Очень важно научиться слушать самого себя.
Я вывел закономерность. Если я съем много мяса, я не могу думать. Если, наоборот, поем много фруктов и овощей, появляется легкость, я испытываю прилив энергии, мысль работает во много раз быстрей.
Но это лично для меня. Для себя вы сами должны понять и почувствовать, что дает вам энергию, что, наоборот, убивает ее, от чего в вашем организме появляется тяжесть, а от чего вы порхаете как бабочка. Все это очень индивидуально. Поэтому повторяю: никто за вас эту работу не сделает.
Исследуйте сами себя! Это прекрасное исследование, интереснейшее занятие, полезное для вас, для вашей жизни, для вашего здоровья, для вашего успеха.
И напоследок, подводя итог, еще раз о самом главном. Чудес в жизни не бывает. Снизить вес, не получая периодически физических нагрузок, невозможно. Бег, плавание, ходьба быстрым шагом (на выбор) – необходимые условия для снижения веса. Чтобы заниматься, например, бегом, даже не нужно выходить на улицу. Просто начинайте утро с бега на месте. Откройте форточку – и начинайте. Спокойные плавные движения. Сначала пять минут, потом десять, пятнадцать. Результат не заставит себя долго ждать.
Победа над собой – это победа на всех фронтах. Устранив избыточный вес, вы устраните подспудно осознаваемое чувство недовольства собой. А занятия спортом, физическая активность увеличат энергию вашей внутренней «батарейки». Это очень важно, ведь таким образом вы можете заполучить себе мощнейшего союзника – ваш организм.
Не боритесь с природой!
Я много лет занимаюсь купанием в проруби. Оно имеет очень мощное энергетическое воздействие, сравнимое разве что со вторым рождением. Каждый раз я выхожу из воды обновленным человеком, более сильным, более мощным.
Но мое купание в проруби – это не закалка в общепринятом смысле, это, скорее, обряд, таинство, во время которого происходит нечто очень важное: я становлюсь частью Вселенной, и она дарит мне невероятные силы. Вот почему я утверждаю, что нам нужна не закалка.
У каждого взрослого человека слово «закаляться» ассоциируется с борьбой. Я закаляю свое тело! Я превращаю его в сталь! Борьба с дождем, ветром, холодом сделает мое тело прочнее – так думают большинство людей, принимая решение победить болезни и слабость духа. Но как ни странно, борьба с холодом не имеет со здоровьем ничего общего. Дело в том, что нет смысла бороться с природой. Ведь холод – это природное явление, а природа – это наша Мать, Мама, Матушка.
Великий исследователь в области оздоровления Порфирий Корнеевич Иванов учит так: «Встань босыми ногами на землю. Попроси у матушки-природы здоровья для себя, своих близких и всех людей». Эти замечательные слова являются квинтэссенцией его оздоровительной системы «Детка». Суть «Детки» – не в хождении босыми ногами по снегу, не в купании в проруби, а именно в Любви.
Скажу больше: любовь к природе, к человеку является главной силой в абсолютно любой серьезной системе оздоровления.
«Детка» – только пример, но пример очень яркий. Начав заниматься этой оздоровительной системой, большинство людей поначалу ориентируется исключительно на внешний эффект: раздеться на морозе, залезть в прорубь, преодолеть стужу... Но эти действия составляют 5 % в общем объеме процесса оздоровления. А остальные 95 % – это любовь к людям, любовь к матери-природе.
Давайте процесс купания в проруби разделим на две составляющих: физическую и духовную. Начнем с физической. Мы знаем, что теплоемкость воды – одна из самых высоких. Наше тело в основном состоит из той же самой воды. Значит, можно сделать вывод: опуская свое тело в воду, то есть в среду, близкую по теплоемкости, вы не можете мгновенно остыть. Даже если вы сделаете это на тридцатиградусном морозе, и ваши волосы превратятся в сосульки, не переживайте: тело в безопасности.
Раздеваясь и вставая на край проруби, мы бросаем вызов глобальному, тотальному невежеству, охватившему наше общество. Вызов программам, которые заложили в нас, вдолбили, внушили нам наши заботливые родители: холод, лед – это боль и разрушение. Мы возвращаемся к матери-природе, возвращаем себе, а значит, и своим детям и внукам великую энергию земли и космоса – основу нашей жизни и здоровья.
