных ценных бумаг, одним из этапов которой стало появление National Securities Markets Improvement Act of 1996 (NSMIA).

Так, очевидным и своевременным признается

введение глобального инвестиционного института (global investment company), который отвечал бы потребностям не только национального рынка США, но и внешних (иностранных) инвесторов и участников рынка.

В частности, предлагается пересмотреть систему налогообложения доходов и операций в инвестиционных фондах (по аналогии с европейской моделью, освобождающей инвестиционные институты (фонды) от налогообложения прибыли),

создать более прозрачные механизмы начисления вознаграждений для обслуживающей инфраструктуры,

а также провести унификацию механизмов управления инвестиционной компанией (фондом).

ЕС

Первым эпохальным актом стала Директива ЕС от 20 декабря 1985 г. (о координации законов и других нормативных актов, регулирующих образования коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (ЮКИТС)), на основе которой и по сей день функционируют рыночные схемы коллективного инвестирования во всех странах ЕС (аналоги открытых и интервальных фондов в России).

Сравнительно недавно появившаяся Директива Совета ЕС от 21 апреля 2004 г. о рынках финансовых инструментов призвана упорядочить процедуру и условия выпуска финансовых инструментов, ограниченных в обороте.

Функции финансового регулятора в странах ЕС (в наднациональном масштабе) возложены на профильные комитеты Совета ЕС по экономике и социальным вопросам и Комитет по европейским ценным бумагам (European Securities Committee). Европейский Центробанк в данном случае выступает только как дополнительный координирующий орган. Полноценный финансовый регулятор в ЕС на сегодняшний день фактически отсутствует, так как потребность по созданию аналога Европейского Центрального банка для рынков финансовых инструментов и услуг, не связанных с банковским сектором, не очевидна.

Главная задача европейского законодателя и профильного комитета - обобщение положительного опыта национальных правовых систем (как в рамках ЕС, так и за его пределами), выработка рамочных правовых механизмов регулирования ключевых сегментов рынка (в данном случае - финансовых рынков) и способствование их внедрению на национальном уровне.

Характерными чертами современного европейского финансового рынка являются:

1. наличие института "взаимного признания" участников (инвесторов) рынка в странах, присоединяющихся к директивам ЕС;

2. "открытый" характер правовых норм - возможность детальной настройки правил и требований на уровне национального законодательства;

3. относительно высокий уровень интеграции финансовых институтов стран - членов ЕС, развитие взаимоотношений между собой и на уровне наднациональных образований в рамках Евросоюза;

4.выработка новейших и максимально универсальных решений и механизмов правового регулирования открытого фондового рынка, рынка коллективных инвестиций и проектного финансирования;

5. высокий уровень развития компенсационных механизмов (основы закладываются на уровне директив; конкретные решения (фонды) реализуются на уровне стран - членов ЕС);

6. свободный режим движения капиталов в пределах ЕС (основная черта в экономике

На сегодняшний день во множестве развитых и развивающихся стран внедрена система мегарегулирования финансовых рынков, под которой подразумевается единый государственный или общественный орган, в полномочия которого входит централизованное регулирование и/или надзор за всеми или отдельными секторами финансового рынка, например, банковской, страховой сферами, фондовым рынком, сферой негосударственных пенсионных фондов и т.д.

Опыт зарубежных стран показывает, что одной из важнейших предпосылок появления мегарегулятора является расширение и слияние границ секторов финансового рынка.

Новые условия рынков привели к переосмыслению содержания финансового регулирования. Стало очевидно, что задача регуляторов состоит не в том, чтобы формулировать правила поведения для разных типов посредников, а в решении более общих задач, направленных на обеспечение стабильности рынка и ограничение рискованных позиций его участников независимо от выполняемых ими функций и принадлежности к тому или иному типу. Такой подход потребовал создания более однородного надзора за одинаковыми видами деятельности, осуществляемыми различными участниками рынка, и соответственно изменения структуры органов финансового регулирования. Реформирование организационной структуры должно было устранить дублирование и снизить затраты на регулирование и со стороны государственных органов, и со стороны регулируемых финансовых институтов.

Регулирование бизнес-поведенияна финансовом рынке направлено на защиту интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. Оно должно гарантировать предоставление потребителям финансовых услуг всей необходимой и правдивой информации и обеспечивать, чтобы финансовые компании в своей деятельности не пытались ввести своих клиентов в заблуждение и не дискриминировали бы их

Обеспечение финансовой стабильностиподразумевает создание механизмов управления системными рисками и предотвращения распространения кризисных явлений с одного сектора финансового рынка на другой.

Господствующей идеей первого этапа модернизации систем финансового регулирования стала идея создания единого финансового регулятора – мегарегулятора, который объединял бы функции пруденциального надзора и защиты прав потребителей. Модель единого регулятора предполагала сокращение числа регулирующих органов, конвергенцию их функций и снижение роли центрального банка в пруденциальном надзоре за финансовыми институтами при закреплении за ним функции регулирования финансовой стабильности.

В большинстве стран внедрение единого регулятора происходило без учета целей макропруденциального регулирования. Кроме того, выявился и еще один дефект единого регулятора, который состоит в том, что надзор за системно значимыми платежно-расчетными системами осуществляется центральным банком, а надзор за финансовыми агентами – пользователями этих систем осуществляется единым регулятором. Это явно ограничивает рычаги воздействия центрального банка на финансовую стабильность, что проявилось во время финансового кризиса 2007-2009 годов.

ТВИН ПИКС ( НИДЕРЛАНДЫ)

В данной модели выделяются два основных регулирующих органа: регулятор системного риска и регулятор деятельности на финансовом рынке (business conduct regulator). Регулятор системного риска занимается пруденциальным регулированием всех системно значимых финансовых институтов и платежно-расчетных систем. Эти функции обычно закреплены за центральным банком. Регулятор деятельности на финансовом рынке надзирает за всеми видами финансовых услуг (банковскими, страховыми, инвестиционными) как на оптовых рынках (регулирование бирж), так и на розничных.

13. Регулирование финансового рынка: содержание и принципы государственного регулирования и саморегулирования.

Различают:

1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

2. регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;

3. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение

Цели регулирования финансового рынка:

1. поддержание порядка на рынке,

2. создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

3. защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

4. обеспечение свободного и открытого процесса ценообразованияна ценные бумаги на основе спроса и предложения;

5. создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

6. в определенных случаях создание новых рынков,

7. поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

8. воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.

Основными принципами регулирования являются:

разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;

выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему: идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения); концентрация

ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития; установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операционных и учетных стандартов); контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций); создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).

Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:

рыночное саморегулирование — это самонастройка процессов финансового рынкапод влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;

административное саморегулирование — средство формирования саморе- гулируемых организаций.

В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являются организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Принципы права присущи как праву в целом (правовой системе), так и его частям (отдельным правовым отраслям, подотраслям, институтам и субинститутам). Общеправовые принципы определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства и применяются ко всем отраслям права без исключения.

Общеправовые принципы и принципы саморегулирования соотносятся как общее и частное, поэтому последние должны не дублировать, а учитывая отраслевую специфику, дополнять правовое регулирование в этой части специальными правилами, характерными именно для саморегулирования и не характерными для общеправового регулирования.

Наши рекомендации