Мини- тест на «потеряустоичивость»

Важно не только учить, но и убедиться в том, что ребёнок всё это запомнил и может вести себя в соответствии с выученными правилами.

«Потеряйтесь» в магазине и понаблюдайте, как малыш будет себя вести. Не доводите, конечно, его до отчаяния и, если видите, что совсем растерялся, срочно «найдитесь». Но в идеале ребёнок должен сделать всё, чему научился от вас: не бегать, не паниковать, а отойти в сторонку (но не уходить от этого места далеко) - и стоять и ждать. Или (если ребёнок старше шести лет) сориентироваться и подойти к месту встречи, о котором вы заранее договорились. И тоже ждать.

Хорошо, чтобы у него был мобильный телефон, но и кроме этого, чтобы он знал свой и ваш номер наизусть - если, потеряв телефон, придётся звонить с чужого.

Проверьте, как реагирует он на уговоры посторонних людей. Можете даже заранее договориться с кем- то (кого ребёнок не знает), чтоб чужой человек (добрый, симпатичный, располагающий к себе) пособлазнял его, пытаясь увести куда- то.

Совет:Не таитесь долго. И не проводите сразу две проверки (и теряться самой, и тётенек насылать). Ваша задача - не перепугать ребёнка, а научить его на практике пользоваться усвоенными знаниями. Не прошедший «тестирование» (закалку на прочность) ребёнок может сильно испугаться и запаниковать. А вот маленький стресс (и маленький первый испуг, который он сумеет победить, когда поймёт, что мама потерялась, он остался один) только пойдёт на пользу.

Если ребёнок сделал всё правильно - оцените это по заслугам, наградите, расскажите, вернувшись домой, как мужественно он вёл себя. Как правильно он себя вёл! Этот миг победы над страхом поможет ребёнку выйти победителем и из куда более сложной ситуации.

Глава 8

ЧЕМУ НАУЧИТ СНЕЖНАЯ ГОРКА

Идёт наша дочка из садика и жалуется:

—Я сегодня даже на качелях не покачалась. Все качались, только мне не давали...

—Так много желающих было?

—Мно- ого! (Начинает похныкивать.) Целая очередь. Все стояли... стояли...

—А ты бы тоже в очередь встала...

—Кончилась очередь! Мне даже очереди не хватило!!!

Во дворе нашего детсадика залили горку. Причём по всем правилам: ровную, широкую, с длинным пологим скатом. На ней ни колдобин, ни трамплинчиков - как раз для малышей. Теперь родители платят ежевечернюю дань: детки не желают уходить домой, пока вволю не накатаются. У горки вечерами всегда людно. Малышня катается, взрослые стоят- ждут- уговаривают. То одна, то другая мама не выдерживает (мороз, холодно, да и некогда, как всегда) и, выдернув детку из общей кучи, уводит (или уволакивает - у кого как).

Интересное место - ледяная горка. Здесь отношения взрослый- ребёнок как на ладони. Здесь можно понять и то, насколько родители понимают ребёнка, и как умеют договариваться с ним, и насколько у ребёнка родители в авторитете.

Здесь каждый ребёнок сосредоточен в первую очередь на себе, на своих внутренних ощущениях, и потому спонтанно выдаёт те самые реакции, которые в другое время, может быть, и сдержал бы. Мамы, кстати, тоже выдают, и тоже спонтанно. В основном - замечания.

Все замечания, которые обрушиваются на детские головы (и успешно пролетают мимо ушей), можно поделить на две группы: социально- адаптационные и воспитательно- карательные. (Да простят нам психологи эти произвольные термины!)

Первые явно предназначены не для детей - для взрослых, которые стоят рядом.

— Ты зачем её за руку тянешь, так нельзя!

— Не сиди на ступеньках, Вика, видишь, сколько народу ждёт! (По правде говоря, мелкий народец ждать не намерен и лезет на горку со всех сторон, кому как удобнее. Вика им нисколько не мешает.)

— Катя, осторожнее! Съезжай медленно, смотри, внизу дети!

— Алёша, не лезь! Сначала надо девочку пропустить! Алёша!!!

- Лиза, малышам уступать надо, ну разве так можно!

Лиза не слышит, Алёша девочку пропускать не желает, Катя, ясное дело, скатываясь, не сможет притормозить. Апофеозом всего становится фраза: «Не визжи! Ты мешаешь. Разве можно так громко кричать?!»

Пожалуй, мамы и бабушки втайне понимают сами, что слова их - только слова, и говорят- то их, в сущности, не для детей, а друг для друга (так принято?). Словно соревнуются, кто воспитанней и культурней. Этакая компенсация за «недо- воспитанность» ребёнка; мол, я понимаю, что моя детка неправильно ведёт себя... Не подумайте чего, я хорошая мама, я исправляюсь, я культурная, ну честное слово!!!

Второй блок замечаний несколько иной. Они выдают искреннюю родительскую обеспокоенность: как бы не вышло чего. Как бы дитя не споткнулось, не грохнулось, не разбило себе нос.

— Оля! Оля- а- а! Не стой наверху, слазь, тебе говорю... свалишься...

— Павлик, не смей так кататься, упадёшь!

Вот две девочки сцепляются и едут «лежачим паровозиком». И тут же две мамы хором кричат:

- Ты куда лёжа едешь, куда!!!

- Сию минуту прекрати, сколько тебе говорить!

Родители на самом деле волнуются, как бы не вышло чего...

И почему- то не замечают, что выходит- то как раз из- за них.

Девчушка съезжает вприсядку и боком, перепуганная бабушка кричит: «Оленька, осторожнее! Я кому говорю... О- о- оля! Ты меня слышишь?! Оля... сейчас упадёшь!» Оля слышит, оглядывается и тут же теряет равновесие - бац! - падает. (Оглушительный рёв.)

Вот мальчишка пробует прокатиться стоя. Раз у него получилось, а потом резво вмешалась мама: «Илья! Сядь сейчас же! Не смей!!!» Илья спотыкается и валится в рыхлый снег. Благо, окрик сразил его в самом низу.

Некоторые родители, наоборот, подначивают своих, по их мнению, слишком осторожных детишек.

Я думаю, если бы озабоченные мамы и прочая родня перестали так заботиться о безопасности детей, то и неприятностей, и ушибов было бы наамного меньше.

Наши рекомендации