Трансперсональный коучинг и преображение

Эмоциональный интеллект

Для успеха на работе эмоциональный интеллект вдвое важнее умственного.

Вклад Маслоу не ограничивается лишь знаменитой пирамидой, обсуждавшейся в главе 13. Вместе с Карлом Роджерсом он стал одним из основателей гуманистической психологии, иногда именуемой третьей волной, после психоанализа и бихевириозма с когнитивной психологией. От изучения душевных заболеваний и отклонений, которыми занимались психологи до него, Маслоу обратился к здоровым, нормально функционирующим людям, надеясь именно таким путем постичь человеческую природу. Гуманистическая психология поставила задачу реализовать человеческий потенциал через самоосознанность, кроме того, она вернула ценность эмоциям. Из этого источника произошли многие новые, экспериментальные формы психотерапии. Начиная с 1970-х они в достаточно усеченном виде проникали и в бизнес, породили «моду» на личное развитие, но лишь в 1995 г. книга Дэниеля Гоулмана возвела эмоциональный интеллект в ранг не только приемлемого, но желательного и даже необходимого для бизнеса. Исследование Гоулмана показало, что для успеха на работе эмоциональный интеллект (EQ) вдвое важнее привычного интеллектуального коэффициента (IQ). Всем срочно потребовался эмоциональный интеллект. А уж профессиональный коуч и вовсе не может без него обойтись.

Эмоциональный интеллект сам по себе не новинка, нов только термин. Можно то же самое назвать межличностным интеллектом или попросту социальными навыками. Эмоциональный интеллект охватывает пять сфер: знание собственных эмоций (самоосознанность), управление своими эмоциями, самомотивация, понимание чужих эмоций и выстраивание отношений. Вроде бы достаточно ясно, и в той или иной степени эти навыки присущи каждому человеку. Высокий уровень эмоционального интеллекта означает более полное владение этими навыками.

Исследование Гоулмана показало, что для успеха на работе эмоциональный интеллект вдвое важнее (точная пропорция 66: 34), причем не только для руководителя. Успех измеряется как уровнем отношений, так и продуктивностью. Для руководителей пропорция еще разительнее – 85: 15.

На курсах по коучингу я прошу участников указать какого-то человека, помимо родителей, к которому они в детстве чувствовали особую привязанность. Это может быть бабушка, дядя, друг семьи. Затем я прошу перечислить те характеристики, которые выделяли этого человека среди всех прочих взрослых. Участники сверяют свои записи и изумляются сходству эти признаков, причем единый их набор не зависит от страны и культуры.

Вот примерные варианты ответа.

• Этот человек обращался со мной как с равным.

• Он слушал меня и спрашивал мое мнение.

• Он уделял мне много времени и внимания.

• Он бросал мне вызов и поощрял стараться.

• Он верил в меня, верил, что я смогу.

• С ним было весело, он меня смешил, заражал весельем.

• Я чувствовал, что меня любят, меня поддерживают, заботятся обо мне.

• Этот человек относился ко мне с уважением.

Следующий вопрос к участникам: их чувства при общении с этим значимым взрослым. И снова ответы на удивление похожи: ребенок чувствовал, что его ценят, его выделяют, он становился увереннее. Окрепшая вера в себя – чаще всего звучит именно этот ответ.

Были и другие ответы, но перечисленные встречаются чаще всего. Чтобы повысить свой эмоциональный интеллект или выбрать правильное поведение, не нужно сверяться с неким академическим списком правильных видов поведения. Все гораздо проще: вспомните того взрослого, которым восхищались в детстве, и подумайте, как бы он поступил в тех или иных обстоятельствах. Ваш взрослый друг, несомненно, обладал высоким уровнем эмоционального интеллекта, пусть он же послужит для вас ролевой моделью.

Поскольку эмоциональный интеллект столь важен для успеха в работе, а школа должна готовить детей к жизни, отсутствие соответствующих занятий – непростительное упущение в системе образования. Конечно, такие уроки не проводятся лишь потому, что предполагается, будто социальные навыки усваиваются в общении со сверстниками и со старшими, а изучать их бессмысленно или невозможно. Такое мнение ошибочно: школа могла бы создать идеальные условия для развития эмоционального интеллекта юного поколения через игры, структурированные интерактивные упражнения и коучинг.

Духовный интеллект

Только мы привыкли к EI и EQ – двум аббревиатурам, обозначающим эмоциональный интеллект, – как появились новые книги, прославляющие уже SQ, т. е. духовный интеллект. Под «духовностью» подразумевается не религиозность, но то, что Элизабет Дентон определила как «фундаментальное желание найти в жизни главный смысл и цель и жить цельной жизнью». В книге «Духовный интеллект» (Spiritual Intelligence) Дана Зохар приводит слова 36-летнего бизнесмена, переживавшего личностный кризис:

У меня в Швеции успешная большая компания. Я вполне здоров, у меня прекрасная семья, положение в обществе. Наверное, даже власть. Но я так и не понял, что сделать со своей жизнью. Не знаю, тем ли путем я иду, этим ли делом мне следует заниматься.

Собеседник Даны пояснил, что его беспокоит ситуация в мире, в особенности глобальные изменения климата и распад общества. Он видел, что люди стараются не смотреть в лицо этим проблемам. В особенности такие крупные компании, как его собственная, уклонялись от ответственности.

«Я хочу что-то изменить, – говорил он. – Я хотел бы посвятить свою жизнь какой-то миссии, но не знаю как. Знаю только, что хочу внести свой вклад в решение, а не в усугубление проблемы».

Как следует коучу работать с такими проблемами и какие навыки ему понадобятся для этого? Очевидно, что для большей эффективности коучу придется подняться выше фундаментальных навыков задавать вопросы с целью повысить осознанность и ответственность , слушать, следовать за интересами подопечного и выполнять все стадии РОСТа. Коучинг – это нечто большее. Мы подошли к новому этапу психологии.

Наши рекомендации