Ваш дух, подсознание – вот что самое главное в этом действе. В первый раз идет разрушение страхов и предрассудков. Испытав это, вы вернетесь домой совершенно другим человеком. Для вас будет чудом то, что вы не заболели, а ваше тело наполнилось энергией. Но во второй, третий раз и дальше – никогда не забывайте о самом главном. Не подходите к проруби, пока ваше сердце не наполнилось любовью. Всегда помните: вы идете на встречу с матушкой-природой. И когда вы погружаетесь в воду, помните, что не миллионы колючих ледяных иголок впиваются в ваше тело, а ласковые нежные руки мамы нежно обнимают вас, даря энергию и жизнь. Помните, что вы погружаетесь в объятия любви, светлой энергии, тепла.
Обтирайтесь побыстрее полотенцем, дышите глубоко, спокойно. Возвращайтесь домой и – удивляйтесь! Вы стали совершенно другим человеком.
Рекомендация.
Прежде чем окунуться в прорубь, постойте босыми ногами на льду или снегу и мысленно скажите: «Матушка-природа, дай мне здоровья. Матушка-природа, дай здоровья всем моим родным и близким. Матушка-природа, дай здоровья всем людям на земле». Затем быстро погрузитесь в прорубь. Как только вода накрыла вас с головой, сразу выходите. Не нужно никакой борьбы. Не старайтесь задержаться в воде на лишнюю секунду. На первых порах будет страх – это нормально. Главное, никакой «борьбы», никакого противостояния. Сразу выходите, обтирайтесь и еще раз скажите: «Матушка-природа, дай мне здоровья. Матушка-природа, дай здоровья всем моим близким. Матушка– природа, дай здоровья всем людям на земле». Наполните свое сердце любовью ко всему миру. Наполните свое сердце любовью к матушке-природе. Почувствуйте божественную энергию, силу, которая наполняет ваше сердце, вашу душу. Помните, главное в этом процессе – любовь.
Верность, честь и... экономика
Задолго до рождения Христа триста спартанцев встали перед выбором: смерть или бесчестие? Триста храбрецов во главе со своим царем Леонидом прикрывали в ущелье отступление греческой объединенной армии. Они знали, что все погибнут, потому что наступавшие персидские войска в тысячи раз превосходили их числом. Представьте все мужество и героизм этих людей, если на слова царя Леонида перед началом фронтового обеда «Ешьте плотнее, потому что ужинать мы будем уже на том свете!» спартанцы лишь громко расхохотались этой шутке!
Персы пытались запугать храбрецов и заставить их бежать с поля боя. Они послали к ним парламентариев со словами: «Наше войско настолько огромно, что если мы выпустим стрелы, они закроют от вас солнце». Спартанцы с достоинством ответствовали: «Что ж, мы будем сражаться в тени!»
Ущелье, где триста спартанцев остановили огромное вражеское войско, ныне уже не существует на карте. За две с половиной тысячи лет ветер и вода стерли эти горы в песок. А немеркнущая слава о подвиге этих героев и их отважные слова будут жить вечно!
В современном мире люди все чаще забывают о верности и чести. Для большинства людей деньги стали важней, чем душа. Словно осколки волшебного зеркала, деньги ослепили человека, охладили души. Прибыли, дивиденды, зарплата, покупательная способность, уровень жизни – вокруг этих понятий строится не только образ мыслей, но и вся жизнь современного человека. Пусть сегодня наш выбор не столь однозначен: жизнь или смерть. Но спустя тысячелетия мы все так же стоим перед альтернативой: уничтожение, убийство собственной души, собственного «я», незаметное превращение в животное, в растение – или настоящая жизнь.
Иногда мне кажется, что я вообще единственный в мире предприниматель, пропагандирующий бизнес как средство создания самого себя, как средство создания своей души. Большинство бизнесменов думает только о прибыли. Это плохо не только с точки зрения этики. Растление своей души означает как минимум болезни. Заканчивается же вся эта суета банальной безвестностью.
