Сущность и функции финансов. 2. функции финансов.
Сущность и функции финансов. 2. Функции финансов.
Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегос фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Финансы выполняют следующие основные функции:
1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства.
2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта,т.е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе.
4) регулирующая функция.
В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства.
Фин механизм и его роль в реализации фин политики.
Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.
К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование и тд.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а п\п самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Бюджетная система государства.
Налоговая политика гос.
налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Считается, что налоговая политика включает в себя три звена:
1) выработку научно обоснованных концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития страны, исходя из потребностей населения;
2) определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Функции гос кред
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:
— распределительную;
— регулирующую;
— контрольную.
Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.
Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.
Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.
Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Классификация гос займов
Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Государственные займы классифицируются следующим образом.
По способу размещения делятся на:
— свободно обращающиеся;
— размещаемые по подписке;
— принудительные.
По обеспеченности долговых обязательств:
— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
По сроку действия:
— краткосрочные (срок погашения до одного года);
— среднесрочные (до пяти лет);
— долгосрочные (свыше пяти лет).
По видам доходности:
— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:
— внутренние;
— внешние.
По методу определения доходов:
— с твердым доходом;
— с «плавающим» доходом.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
— с правом досрочного погашения;
— без права досрочного погашения.
Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.
28 Управление гос кредитом (формирование направления финансовой политики гос-ва)
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
O минимизация стоимости долга для заемщика;
O недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.
Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигаций — это цена, обозначенная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включается в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.
Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх или вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и НБУ.
Обеспечением государственного долга Украины служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Украины. Долговые обязательства Украины могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Управление государственным долгом должно обеспечивать:
O эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
O обеспечение своевременного возврата кредитов;
O максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Таким образом, финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.
Финансовая тактика – это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.
В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.
Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.
Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.
Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.
Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств.
Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их, прежде всего, в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.
Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:
методы распределения национального дохода;
способы образования государственных бюджетных фондов (общегосударственного и региональных);
методы образования государственных целевых фондов;
виды платежей в бюджет и целевые фонды;
финансовое планирование и прогнозирование;
финансовый контроль.
Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).
Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве – это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования большое значение имеют:
финансовое регулирование и стимулирование производства;
финансирование научно-технического прогресса;
страховая защита общественного производства.
Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.
Функции страхования
Рисковая функция
Эта функция является первой и главной. Она органически вытекает из сущности страхования, предметом непосредственной деятельности которого являются только случайные опасные события, имеющие определенную (коммерчески выгодную) вероятность.
Предполагаемое случайное (опасное) событие, чтобы стать предметом страховой деятельности, должно обладать признаками страхового риска - случайности и вероятности его наступления. То есть если нет случайных опасностей, предполагаемых как страховые риски, которые могут нанести человечеству (его насущным жизненным интересам) вред или ущерб, то нет и потребности в страховании - в его сущности, содержании и формах.
Страхование возникло только потому, что человечеству потребовалась защита его имущественных интересов (воплощенных в личности людей, их имуществе, позже - гражданской ответственности) от страховых рисков, наносящих вред и ущерб этим интересам.
Вред и ущерб от реализации страховых рисков стали первой и непосредственной причиной появления потребности в страховой защите от этих рисков. Без реализации рисковой функции может осуществляться как единственная любая предпринимательская деятельность, но только не страховая.
Предупредительная функция
Данная функция является производной от рисковой, выражающей сущность страхования. Страховщику экономически выгоднее реализовать предупредительную функцию, нежели рисковую. По международным данным, предупреждение (профилактика, превенция) в 20 раз эффективнее, чем ликвидация убытка (репрессивные меры), а по данным МЧС России - в 15 раз.
Сберегательно-накопительная функция
Эта функция двойная, что отражает эволюцию сущности страхования.
Изначально (примерно 5000 лет назад) страхование возникло только как сберегательное, так как объектами защиты у него были грузы и транспортные средства купцов, т.е. имущество. С тех пор и поныне имущество можно застраховать только по фактической стоимости. Выше этой стоимости страховая сумма признается ничтожной, так как сумма ущерба, нанесенная имуществу (случайной опасностью), никак не может превышать его фактическую стоимость. Если имущество стоит 100 тыс. руб., то фактический ущерб, превышающий 100 тыс. руб., физически невозможен.
Отсюда следует, что реализация страхового риска приносит владельцу имущества убытки. Максимальный убыток может составить только сумму действительной стоимости застрахованного имущества. Поэтому любая выплата (в том числе максимальная) страхового возмещения есть не увеличение, не накопление имущественного благосостояния страхователя. Такая выплата есть только сохранение, т.е. сбережение его имущества. Поскольку страховые выплаты в сберегательном страховании сохраняют лишь то, что фактически потеряно из-за страхового риска, то его называют еще именно рисковым, или классическим, страхованием. Классика его в том, что оно не обогащает своих клиентов, но сохраняет им то, что они фактически имели на день страхования и застраховали.
