Бизнес-коучинг и life-коучинг
Life-коучинг (достижение личных целей) со стороны похож на модель из детской сказки: иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. То есть человека раскачивают, чтобы он сам поставил цель и сам к ней пришел. В бизнес-коучинге немного проще. Там есть проблема или задача, и вы тренируете клиента на преодоление конкретной типичной трудности.
Люди приходят в бизнес– и life-коучинг за разными результатами. В life-коучинг идут, когда есть серьезная проблема и человек готов платить за ее решение. Надо строить свой коучинг вокруг этого.
В бизнес-коучинге необходимо разбирать именно типичные вопросы и трудности. Плюс иметь методики, помогающие клиенту самому найти решение и реализовать его до конца.
И в life-коучинге, и в бизнес-коучинге вы должны дать клиентам возможность личностного роста. Постановка целей, получение нужного результата, менеджмент, самодисциплина.
Это то, что должно включаться в каждую коучинг-программу, иначе люди в ней не удержатся. Если они не будут внедрять полученные знания, то станут уходить.
«У меня и так уже полно информации, которую я толком не могу усвоить… Давайте поставим точку и на следующие полгода скажем “хватит”». И на этой фразе клиенты будут уходить из мастер-группы или из индивидуального коучинга. Кстати, из мастер-группы уходят чаще, чем из индивидуального обучения, потому что контакт один на один сильнее, чем групповой.
Чтобы такого не происходило, следует давать инструменты для внедрения. Целеполагание, тайм-менеджмент, план действий («для достижения данной цели вам нужно сделать вот эти семь шагов…»).
Проблемы начинающих коучей
Есть пара вещей, которые вы должны знать. Во-первых, большинство клиентов найдут отличный креативный способ, услышав то, что вы им сказали, сделать все наоборот. За время коучинга вы узнаете несколько сотен способов получить информацию и перевернуть ее с ног на голову – так, что работать она не будет. И нужно быть к этому готовыми.
Есть три варианта:
взять информацию и перевернуть ее с ног на голову;
взять информацию и ничего не делать;
взять информацию и использовать только ту ее часть, которая нравится (это самая распространенная ошибка).
«Чтобы получить результат, нужно делать первое, второе, третье, четвертое, пятое». А клиенты делают второе и половину пятого, потому что им первое, третье и четвертое не нравится. И ждут результатов.
Люди найдут способ либо ничего не делать, либо сделать это криво (они якобы это уже пробовали, в их бизнесе это не работает и так далее). К подобному нужно быть готовыми и не сильно расстраиваться по этому поводу. Это не ваша проблема, это проблема ваших клиентов.
Вторая трудность, с которой сталкиваются начинающие коучи, такова. Многие из них думают: «Как это я буду брать с человека деньги, если ему ничего не помогает? Он ничего не делает, но все равно он ходит ко мне в коучинг и платит деньги». Клиент должен вам платить, это естественно!
Надо задуматься над тем, как сделать, чтобы клиент больше платил: это будет его сильнее мотивировать на действия.
Вы не ответственны за результаты клиентов. Привыкли давать гарантию на каждый свой продукт? Ну так коучинг – это не продукт. По сути же вы никогда не берете ответственность за своих клиентов. Это их проблемы, если они что-то не делают или делают неправильно.
Вы должны уяснить, что не удастся поменять шаблоны поведения людей, как бы вы ни старались. Клиент должен сам захотеть измениться – и захотеть сильно. Примите это как данность. Как и то, что 90 % денег в коучинге будут приходить от людей, которые делают все криво, не так и не вовремя.
Если вы считаете, что, когда клиенты получили 30 % результата, а вы с них взяли 100 % денег, вам надо вернуть 70 %, – выбросьте это из головы! Брать надо больше – вот разница между успешным коучем и тем, который перебивается с хлеба на квас и прыгает вокруг своих клиентов. Поймите одно: коучинг – это тоже бизнес, мы работаем по закону больших чисел.
Нужны ли сертификаты?
Следующая проблема, которая встречается у начинающих коучей, такова. Часто они думают: «Я же должен быть сертифицированным коучем, нужно пойти в университет и получить диплом, подтверждающий, что я могу учить».
У истоков университетов, сертификаций, дипломов собралась группа людей и говорит: «Давайте мы будем продавать бумажки за большие деньги?» – «А давайте! Придумаем лабиринт, по которому люди будут ходить, а мы им станем ставить оценки. Отличников наградим красными дипломами, хорошистов – синими, а остальных – дипломами в крапинку.
Придумаем кучу латинских терминов, которые никому вне стен университета ни о чем говорить не будут. Повесим около носа морковку, чтобы студенты сидели ночами, готовились к экзаменам. И в итоге они получат бумажку, которую потом повесят на стену и о которой никто никогда в жизни не спросит».
В Торонто я (Андрей) видел в газете объявление медицинской клиники, в которой делали очистку кишечника через задний проход с помощью клизмы. В объявлении большими буквами было написано: «Очистка кишечника дипломированными специалистами». Вот как раз именно для этого дипломированные специалисты и были придуманы – чтобы очищать чей-то кишечник.
Если у вас спрашивают диплом, можете сказать: «Ребята, если вам нужны бумажки – идите к другим тренерам, если нужны результаты – оставайтесь со мной». Как в старом анекдоте: «Вам шашечки или ехать?»
Дальше люди решают сами. Если спрашивают, есть ли у вас диплом, отвечайте: «Да, есть». Напечатайте себе какой-нибудь сертификат, их можно скачать в Интернете. Повесьте его дома или в офисе. Главное, чтобы на нем было большими красными буквами написано «Диплом», а в мелкий шрифт никто всматриваться не будет. И все вопросы сразу отпадут.
Либо можете пройти нашу сертификационную программу «Быстрые деньги в консалтинге» (ultrasales.ru/ fmconsulting.html) и получить сертификат консультанта.