Мы с вами помним о подвиге трехсот простых воинов, живших две с половиной тысячи лет назад. И ничего не знаем о тех богатеях, которые умерли вчера. Вернее, даже не о богатеях, а об их телах: как личности они уничтожили себя намного раньше.
Эту главу я пишу в Токио, в гостинице недалеко от самого известного и почитаемого храма в Японии, который называется Сэнгакудзи.
Впечатления от общения с настоятелем и изучения истории этого дзен-буддистского храма настолько сильны, что я не могу не передать эту историю вам, дорогой читатель.
Триста лет назад Японией правил могущественный сёгун. Власть его была безгранична. Сёгун назначал военных правителей областей, их называли «даймё». Одной из отдаленных и небогатых областей Японии управлял даймё, которого звали Асано.
Асано был сильный духом и глубоко порядочный самурай. Он был одним из лучших воинов сёгуна и справедливо управлял вверенной ему областью. Но при дворе он бывал редко и не всегда понимал тонкости этикета придворной жизни. Сёгун, зная это, направил к нему придворного чиновника Кира, чтобы тот помог Асано выучить правила дворцового этикета.
Кира был хитрецом, льстецом и негодяем. Все знали, кто такой Кира и кто такой Асано. С момента их встречи и ведет начало эта удивительная история, которая ныне стала национальным эпосом японцев.
Обучая Асано тонкостям придворного этикета, Кира бесстыдным образом намекал, что неплохо было бы позолотить ему ручку. Но Асано был человеком чести и не мог позволить себе действия, которые, по мнению благородного самурая, могли опозорить его имя. Не получив никаких взяток от Асано, Кира затаил в своем сердце черную злобу на благородного даймё и задумал отомстить ему.
Случай представился, когда Асано в очередной раз приехал в Токио по делам ко двору сёгуна. Кира прилюдно оскорбил и унизил самурая. Подлый царедворец знал, что здесь он может делать это безнаказанно: во дворце сёгуна под страхом смерти было запрещено вынимать меч из ножен. Не стерпев незаслуженных оскорблений, Асано не выдержал и обнажил свой меч, вызывая негодяя Кира на поединок. Но Кира спрятался за спины дворцовых охранников и таким образом остался в живых. А Асано был арестован.
Сёгун оказался перед выбором: с одной стороны, негодяй и подлец Кира; с другой – достойный, преданный самурай. По закону, Асано следовало казнить, но сёгун не хотел унижать достоинство своего лучшего воина. Сёгун разрешил Асано принять почетную смерть – сделать харакири. По японским обычаям, такой уход из жизни для самураев считался не наказанием, не позорной смертью, а достойным выходом из положения. Самурай сохранял свою честь.
По преданию считается, что дух самурая живет в животе чуть ниже пупка. Там же, согласно индуистским представлениям, находится первая чакра, которая называется «хара». Самурай, которому разрешили сделать харакири, должен был коротким мечом крест-накрест вспороть свой живот. При выполнении этого смертельного обряда ни в коем случае не допускались крики от боли или страдания и плач. Это должно было происходить невозмутимо и со спокойным лицом. Тем самым самурай достойно выпускал свою душу на волю.
Асано беспрекословно и с благодарностью принял приказ сёгуна. Он жалел только, что не сумел раньше убить Кира, которого при дворе никто не считал за человека.
После того как Асано убил себя, сёгун велел похоронить его в одном из столичных храмов – Сэнгакудзи. Тем самым скорбящий сёгун выразил свое уважение к Асано.
Но это, дорогой читатель, только начало истории.
Смерть своего даймё горько оплакивали его воины – 321 самурай, ставшие теперь ронинами, то есть самураями, которым не за кого сражаться. Собрание ронинов проходило очень бурно. Большинство хотело защищать замок Асано до последнего самурая и тем самым выразить свою преданность. Но предводитель личной охраны Асано Оиси Куранасукэ распорядился по-другому: «Мы не можем проявить свою преданность господину, идя против воли сёгуна. Тогда мы опозорим свою честь и опозорим имя Асано». Поэтому он всех распустил, после чего тайно собрал 47 самых преданных, и они договорились все-таки отомстить за своего господина.
Эти 47 самураев сделали вид, будто забыли о случившемся. Сам Оиси вел просто безобразную жизнь: напивался, терпел оскорбления, всем видом показывая свое безразличие к жизни и к происходящему вокруг. Однажды он валялся пьяным в канаве, и проходивший мимо самурай плюнул в него, произнеся следующие слова: «Ты позоришь не только сёгуна, не только память об Асано, ты позоришь само звание самурая». Оиси Куранасукэ стерпел. Так продолжалось около двух лет. И вот в назначенный день эти 47 ронинов, как по команде, собрались на могиле своего господина в храме Сэнгакудзи.
В Токио снег выпадает очень редко. Но в тот день шел сильный, невиданный для здешнего климата снегопад. Поэтому на японских гравюрах эти 47 самураев всегда изображаются пробирающимися сквозь сугробы. Они подошли с двух сторон к дому негодяя Кира и напали на него. Ронины убили 60 телохранителей и ворвались во внутренние покои, где прятался Кира. Рука возмездия дотянулась до подлого царедворца. Бросив голову Кира в ведро, 47 верных самураев пришли в храм Сэнгакудзи и поставили ведро в ногах могилы своего господина. Затем, чтобы не нарушать преданности и верности сёгуну, они сдались на его милость.
Сёгун так же, как и все японцы, был тронут этим поступком. Несмотря на то что 47 самураев убили придворного и тем самым пошли против сёгуна, он оказал им высокую честь, такую же, как и их господину, – разрешил сделать харакири.
Всех их похоронили рядом с их господином.
Сегодня на «истории 47 самураев» воспитываются миллионы молодых японцев. Выпускаются календари с их именами, пишутся гравюры с их изображениями, расписываются вазы. Каждый год в день расплаты негодяя Кира от театра Кабуки в храм Сэнгакудзи движется красочная процессия, изображающая 47 самураев. На это театрализованное действо собираются тысячи японцев. День памяти 47 героев стал национальным праздником. Верность и преданность обычных самураев, каких в истории Японии были миллионы, осталась в памяти японского народа навечно.
Я видел в Токио еще один памятник верности. Памятник псу, который несколько лет сидел на месте, ожидая хозяина. Хозяина не было в живых, он умер в кафе от сердечного приступа. Я вспомнил, что такой же памятник стоит и в Тольятти. Горожане увековечили память о собаке, ежедневно приходившей на перекресток ждать своего хозяина, которого на этом месте сбила машина.
И я подумал: почему люди так трепетно хранят примеры верности? И почему в Тольятти нет ни одного памятника благородному жителю Тольятти, благородному руководителю Тольятти? Почему такой памятник поставили только собаке?
Похоже, люди учатся у животных верности и преданности.
Почему я так подробно рассказал вам легенду о 47 самураях? На мой взгляд, в ней, как в капле воды, отразилась вся японская идеология. Читая книги о Японии, общаясь с выдающимися японистами, я непрерывно задавал себе вопрос: «В чем же секрет успеха этой удивительной страны? Почему маленькая страна добилась таких выдающихся результатов в автомобилестроении, в электронике? Как смогли 2 % населения земли, не имеющие собственного сырья: ни руды, ни газа, ни нефти, ни угля, не имеющие даже нормальной земли, для того чтобы построить заводы и фабрики, как они смогли завоевать весь мир? Каким образом эта удивительная страна, которая после Второй мировой войны лежала в разрухе, за каких-то пять десятков лет смогла обогнать ведущие мировые державы?»
Я пытался найти ответ, изучая управленческий опыт таких выдающихся японских предпринимателей, как Соичиро Хонда, Акио Морита, Камасоки Мацусито. Я задавал себе этот вопрос, общаясь с японскими промышленниками, предпринимателями, выдающимися мастерами восточных единоборств.
Но когда я узнал, что самый известный и почитаемый храм в Японии посвящен 47 ронинам, я понял, что это и есть ответ.
Народ, который превыше социальной, материальной обеспеченности ставит высокие человеческие ценности и понятия и, более того, культивирует их, взращивая каждое новое поколение на великих примерах, просто не мог не превзойти другие народы, поклоняющиеся только материальному, только золотому тельцу.
И еще о гордости