Ныне сберегательное страхование (рисковое, классическое), противоположность накопительного, обеспечивает защитой от страховых рисков все виды объектов, кроме совокупности видов накопительного страхования жизни.
То есть по условиям накопительного страхования жизни через оговоренный срок страхователю выплачивается:
страховая сумма в размере сохраненного резерва взносов за этот срок;
процентный доход на эту сумму (процент может начисляться простой и сложный. Это определяется соглашением сторон).
Таким образом, страхователь, наряду со сбережением (сохранением) уплаченных им страховщику взносов, получает на них накопленную прибыль.
Накопительная функция, как видно, реализована не как страховая, зависящая от наступления оговоренного риска; она реализована как банковская депозитная функция. Именно поэтому накопительное страхование обособлено от рискового и называлось до недавнего времени неклассическим страхованием.
В настоящее время российские страховщики накопительное страхование стали называть классическим. Делать это они стали не потому, что страхование жизни обоснованно признали чисто рисковым (у нас, напротив, в настоящее время законодатели мучительно пытаются понять отличие страхования "жизни" от "не жизни").
Контрольная функция
Эта функция органически связана с кредитной стороной сущности страхования. Страховщик получает деньги клиентов-страхователей в долг. Страховые резервы (фонды), сформированные из большой части денег (взносов) страхователей, есть их собственность.
В гл. 15 показаны факторы, вызывающие объективную необходимость государственного контроля за деятельностью страховщиков.
Один из факторов - некомпетентность страхователей в отношениях со страховщиками. Вместе с тем страхователь в этом отношении - кредитор, но даже профессиональные кредиторы - банки часто проигрывают споры со страховщиками в арбитражных судах. Другой фактор - это "низкая подготовленность кадров страховых организаций, их несоответствие уровню стоящих перед рынком задач".
Актуальность контрольной функции состоит в том, что ее осуществление обеспечивает нормальную реализацию сущности страхования. Эта функция имеет внутреннюю и внешнюю реализацию.
Внутренний контроль обеспечивается:
собственным (страховщика) мониторингом финансовых потоков страховой фирмы;
их соответствием (потоков), например, требованиям правил формирования и инвестирования страховых резервов, которые разрабатываются государственными институтами с целью приоритетной защиты интересов страхователей и соблюдения интересов страховщиков.
За соблюдением этих требований внутри страховой фирмы следят собственные службы (финансов, бухгалтерия, безопасности).
Внутренний контроль страхования жизненно важен, так как страховое мошенничество встречается внутри самих фирм (причем от страховых агентов до президентов) как на национальном уровне, так и на международном.
Внешний контроль реализуется:
самим страховщиком (в страховании, перестраховании, пулах, ассоциациях, союзах и т.д.);
страхователями и иными законными получателями страховых выплат;
государственными институтами (органом страхового надзора, Министерством финансов, внешними аудиторами, Счетной палатой Российской Федерации и т.п.).
Доходы домашних хозяйств
Доходы домашних хозяйств могут быть в денежной и не денежной (натуральной) форме. К последним можно отнести полученные в личном подсобном хозяйстве продукты питания, а также натуроплату за работу на предприятиях или частные услуги.
В развитых рыночных экономиках денежная форма доходов естественным образом преобладает. Денежные доходы домашних хозяйств подразделяются по следующим источникам поступления:
Заработная плата
Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты
Доходы от предпринимательской деятельности
Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на финансовом рынке
Расходы домашних хозяйств
Существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств.
С точки зрения сроков, на которые рассчитаны те или иные расходы, выделяют:
Краткосрочные расходы, то есть расходы, рассчитанные на короткий период (до 1-2 месяцев), например, расходы на питание, транспорт. Краткосрочные расходы повторяются с наибольшей частотой или постоянно.
Среднесрочные расходы, то есть расходы, рассчитанные на средний период (от нескольких месяцев до года, иногда более года), например, расходы на одежду, обувь.
Долгосрочные расходы, то есть расходы, рассчитанные, как правило, на несколько лет и более, например, приобретение предметов длительного пользования: квартира, автомобиль, мебель и т. п.
В зависимости от функционального назначения расходы могут быть разделены на следующие основные группы:
Личные потребительские расходы, то есть покупка товаров, оплата услуг
Налоги и другие обязательные платежи
Денежные накопления и сбережения.
Существует также ещё один подход, который предполагает их деление на расходы связанные с потреблением и накоплением.
