Инструменты реализации новых подходов денежно-кредитной политики
Характер использования, объемы и длительность применения отдельных инструментов будут определяться складывающейся ситуацией на российском финансовом и валютном рынках. При этом предполагается, что решение систематических задач будет производиться более полным использованием систематических инструментов. В целом Банк России также будет стимулировать расширение длинных ресурсов в экономике и стимулировать банки выдавать длинные (инвестиционные) кредиты. Данная задача будет решаться с помощью различных подходов.
В случае повышения неустойчивости рынка, т.е. при отклонении определенных показателей на определенную величину в неблагоприятную сторону от средних значений за предшествующий период, будут вводиться специальные рычаги, либо меняться условия по применяемым инструментам. При развитии менее благоприятных тенденций в отдельные периоды регулятором будут изменяться условия и степень жесткости используемых инструментов. При достижении более благоприятных условий использование отдельных инструментов может быть отменено.
Процентная политика Банка России будет направлена на стимулирование кредитования реального сектора. Предполагается дальнейшее снижение ключевой ставки до приближения их к уровню среднего показателя рентабельности в реальном секторе. Снижение ставок будет осуществляться постепенно и учитывать спрос на кредитные ресурсы в экономике в целом.
Предполагается, что в отдельные периоды роста напряженности на финансовом рынке, которые будут проявляться в т.ч. в росте волатильности ставок, валютного курса, перетоков капитала и др., ликвидность банковскому сектору будет предоставляться по фиксированным, специально определяемым, индексированным и др. видам ставок (а не на аукционной основе, как это происходит в стабильной ситуации).
Снижение процентных ставок будет осуществляться также в рамках антиинфляционной политики, которая будет носить комплексный характер (вместо узконаправленного монетарного подхода). Эта политика будет также включать ограничение тарифов естественных монополий. При необходимости допустимо введение административного регулирования цен на иные товары на определенный период. Антиинфляционная политика включает также поддержание более сильного и устойчивого рубля.
Планируется повыситьобъемы рефинансирования,а также планируется развитие и расширение специальных инструментов рефинансирования, в т.ч. под залог нерыночных активов (прав требований по инвестиционным ссудам, кредитование МСБ, ипотечным кредитам) и др. Использование этих инструментов будет иметь постоянный характер, и объемы их финансирования в ближайшие годы будут расширяться.
Для удлинения ресурсной базы в экономике по отдельным традиционным инструментам рефинансирования будут повышены сроки предоставления средств.
ЦБ будет осуществлять многоканальную целевую эмиссию.Целевые средства будут направлены в соответствие с приоритетными направлениями развития экономики под контролем уполномоченных коммерческих банков. При этом будет введена ответственность конечных получателей ресурсов за целевое использование таких средств. Контроль за использованием средств будут осуществлять уполномоченные банки, а также ЦБ РФ.
Часть эмиссионных средств будут направлены уполномоченным банкам по пониженной процентной ставке на срок соответствующий реализации инвестиционных проектов по конкретным направлениям. Уполномоченные банки эти средства будут направлять в соответствующие предприятия с начислением небольшой маржи. Банки, участвующие в данной схеме получат определенные преференции по нормам резервирования в рамках указанных объемов, налоговые послабления и др.
Удлинение сроков рефинансирования и целевое финансирование отдельных направлений, ставки по которым несмотря на их в целом низкий уровень,будут также учитывать отраслевые риски, должно способствовать формированию механизма ценообразования на финансовые активы внутри страны.
Предполагается постепенное снижение нормы резервирования для банковского сектора. Это позволит банкам высвободить ресурсы, снизить ставки, что также расширит возможность кредитования реального сектора. В целом уменьшение норм резервирования приведет к росту кредитного мультипликатора.
Целесообразно введение дифференцированныхнорм резервирования в зависимости от длины пассивов банков. В целях стимулирования более длинных пассивов предусматривается установление более льготных норм резервирования по более длинным средствам. Данная мера должна быть использована в увязке с соответствующим формированием активных операций на более длинный срок – для недопущения недобросовестных действий банков по использованию льготного резервирования по длинным пассивам и их последующего использования на короткие операции (в т.ч. спекулятивные). Более льготная норма резервирования должна применяться только на тот объем средств, который фактически используется на длинные сроки кредитования.
Кроме того расширение длинных денег в экономике будут осуществляться посредством участия в процессе также Министерства финансов РФ. Центральный банк будет покупать гособлигации, выпущенные Минфином РФ, и одновременно осуществлять эмиссию. Данная эмиссия будут также иметь целевой характер – т.е. средства будут направляется соответственно Министерству финансов.
Примечание 11. Механизм целевой эмиссии в увязке с бюджетными приоритетами используется при эмиссии доллара США (см. схему). В других развитых странах используются схожие подходы (Япония).
Эмиссия доллара США (формирование денежной базы) на основе покупки госбумаг (2015 г.)
Источник: М.Ершов
При этом купленные центральным банком бумаги обычно потом не будут участвовать в обратной операции, предполагающей продажу бумаг на рынке и стерилизацию эмитированных денег. Приобретенные госбумаги планируется разместить на балансе ЦБ РФ до срока их истечения. Предполагается, что такие гособлигации будут иметь срок 10, 20, 30 лет. Другими словами, экономика получит «длинные» и целевые инвестиционные ресурсы. Более того, когда срок бумаг будет заканчиваться, возможна новая эмиссия и покупка новых бумаг. Это обеспечит ту длину формируемых ресурсов, которые требуются экономике на необходимый продолжительный период.
В случае крайне неблагоприятного развития ситуации в экономике ЦБ для улучшения качества портфелей банков может выкупать токсичные активы у банков.
Примечание12. В международной практике для поддержки банковской системы широко применяется такой механизм как выкуп центральным банком различных активов у коммерческих банков. Однако, иногда для расчистки балансов банков применяются даже более нестандартные подходы. Так, например Банк Японии практикует выкуп рисковых инструментов частного сектора, что, по словам Х. Курода, «является исключительно необычной практикой для центрального банка».
ЕЦБ в апреле 2016 г. также принял нестандартные меры - программу выкупа облигаций корпораций, не относящихся к кредитным институтам (Corporate sector purchase programme - CSPP). Программа начнет осуществляться в июне 2016 г. и будет проводиться центральными банками 6 стран (Франция, Германия, Бельгия, Испания, Италия, Финляндия) при координации программы со стороны ЕЦБ. Национальные центральные банки будут выкупать долговые обязательства компаний зарегистрированных в еврозоне. Такие бумаги должны быть выпущены в евро, иметь соответствующий уровень рейтинга и срок до погашения от 6 месяцев до 30 лет с момента выкупа. Лимит на одну компанию определен в размере 70% эмиссии. К выкупу допускаются также облигации с отрицательной доходностью, если ее уровень на момент покупки выше, чем ставка по депозитам в ЕЦБ. Обязательства будут выкупаться как на первичном, так и на вторичном рынках, но с определенными ограничениями.
В Италии в апреле 2016 г. был создан фонд с целью для оказания помощи кредитным организациям. Фонд предназначен для использования банками, лишившимися возможности привлечения акционерного капитала на открытом рынке, а также не имеющими возможности продать портфели «плохих» кредитов. Создание такого фонда должно сократить объем просроченных кредитов в банковском секторе и поддержать рекапитализацию слабых финансовых компаний. Капитал фонда составил 5 млрд. евро.