Расходы на потребление
К расходам на потребление могут быть отнесены так называемые обязательные расходы, то есть расходы, без которых не может нормально существовать домашнее хозяйство. К ним относятся:
Налоги и обязательные сборы с физических лиц:
подоходный налог, или налог на доходы физических лиц;
налог на имущество
налог на землю
налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
налог с владельцев транспортных средств
иные налоги
государственная пошлина
сбор за уборку населенных пунктов
целевые сборы на содержание милиции и другие цели
курортный сбор
иные сборы
Коммунальные и другие ежемесячные платежи населения:
оплата коммунальных услуг
оплата электроэнергии
оплата за холодную воду
оплата за горячую воду
оплат за отопление
оплата за канализование воды
оплата за пользование газом
оплата за вывоз мусора
оплата за радиоточку
оплата за пользование коллективной антенной
другие платежи
Текущие расходы на потребление, то есть расходы на товары, используемые в течение относительно непродолжительного периода времени:
расходы на продукты питания и напитки
расходы на одежду и обувь
расходы на услуги домработницы, сиделки, няни и других наёмных работников для помощи по домохозяйству
расходы на периодически потребляемые услуги:
услуги парикмахерской
услуги стоматолога
другие медицинские услуги
услуги прачечной
обязательное страхование автогражданской ответственности
другие виды личного страхования
другие периодически потребляемые услуги
расходы, связанные с отдыхом, путешествиями, туризмом
другие текущие расходы
Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительного промежутка времени
приобретение мебели
приобретение автомобиля
приобретение жилья
приобретение других предметов длительного пользования
Капитальные расходы, связанные с вложением денег для получения (увеличения) дохода домашнего хозяйства в будущем:
Расходы, связанные с образованием
Расходы, связанные с открытием собственного дела, предпринимательской деятельностью
Расходы на накопление и денежные сбережения[править | править вики-текст]
Значение денежных накоплений и сбережений важно не только для домашнего хозяйства. Сбережения домашних хозяйств — важный ресурс для развития экономики.
Целевое назначение денежных накоплений может быть различным:
Создание страхового резерва «на всякий случай»
Накопление денежных средств для приобретения предметов длительного пользования (машины, квартиры, др.)
Долгосрочное накопительное страхование жизни
Создание денежного фонда для инвестирования в различные финансовые активы: приобретение акций, облигаций, паёв инвестиционных фондов, размещение денежных средств на депозитах в банках и др.
Вложение денежных средств в драгоценные металлы (тезаврация), недвижимость, иностранную валюту и др. активы
Выделяют две формы сбережения: организованную и неорганизованную. По мере развития рыночных отношений, совершенствования и увеличения объёма предоставляемых финансовых услуг населению, доля организованных сбережений возрастает, выполняя важную общественно-значимую функцию снабжения кредитными деньгами экономики.
Вместе с тем все финансовые ресурсы домохозяйства предназначены для формирования двух фондов - фонда потребления и фонда накопления (сбережений). Фонд потребления предназначен для удовлетворения текущих потребностей членов домохозяйства. В состав фонда потребления входят:
- денежные средства, предназначенные для текущих расходов - расходы на приобретение продуктов питания, товаров повседневного пользования (одежда, обувь, предметы санитарии и гигиены и т.д.), коммунальные платежи, оплата других текущих услуг;
- денежные средства для приобретения товаров и услуг длительного пользования (жилье, мебель, электробытовые товары, транспортные средства, оплата образовательных, медицинских, туристических услуг).
Фонд сбережений (накоплений) предназначен для удовлетворения отложенных потребностей - для приобретения дорогостоящих товаров, для сохранения достигнутого уровня жизни или с целью капитализации доходов. Фонд накоплений представлен в виде:
- денежных сбережений;
- денежных средств, вложенных в движимое и недвижимое имущество.
Источники формирования финансовых ресурсов домохозяйств многообразны их можно разделить на собственные и привлеченные.
Домашнее хозяйство, начиная свое функционирование, как правило, обладает определенным ранее накопленным богатством (первоначальными ресурсами), перешедшим к нему по наследству или в результате дарения. Это имущество может быть представлено в разных формах: в форме недвижимости, денежных средств, ценных бумаг и других активов. Кроме первоначальных ресурсов собственными источниками финансовых ресурсов домохозяйств являются:
- средства, заработанные членами домохозяйства (заработная плата, доход от подсобного хозяйства, предпринимательский доход, заработанный членами домашнего хозяйства);
- средства, мобилизованные на финансовом рынке, в форме дивидендов, процентов;
- средства, поступившие в порядке перераспределения (социальные трансферты), пенсии, пособия и др.;
- прочие ресурсы (выигрыши в лотерею, страховые возмещения).
Привлеченные ресурсы - это ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке в форме кредитов (потребительских, ипотечных, на хозяйственные нужды и банковских кредитов для развития производства др.), а также средства бюджетов бюджетной системы в виде социальных субсидий и денежных льгот отдельным категориям граждан.
Использование финансовых ресурсов домашних хозяйств осуществляется по направлениям их функциональной деятельности: на личное и семейное потребление; финансирование различных видов деятельности домохозяйств; погашение обязательств перед бюджетной системой, кредитными, страховыми организациями; сбережения и накопления.
Сущность и функции финансов. 2. Функции финансов.
Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегос фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Финансы выполняют следующие основные функции:
1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства.
2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта,т.е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе.
4) регулирующая функция.
В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства.